Доклад Организация воспитательной работы с целью предупреждения негативных проявлений


КОУ ВО « Верхнемамонская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

«Организация воспитательной работы в классе по созданию микроклимата с целью предупреждения негативных проявлений: правонарушений, побегов, употребления алкоголя и курения»

Воспитатель: Вишнякова Н.А.

Каждый человек отличается своеобразием реакций на воздействие окружающей среды. Поведение проявляется в индивидуально - своеобразных формах, не всегда адекватных.
Возраст пубертатный – один из самых трудных и трудных периодов развития человека. Несмотря на относительную короткую продолжительность (с 14 до 18 лет), он практически в большинстве определяет всю дальнейшую жизнь человека. Фактически в подростковом возрасте, происходят формирование характера и другие базы человека. Переход от детства и грубая гормональная перестройка в организме все это приводит к агрессивности подростков.
Взрослые должны учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опеки и контроля родных, учителей , воспитателей. В большинстве случаев это стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения.
В этот период взросления мы сталкиваемся с самым большим количеством так называемых «трудных» детей. Но даже абсолютно здоровых подростков характеризует предельная неустойчивость настроений, поведения, постоянные колебания самооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость, неадекватность реакций. Пубертальный возраст настолько богат конфликтами и осложнениями, что некоторые исследователи склонны рассматривать его как один сплошной затянувшийся конфликт.
Процесс восхождения от индивида через индивидуальность к личности можно, в какой - то мере, рассматривать и как процесс социализации (влияния общества) с одной стороны и как процесс самосовершенствования человека изнутри, с другой.
Социализация человека начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всей его жизни. Избежать этого процесса во взрослом возрасте человек может, лишь изолировав себя от общества, однако в реальной жизни это сделать практически невозможно.
На процесс социализации личности влияют всякого рода факторы, но, основными можно выделить биологические и социальные. От того, какого рода гены заложены в человека, во многом зависит его развитие, особенно на ранней стадии. Но не обязательно у гениальных родителей рождаются гениальные дети. Очень многое зависит и от окружения, в котором воспитывается человек. Процесс социализации в основном идет в семье, но чем старше ребенок, тем большее влияние на него оказывает «улица», школа и т.д.
Ученые – педагоги, психологи и социологи утверждают: в первые 3-5 лет жизни, главным образом из материнских и отцовских уст, из их поведения, ребенок получает до 80% всего того, что требуется для формирования человека как личности , особенно для развития нравственно-психологических качеств. Недаром еще Л.Н.Толстой подчеркивал, что «от пятилетнего ребенка до меня – только один шаг. От новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние». При этом нередко деформируется важнейшая функция семьи – психологическая защита ребенка. С. Долецкий даже ввел в научный оборот соответствующий термин: СООД, т.е. синдром опасного обращения с детьми. Отсюда – отчуждение от родителей, неприятие их жизненных стандартов и, как результат, переход на преступный путь. Семейное неблагополучие способствует возникновению и развитию нервно-психических аномалий у детей, которые в свою очередь, порождают дефекты их эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферы, затрудняют адаптацию к жизни, учебе, работе в коллективе и т.д.
Изучение психологических отклонений у подростков – правонарушителей показало, что неблагополучная семья служила основным источником антиобщественного воздействия в 70 – 80% случаев. Многочисленные исследования подтверждают особую пагубность семейных скандалов и сцен, которые калечат душу ребенка с первых лет его жизни. В условиях двуличия, лицемерия старших особенно интенсивно работает механизм отчуждения и негативизма детей и подростков, быстрее прививаются стереотипы аморального и противоправного поведения.

К факторам, способствующим преступности несовершеннолетних, можно отнести:
Безнадзорность, (и, как её крайняя степень – беспризорность, включающая в себя в последние годы во все большем количестве такое явление, как бродяжничество, т.е. прямой путь на дно жизни) понимаемая, в первую очередь, как отсутствие контроля за детьми со стороны родителей и лиц, их заменяющих.
Безнаказанность. Практика свидетельствует, что нередко путь к преступлению как бы ступенчат: отсутствие должного и своевременного реагирования на нарушения формирует у подростков чувство вседозволенности, вследствие чего могут совершаться более тяжкие проступки, включая преступления. По данным исследований, более 65% несовершеннолетних преступников надеялись на безнаказанность.
Из–за недостаточной эффективности всех видов наказаний, особенно применения института отсрочки исполнения приговора, условного осуждения. Статистика последних лет показывает, что примерно каждый пятый-седьмой несовершеннолетний в период отсрочки или условного осуждения вновь совершает преступления, причем нередко более тяжкие.
Всестороннее и многоплановое изучение отклоняющегося поведения учеными педагогами, психологами, социологами, медиками, юристами говорит о том, что можно прогнозировать появление той или иной вредной привычки и в целом отклоняющегося поведения. Природа отклоняющегося поведения неоднородна, различают поведение
-- девиантное, т.е. отклоняющееся от принятых в обществе норм;
-- делинквентное – преступное, криминальное;
-- аддиктивное – характеризующееся стремлением к употреблению одурманивающих (наркотических ) веществ;
-- аномальное, характеризующееся наличием мозговой патологии.
К основным формам девиантного поведения в современных условиях можно отнести преступность, алкоголизм и табакокурение, проституцию, наркоманию, суицид.
Специалисты отмечают, что очень трудно работать с такими детьми курильщиками, наркоманами и токсикоманами, агрессивными детьми, с детьми, которые убегают из дома, бродяжничают, с подростками 13-14 лет, а также с детьми, которые не умеют себя вести.
Очень многие педагоги отмечают, что имеется тенденция к снижению уровня культуры, интеллектуального уровня детей, отсутствие элементарных навыков социального поведения. Отмечают также увеличение числа детей с физической и психической патологией.
Почему же все-таки ребенок становится трудным? Каковы причины, вызывающие отклонение в поведении? Большинство педагогов (65%) считает, что основная причина девиантного поведения детей определяется экономической, политической и социальной ситуацией в стране, т.е. нестабильностью экономики, неуверенностью в завтрашнем дне, незаинтересованность государства в обучении и воспитании детей, в их будущем.
На втором месте по значимости (43%) отмечают влияние ситуации в семье. Сюда включают: недостаток внимания, контроля со стороны родителей за детьми; негативный пример, который дают родители детям; низкий уровень жизни, нищета в семьях, безработица и пьянство родителей; снижение интеллектуального уровня родителей.
Кроме этих причин достаточно часто указывают на негативное влияние средств массовой информации; влияние плохой компании; отсутствие у детей целей в жизни, идеалов и ценностей, а также уменьшение количества бесплатных кружков и спортивных секций.
О наиболее эффективных формах работы с трудными детьми мнения педагогов выглядят следующим образом:
-- наиболее эффективной формой работы является специальная работа с семьей, родителями;
-- на 2 месте – социально- педагогическая помощь и поддержка детей и семей, оказавшихся в тяжелом положении;
-- на 3 месте – социально-защитная работа (защита юридических, социальных и иных прав ребенка и семьи);
-- на 4 месте – медицинская помощь специалистов по охране психического здоровья детей и подростков;
-- на 5 месте – информационно-просветительская работа.
Практически во всех учебных заведениях используется включение трудных детей в работу спортивных секций, музыкальных, танцевальных кружков и объединений по интересам. Многие специалисты отмечают как распространенную меру включение детей в интересную, напряженную деятельность, где они могли бы проявить свою активность и инициативу.
Воспитание трудных детей подразумевает включение следующих компонентов:
-- целенаправленной работы по нравственному просвещению (это уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.п.)
-- актуализация всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, отношения учитель-ученик, учитель – родители учеников, повседневный стиль и «тон» работы школы);-- введения нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанников;
-- оптимального соотношения форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом пола учащихся.
Планируя и осуществляя воспитательную работу в группе, я стараюсь уделять особое внимание профилактике вредных привычек, правонарушений и созданию благоприятного микроклимата в коллективе. Мою группу нельзя назвать единым целым. Она состоит из отдельных групп, которые активно взаимодействуют. Мною проводится постоянная коллективная и индивидуальная работа по разрешению конфликтов, созданию в классном коллективе атмосферы дружбы и взаимопонимания. Наиболее эффективными формами работы с детьми (лично для меня) является постоянные индивидуальные беседы – так называемый «разговор по душам», внеклассные совместные мероприятия. Кроме этого мною проводятся воспитательские часы, диспуты, лекции, правовые беседы и т.д. Мы часто смотрим и обсуждаем документальные фильмы.
В 8 классе были проведены:
-- правовая беседа «Возраст, с которого наступает ответственность»
-- оформление стенда на конкурс рисунков на тему «ЗОЖ»
-- беседа – диалог «Мои жизненные ценности»
-- беседа «ВИЧ и другие ИППП»
-- беседа «Детство – территория свободная от курения»
-- беседа «Чем опасны пирсинг и тату»?
-- беседа «Похититель рассудка – алкоголь»
-- воспитательский час «Наше слово наркотику «Нет». Просмотр д.ф. «Подвалы»
--беседа-инструктаж перед каникулами «Поведение в общественных местах»
-- просмотр и обсуждение документальных фильмов: « 5 причин бросить курить», «История болезни – алкоголизм», «Тюрьма. Взгляд изнутри», «Особо опасно. Первая любовь», «Детки в клетке» и т.д.
-- часы чтения «Не сломай свою судьбу» (истории подростков попавших за решетку), «Возвращение»(истории жизни наркозависимых людей)
В 9 классе проведены и запланированы следующие мероприятия:
-- беседа «Драка и ее последствия. Дело Расула Мирзаева.»
--правовые беседы «Возраст, права, ответственность», «Можно ли быть свободным без ответственности», «Подросток и закон. Комендантский час»
--воспитательский час «Сквернословие – враг здоровью»
-- док. ф. «Пожизненно лишенные свободы», «По пьяной лавочке», «Женщины – убийцы», « Город без наркотиков», «Осторожно, любовь», «Дело табак».
--воспитательские часы «Аксиомы алкоголя», «Сделай правильный выбор», «Как прекрасен этот мир» (профилактика подросткового суицида)
-- беседы «Как уберечься от СПИДа», «Контакты и конфликты», «Молодежная субкультура», «Токсикомания и подросток», «Чтобы не было беды», «Сигаретных ядов вовсе нам не надо», «О пиве», «Живи разумом – так и лекаря не надо», «Опасный секс», «Подсевшие на игру», «Бег в никуда В.Высоцкого» и др.
-- часы чтения «Серебряный котел дури», «Дорогая плата за мнимое удовольствие» из цикла «Война наркомании».
--нравственные беседы «Выбор дальнейшего пути», «Какую память о себе я оставлю в школе».
Мои воспитанники вошли в подростковый возраст, где неизбежны агрессия, вредные привычки. Говоря об агрессии, девиантном поведении подростков, психологи и педагоги советуют уделять особое внимание формированию круга интересов подростка. Необходимо максимально сократить период свободного времени, «ничегониделанья» за счет привлечения к положительно формирующим личность занятиям: рисованию, чтению, занятию музыкой, спортом, танцами и т.д.
Людмила Тархова в своей книге «Как уберечь ребенка от тюрьмы и панели» пишет: «Ведите же детей в кружки, спортивные секции, подсовывайте им гантели и эспандеры, железные гири и боксерские перчатки. Пусть они колотят боксерскую грушу. Только бы не допустить, чтобы агрессия накапливалась, подобно статическому электричеству. Оно ведь имеет свойство взрываться болезненными разрядами».
Поэтому в своей работе я продолжу уделять особое внимание развитию творческих способностей уч-ся через изобразительную деятельность, музыкальную и вокальную, трудовую деятельность и организации их свободного времени. А также продолжу работу по профилактике вредных привычек и правонарушений и по созданию благоприятного микроклимата в классе.