Открытый урок по русскому языку на тему Прямое и переносное значение слова


Тема : Прямое и переносное значение слова.
Цель урока: Образовательная: дать понятие о прямом и переносном значении слова : умения определять лексическое значение слова.
Развивающая: научить учащихся распознавать понятие прямого и переносного значения слова развивать умение применять знания в разнообразных ситуациях:.
Воспитательная: воспитывать аккуратность при выполнении письменных задании.
Тип урока: объяснение нового материала
Метод обучения: словесный, наглядный, практический
Формы обучения : групповой ,индивидуальный, беседа по тексту
Оборудование : использование ИКТ, кластер, опорные схемы
Эпиграф: « Знания зовут ,а дела не ждут»
Ход урока
Организационный момент.( посещаемость и готовность класса к уроку)
Опрос домашнего задания.Фронтальный опрос.
Объяснение нового материала. Слово учителя.
Прямое значение — это первоначальное исходное значение слова. Как правило, прямое значение является основным наименованием определенного предмета, признака или действия.
Переносное значение — вторичное значение, возникшее на основе прямого. Наименование может быть перенесено по сходству (метафора) или по смежности (метонимия).
Закрепление новой темы
Запишем словосочетания и определим, в прямом или переносном значении они употребляются.Чистые руки, железный гвоздь, тяжелый чемодан, волчий аппетит, тяжелый характер, олимпийское спокойствие, железная рука, золотое кольцо, золотой человек, волчья шкура.
VII. Составим словосочетания, запишем словосочетания
в переносном значении.
Злой (мороз, волк), чёрные (краски, мысли), бежит (спортсмен, ручей), шапка (мамина, снега), хвост (лисы, поезда), ударил (мороз, молотком), барабанит (дождь, музыкант). VIII. Работа по учебнику. Упражнение 29 .
Упражнение 32.
IX. Обобщение темы. Вопросно- ответная работа
X. Итог урока. Оценки.
XI. Домашнее задание. Упражнение 33. Выучить правило.