Технологическая карта урока по математике Единицы измерения площадей, 5 класс ФГОС


Технологическая карта урока
Учитель: Сазонова Анастасия Сергеевна, учитель математики МБОУ «СОШ № 38» г. Ангарска
Предмет: математика
Класс: 5
Автор УМК: Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - М. Мнемозина, 2013
Тема урока: Единицы измерения площадей: решение задач
Тип урока: закрепление новых знаний и способов действий
Цель урока: формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности переводить одни единицы измерения площади в другие
Задачи урока:
Предметные:
Формировать теоретическое и практическое представление об единицах измерения площадей, как о целостном восприятии геометрической фигуры в числах;
Формировать умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический);
Формировать умение применять изученные понятия для решения задач практического характера.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;
Работать по коллективно составленному плану;
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
Высказывать свое предположение;
Продолжать развивать умение понимать и использовать математические средства наглядности.
Личностные:
Уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
Проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
Ориентироваться на успех в учебной деятельности.
Организация деятельности обучающихся на уроке:
самостоятельно определяют тему, цели урока;
самостоятельно выходят на проблему и решают её;
ведут диалог, отвечают на вопросы;
выполняют практические задания на вычисления;
оценивают себя и друг друга;
рефлексируют.
Технология проведения урока деятельностный метод
Этап урока
(обязательные этапы урока) Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД Результат Коррекция Время
Этап
Мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Приветствует обучающихся.
Настраивает на работу.
Предлагает проверить готовность рабочего места. Приветствуют учителя.
Проверяют готовность к уроку.
Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков.
Регулятивные: прогнозирование своей деятельности.Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.
Личностные: умение выделить нравственный аспект поведения. Создание благоприятного психологического настроя на работу 1 мин
2. Этап Актуализация знаний.
Учитель начинает беседу с задачи по будущей теме урока: Сегодня я хочу обратиться к вам за помощью. Необходимо разрешить спор между двумя садоводами. У каждого их них есть участок земли, один из садоводов начал хвастаться, что его участок меньше, а урожая он выращивает больше. Но второй садовод не согласился с ним, сказав, что участки земли у всех одинаковые. Спорили они долго, но так к согласию и не пришли.
(Слайд 1)
Задает учащимся наводящие вопросы:
- Сможем ли мы им помочь, если известно, что длина первого участка 600см, а ширина 200см. Длина второго участка 4м, а ширина 3м?
- Какие знания необходимы для решения этой задачи? (Слайд 2)
- Как вы думаете, площадь можно находить только в м2 ?
Какова тема нашего сегодняшнего урока? (Слайд 3) Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, предлагают разные способы решения задачи.
Sпрям. =аb
а=600см=6м
b=200см=2м
S1участка=6м•2м=12м2
S2участка=4м•3м=12м2
S1участка= S2участка
Записывают тему урока.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний
(преобразовывать информацию из одной формы в другую).
Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.
Личностные: умение ориентироваться на успех в учебной деятельности.Умение обобщать представление об объектах мин
3. Постановка проблемы. Целеполагание - Я решила купить дачный участок земли с домом. Нашла объявление в интернете (дом с землей). От продавца получила план участка. (Слайд 4)
- Продавец сказал, что участку уже очень много лет и единственный документ на участок датирован 1900г. На документе план участка со странными числами и словами. Что это за числа и слова?
-Как мне соотнести эти слова и числа с современной метрической системой?
Выдвигают свои предположения.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной
цели, выбор эффективных
способов решения задач, анализ
объектов для выделения свойств и признаков объектов, построение логической цепи рассуждения.
Регулятивные:
выявление объективной учебной информации,
необходимой для освоения, соотнесение и реализация плана деятельности при освоения учебной информации.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации,
использовать речевые средства для дискуссии и аргументации.
Личностные: самоопределение Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
5 мин
4.Построение проекта выхода из затруднения. Реализация построенного проекта
- У вас на столе лежит выписка из исторических материалов. Это может нам помочь?(Слайд 5)
Разрабатывают алгоритм работы с полученными заданиями,
аргументируют свою деятельность (практическая работа) по достижению цели. Анализируют текст и сопоставляют единицы измерения, использовавшиеся на Руси с современными единицами измерения.
Познавательные: умение решать проблемы, возникающие в ходе фронтальной работы.
Регулятивные: способность к волевому усилию; постановка учебной задачи на основе известного.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.
Личностные: самоопределение. Умение обобщать представление об объектах; обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. 6 мин
Физкультминутка
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи Много ль надо нам, ребята.
Много ль надо нам, ребята.
Для умелых наших рук? Нарисуем два квадрата, А на них огромный круг, А потом ещё кружочек, Треугольный колпачок. Вот и вышел очень очень Развесёлый чудачок.
Возвращаемся к задаче. Необходимо вычислить площадь земли, предназначенной для посадки. (Слайд 6)
Учитель предлагает самостоятельную работу по переводу одних единиц измерения в другие (современная метрическая система) (Слайд 7)
Производят необходимые вычисления. Проверяют и исправляют свои ошибки. Выполняют самопроверку.
Выполняют самостоятельную работу по переводу единиц измерения площади. Познавательные: умение составлять модель и преобразовывать её в случае необходимости; анализ и синтез объектов.
Регулятивные: умение проанализировать ход и способ действий; оценка-осознание уровня и качества усвоения; коррекция полученного результата.
Коммуникативные: умение слышать и слушать, вступать в диалог.
Личностные: самоопределение, смыслообразование.
Умение самостоятельно решать задачи 1 мин
17 мин
6.Самоконтроль, взаимоконтроль
Предлагает обучающимся проверить свои знания с помощью ответов, представленных на слайде.(Слайд 7) Обмениваются тетрадями, выполняют взаимопроверку с помощью эталона. Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль
Познавательные: рефлексия; анализ и синтез объектов.
Коммуникативные: оценка своей деятельности и деятельности других людей
Личностные: самоопредление. Владение основами самоконтроля 1 мин
7.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Просит вернуться к таблице, которую заполняли в начале занятия.
Какую задачу ставили на урок?
Удалось ли решить поставленную задачу?
Каким способом?
Где можно применить новые знания?
Просит нарисовать улыбку смайлику в таблице (Слайд 10)
Задание на дом: вычислить площадь своей комнаты. Результаты вычислений представить в различных единицах измерения (см² ,дм², м²). (Слайд 11) Отвечают на вопросы учителя, ставят «+» напротив выполненных задач во второй колонке таблицы.
Выражают свои эмоции с помощью рисунка.
Записывают домашнее задание в дневник. Познавательные: умение обобщить на доступном уровне полученную информацию.
Регулятивные: умение критично относится, оценивать чужие и свои высказывания, умение активно слушать.
Коммуникативные: умение точно и полно строить высказывание; оценка своей деятельности и деятельности других людей
Личностные: смыслообразование. Оценка своей деятельности и деятельности других людей 5 мин
Приложение 1
Индивидуальный лист ученика 5 класса
Ф.И.____________________________________
Тема урока «Единицы измерения площадей: решение задач»
Что вы знаете об единицах измерения площадей? Что вы хотите узнать об единицах измерения площадей?
Изобрази своё настроение по окончании урока:

Приложение 2.
План участка:

Приложение 3.
Дополнительные задачи:
Вычислить площадь закрашенной фигуры. (268 кв.ед.)

Мужчина решил покрасить пол у себя на даче. Но пол имеет необычную форму. Но он не знает, сколько надо краски, на банке с краской написано 100гр на 1м2. Площадь меньшей фигуры 12м2, площадь большей – 20м 2. Что делать? (3600 гр.)