Конспект урока «Прямое и переносное значение слов»


Тема:Прямое и переносное значение слов (5 класс)Тип урока: урок объяснения нового знания.
Цель деятельности учителя: познакомить обучающихся с понятием «прямое и переносное значение слова», научить различать данные понятия.
Цели как деятельность обучающихся:
Предметные: знать понятие «прямое и переносное значение слова»; уметь находить слова в переносном значении в тексте, толковом словаре; употреблять в своей речи слова в переносном значении.
Метапредметные: умение вести самостоятельный поиск информации, преобразовывать её (составлять таблицу, алгоритм), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.
Личностные: находить слова, употреблённые в переносном значении в речи, в том числе художественной (олицетворение)
Методы и формы обучения: наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций, индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация, электронное приложение к учебнику Т. А. Ладыженской (издательство «Просвещение»)
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты. Ход урока Деятельность
обучающихся. Формирование УУД
I. Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. II. Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания.
Воспроизведение
ранее изученного.
Взаимопроверка. 1. Терминологический диктант.
По толкованию слова определить слово и записать его в начальной форме.
Наука, изучающая словарный состав языка, называется…(лексикология)
Словарный состав языка называется …(лексика)
То, что обозначает слово, называется…(лексическое значение)
Слово, имеющее одно лексическое значение, называется…(однозначное)
Слово, имеющее два и более значений, называется…(многозначным)
Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…(толковый словарь)
2) Лексико-орфографический диктант:(определить слово по его лексическому значению, записать, объяснив орфограммы):- Человек, совершающий поездку в любом виде транспорта. (Пассажир)- Мера длины, равная 1 000 метров. ( Километр)- Дорога с твердым покрытием . (Шоссе)- Парная спортивная игра маленьким мячом, который перебрасывается ракеткой через сетку, разделяющую корт. (Теннис)- Жесткая прямоугольная сумка с закидывающейся крышкой и запором для ношения бумаг, книг. (Портфель). Выполняют задание, оценивают работу товарищей. Коммуникативные:
- Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Познавательные:
- Производить анализ, синтез, обобщение, устанавливать причинно-следственные связи.
III. Введение в тему с последующим планированием деятельности на уроке.
Работа с эпиграфом к уроку, ответы на вопросы. Создаёт проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаток своих знаний и желании активно преодолевать возникающие противоречия.
В одной из былин об Илье Муромце есть такие слова: «Слово, оно что яблочко: с одного-то боку зелёное, так с другого румяное, ты умей его, девица, повёртывать..»
- Вдумайтесь в смысл этого предложения. Как вы понимаете его смысл?
Послушайте стихотворение:
Мне не хватает теплоты,-Она сказала дочке.Дочь удивилась: – Мерзнешь тыИ в летние денечки?-Ты не поймешь, еще мала,Вздохнула мать устало.А дочь кричит: – Я поняла! –И тащит одеяло.
- Почему девочка не поняла маму?
- О какой теплоте идёт речь?- Какое еще значение имеет слово теплота? (нагретое состояние чего-нибудь: в дом дали тепло) – прямое значение слова.- Скажите, а это важно – понимать другого человека?(Да, и в этом нам поможет знание о способности слова иметь наряду с прямым и переносное значение) -Давайте сформулируем вместе тему нашего урока.
- Какую цель и задачи мы поставим перед собой? Отвечают на вопросы. Формулируют цель урока в диалоге с учителем Познавательные:
-Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Коммуникативные:
- Задавать вопросы с целью получения необходимой информации для решения проблемы
Регулятивные:
- Высказывать предположения на основе наблюдений.
- Формулировать тему (проблему) урока и его цель.
- Планировать деятельность.
IV. Открытие новых знаний
Знакомство с теоретическим материалом; составление связного рассказа об изученных нормах. Прослушайте материал, данный на диске.
Заполните таблицу, используя полученные ранее знания и материал параграфа 66 на странице157

Значение слова Воспринимают теоретическую информацию, осваивают лингвистические термины. Познавательные:
- извлекать необходимую информацию из прослушанного, прочитанного.
-Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую(текст в схему, таблицу).
Регулятивные:
- Искать пути решения проблемы.
V. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.
Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся Организует и сопровождает деятельность обучающихся, контролирует правильность выполнения задания.
1. Запишите текст под диктовку:
Дождь уснул. От солнца же поднялась суета ветра, взъерошились деревья, забормотали деревья и кустарники. И даже сам дождь снова встал на ноги, разбуженный щекочущей теплотой, и собирал свое тело в облака.
Объясните орфограммы, в каком значении употреблены глаголы?
2. Знаменитый детский писатель К. И. Чуковский записывал высказывания детей, не знавших о переносном значении слов. Послушайте некоторые из них:
а) - Я в школу не пойду, - заявил пятиклассник Серёжа. – Там на экзаменах режут.
б) - Вот зимой выпадет снег, ударят морозы
    - А я тогда не пойду на улицу.
    - Почему?
    - А чтоб меня морозы не ударили
в) Мальчика спрашивают о сестре
    - Что же твоя сестра Иринка с петухами ложится?
       - Она с петухами не ложится - они клюются: она одна в свою кроватку ложится. 
г) Мама выстирала рубашку и попросила Петю повесить ее сушить на солнышке.
Петя ушел, но скоро вернулся с рубашкой.
 - Почему ты не повесил ее сушить?
-  Я не достал до солнышка, - ответил Петя. Выявляют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Познавательные:
- Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
Коммуникативные:
- Строить связное монологическое высказывание; слушать и слышать других; быть готовым корректировать свою точку зрения.
VI. Самостоятельная работа. Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применений их на практике. Организует и сопровождает деятельность учащихся.
О том, что слово имеет переносное значение, мы можем узнать из толкового словаря. Такое значение слова обозначается пометкой ПЕРЕН.
Откройте учебник на с. 183 и найдите слово УВЯДАТЬ. Второе значение данного слова переносное.
Выполнение упражнения 349 ( в парах).
Выполняют упражнение, обсуждая выполненное в паре. Регулятивные:
- совместно планировать необходимые действия, операции.
Коммуникативные:
- Формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
VII. Включение в систему знаний и повторение Самопроверка и обсуждение работ. Организует и сопровождает деятельность учащихся по освоению лингвистического термина, контролирует правильность выполнения задания.
В художественных текстах часто писатели наделяют неживые предметы признаками и свойствами одушевлённых, например, щука говорит, солнышко смеётся… Такой приём называется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.
Познакомимся поближе с этим явлением, выполнив Упр. 350
и Упр. 351 Выполняют задание. Личностные:
- оценивать содержание с нравственно-этической позиции.
Познавательные:
- осуществлять поиск необходимой информации
VIII. Рефлексия.
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание. – Какую новую информацию вы получили на уроке?
– Назовите ключевые слова темы.
– Возникали ли трудности во время изучения нового материала, закрепления?
– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
– Оцените работу на уроке.
В сотрудничестве с учителем делают вывод. Личностные:
- понимать, в чём значение знаний для человека.
Познавательные:
- приобретать умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности.
Регулятивные:
- Соотносить цели и результаты своей деятельности.
- Исправлять и объяснять ошибки.
IX. Домашнее задание.
Выписать 2 четверостишья, в котором встречается олицетворение
ИЛИ
Упр. 348