«Введение ФГОС в деятельность образовательного учреждения. Деятельность школьного психолога в аспекте ФГОС» (единичный проект)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Кадуйского муниципального района
«Кадуйская средняя общеобразовательная школа №2»








«Введение ФГОС в деятельность образовательного учреждения.
Деятельность школьного психолога в аспекте ФГОС»
(единичный проект)








Выполнила:
Шумилова Э.А. - психолог





п. Кадуй
2014 г.
1. Введение
С введением новых образовательных стандартов, деятельность школьного психолога, как полноценного участника образовательного процесса, становится обязательной, конкретной и измеримой.
Психолого-педагогическое сопровождение образования – это конкретная работа, напрямую связанная с эффективным введением стандарта и направленная на обеспечение психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы

Роль психолога в условиях введения новых образовательных стандартов:

индивидуализация образования;
реализация компетентностного подхода;
учёт индивидуальных возрастных и психологических особенностей обучающихся;
формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями;
формирование установок на здоровый и безопасный образ жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья;
интеграция в общее образовательное пространство детей с ограниченными возможностями
мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей
использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи способных и одаренных детей
диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);
вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).
психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения;
обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей личностной перспективы развития
формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.
Поддержка детских объединений, ученического самоуправления;
учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;
формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности.

В условиях внедрения ФГОС в деятельности психологов ОУ появляются следующие проблемы:

Недостаточная просвещенность педагогов-психологов образовательных учреждений в вопросах обновления содержания и организации психологического сопровождения развития детей среднего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС.
Отсутствие системного подхода к мониторингу психического и личностного развития обучающихся школы.
Отсутствие единого банка (комплекта) психодиагностического инструментария для определения уровня сформированности УУД у детей среднего и старшего школьного возраста.
Отсутствие системы работы по психологическому сопровождению внеурочной деятельности.



























2. Деятельность школьного психолога в аспекте ФГОС.

Традиционно деятельность школьной психологической службы выстраивается по направлениям:
Психологическое просвещение;
Психологическая профилактика;
Психологическая диагностика;
Психологическая коррекция;
Психологическое консультирование;
Развивающая работа.
С введением ФГОС нового поколения целью в работе психолога становится психологическое сопровождение введения новых стандартов в образовательный процесс.
Таким образом, ключевыми задачами в деятельности школьного психолога становятся:
измерение результатов обучения,
определение уровня формирования компетенций обучающихся;
учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям;
взаимодействие с участниками образовательного процесса для выстраивания индивидуальных образовательных траектории детей и развивающей траектории образовательного учреждения.
создание СИСТЕМЫ психологического сопровождения введения новых стандартов в образовательный процесс.
разработка КРИТЕРИЕВ и МЕТОДОВ оценивания сформированности метапредметных и личностных компетенций.
просвещение родителей в вопросах формирования метапредметных и личностных компетенций.

Психолого-педагогическое сопровождение реализации основной образовательной программы обуславливает содержание деятельности школьного психолога исходя из следующих аспектов:
- общего перечня психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы;
- содержания основной образовательной программы, разработанной образовательным учреждением;
- планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
В примерной основной образовательной программе образовательного учреждения, разработанной в соответствии со стандартами второго поколения, закреплена следующая модель психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на основной ступени общего образования:




Уровни психолого-педагогического сопровождения
Индивидуальное
Групповое
На уровне класса
На уровне ОУ




Основные формы сопровождения









Основные направления психолого-педагогического сопровождения












Деятельность школьной психологической службы в аспекте ФГОС организована по следующим направлениям:
Сопровождение внедрения ФГОС. Просвещение педагогов и родителей по психолого-педагогическим аспектам новых образовательных стандартов. В данном случае перед психологом стоит задача не только довести до каждого необходимость изменений, но и разъяснить специфику происходящих в образовательном процессе изменений, помочь понять сущность системно-деятельностного подхода, особенности ключевых образовательных принципов, таких как принципа деятельности, минимакса, вариативности, системности, психологической комфортности и др.
Диагностика учащихся на предмет формирования УУД (в классах, обучающихся по новым ФГОС). В этом учебном году школьный психолог уже включился в проведение диагностики сформированности УУД в начальной школе и с нового учебного года продолжиться работа в средней школе. С целью обеспечения объективности и валидности в проведении диагностики, эта деятельность требует от психолога четкого понимания специфики УУД, знания классификации УУД.
3. Участие в оценке достижений планируемых метапредметных и личностных результатов.
Психолог должен оказывать и консультативную помощь педагогам при оценке достижений планируемых метапредметных и личностных результатов, ведь зачастую у педагогов возникают сложности не только в проведении диагностической процедуры, но и в интерпретации полученных результатов.
4. Участие в реализации программы формирования УУД с учетом психологических и возрастных закономерностей. Для этого необходимо изучить программу формирования УУД школы, определить свои задачи, свой вклад в реализацию данной программы.
5. Разработка и реализация групповых развивающих занятий по формированию УУД у обучающихся. Очень важными становятся тренинговые занятия, направленные на личностное развитие обучающихся, на развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных действий.
6. Выявление учащихся с проблемами формирования УУД, разработка и реализация индивидуальных программ коррекционного воздействия, предоставление рекомендаций педагогам и родителям ребенка, испытывающего трудности в обучении.
7. Профилактика профессионального выгорания педагогов. Психологическая поддержка педагогов в ситуации, связанной с коренными изменениями в организации воспитательно-образовательного процесса. Проведение групповых и индивидуальных консультаций. Организация тренингов развития профессиональных и личностных компетенций учителя.
Очевидно, что с введением нового ФГОС возрастает психологическое напряжение педагогов: в новых условиях педагог должен изменить свою ролевую позицию, постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство, осваивать СОТ, придерживаться принципов реализации системно-деятельностного подхода и т.д.

Психолог в данном случае должен не только обеспечивать снижение риска профессионального и эмоционального выгорания педагогов, но и формировать положительную мотивацию к педагогическому труду.
Необходимо помнить и о том, что психолог может стать помощником администрации образовательного учреждения не только в оценке уровня профессионального выгорания педагогов, но и в диагностике уровня профессиональной компетентности педагогов.
8. Психологический анализ уроков в аспекте системно-деятельного подхода, включающий:
оценку соблюдения на уроке принципов психологической комфортности, психологического состояния обучающихся на протяжении всего урока и учебного процесса в целом;
выявление проблемных зон в индивидуальном психологическом развитии учащихся с последующим корректированием;
исследование динамики качественных показателей работоспособности (активности, внимания, мотивации, утомляемости, отвлекаемости, тревожности и т.д.) для дальнейшей разработки психологических рекомендаций учителю.
Для реализации данной деятельности может быть сформулирована следующая цель: помощь в создании учителем психологически комфортных условий на уроках для успешного формирования деятельностных способностей учащихся.
Для достижения цели психологом могут быть поставлены задачи:
Исследовать психологические аспекты влияния образовательной среды на формирование деятельностных характеристик и социально значимых качеств личности учащихся.
Оптимизировать действенную структуру разноуровневой психологической поддержки учащихся и учителя.
Обеспечить психологическую поддержку учащихся и учителя.
Повысить уровень корпоративной системы деятельности «учитель – ученик».
















3. «План психолого-педагогического сопровождения участников учебно-воспитательного процесса в условиях реализации образовательной инициативы «Наша новая школа» и внедрения ФГОС "
Разработка системы психолого-педагогического сопровождения участников учебно-воспитательного процесса в условиях внедрения ФГОС в средней школе.
Апробация системы психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в условиях ФГОС - 5 класс.
Разработка диагностического инструментария для мониторинга психологического сопровождения.
Разработка методического инструментария групповой и индивидуальной работы с обучающимися в условиях реализации ФГОС.
Разработка форм и методов сопровождения педагогов, администрации и родителей при внедрении ФГОС в среднюю школу.

1. Диагностика сформированности универсальных учебных действий

Особенность современного образования в том, что наряду с предметными компетенциями у обучающихся необходимо сформировать универсальные учебные действия (УУД)
В широком значении термин УУД означает учится, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком «собственно психологическом значении»-совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

















Мониторинг эффективности деятельности образовательного учреждения в режиме развития

Критерии
Показатели
Методики, используемые методы
Сроки отслеживания
Ответственные
(исполнители)

1.Формирование функциональной грамотности(предметных компетенций)
Позитивная динамика обучения


Оценки промежуточной и итоговой аттестации.
Анкета для обучающихся «Отношение к учебным предметам»(Т.Н.Казанцева)
Отчеты по итогам четверти, года.
1 раз в четверть
Учителя-предметники,
зам.дир
по УВР, психолог

 
Уровень комфортности отношений педагогов и обучающихся
 
Уровень мотивации обучающихся во внеурочной деятельности

Уровень знаний детей о здоровье и здоровом образе жизни
Анкета для старшеклассников «Определение состояния взаимоотношений педагогов и обучающихся в школьном коллективе и динамика его развития» (автор Л. В. Байбородова)


Методика «Выявление мотива участия обучающихся в делах классного и общешкольного коллектива» (автор О. В. Лившина)



Обучающие исследования (автор Л. В. Баль, А. Н. Михайлов)
1 раз в год
 
 
 
 
1 раз в год
 
 


1 раз в год
 
Зам. Директора по ВР

 
 Психолог
 
 
 
 
 
Зам. Директора по ВР
психолог


 






2.Удовлетворенность родителей состоянием образовательного процесса
Выявление ценностных ориентаций жизненных перспектив

Психологическая комфортность образовательной среды

Эффективность механизмов самооценки и внешней оценки результатов деятельности ОУ
«Социализация личности» (автор М. И. Рожков)
«Направленность личности» (автор С. Ф. Спивак, А. Г. Синицын)


Анкета «Психологическая комфортность образовательной среды»



Анкета «Организация образовательного процесса в школе»
1 раз в год
 
 
 
 
1 раз в год
 
 

1 раз в год
 
Зам. Директора по ВР психолог
 
 
Зам. Директора по ВР психолог

 Администрация школы психолог
 
 
 
 



3.Работа с педагогами








4.Работа с родителями

Посещение уроков и занятий внеурочной деятельности с целью оказания методической помощи по реализации задач образовательной программы

Психологические особенности обучающихся при введении в ФГОС

Формирование УУД в процессе обучания по ФГОС

Индивидуальное консультирование

Консультации родителей по теме «Введение ФГОС, психологические особенности, профилактика нарушений психологического здоровья»

Изучение информированности родителей о содержании и особенностях ФГОС
В течение года
 
 
В течение года 
Раз в год 
В течение года
Один раз в полугодие





Один раз в полугодие
Психолог
 
 


Психолог

 
 Администрация школы психолог
 Психолог
 Психолог
 


Зам директора по ВР, псих

5.Психодиагностическая работа

Изучение особенностей когнитивного и психосоциального развития обучающихся
Изучение особенностей эмоционального состояния обучающихся по ФГОС
Адаптация обучающихся 1, 5, 10 классов
Сентябрь, октябрь
Октябрь, март
Октябрь - декабрь
В течение года 
Раз в год 
В течение года
Один раз в полугодие
Психолог
 
 
Психолог
Психолог
 
 Администрация школы психолог
 Психолог
 Психолог
 




























4. Ожидаемый результат

усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения;
наличие навыков решения жизненных проблем, поиска, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях, принятия ответственности за собственное поведение, эффективного общения;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
заботливое отношение к младшим;
потребности и умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для подростка видах творческой деятельности;
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности;
в сфере личностных универсальных учебных действий у выпускников будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение;
в сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
увеличение доли выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья, своевременно получивших психологическую коррекционную помощь;
увеличение доли обучающихся с ограниченными возможностями здоровья качественно освоивших образовательную программу;
раннее выявление недостатков в развитии и особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.





успешная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к условиям образовательной среды.
уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческих последствий, предупреждение появления вторичных отклонений в развитии ребенка
сохранение и преумножение интеллектуального и творческого потенциала учащихся (количества обучающихся, участвующих в проектно-исследовательских деятельности, творческих конкурсах, олимпиадах);
постоянное сотрудничество между педагогом – психологом, педагогами школы и родителями для эффективной работы с одаренными детьми; (Использование рефлексивных листов для оценки эффективности, проведенных мероприятий, подготовка педагогов и родителей для работы с одаренными детьми
формирование методического банка для ранней диагностики и сопровождения одаренных детей;
использование системы оценивания «портфолио», как способа отслеживания роста личности учащегося при освоение модулей 
формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью;
формирование установки на здоровый образ жизни;
использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
повышение уровня информирования о негативных социальных явлениях, факторов риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения;
наличие навыков решения жизненных проблем, поиска, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях, принятия ответственности за собственное поведение, эффективного общения.
усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения;
наличие навыков решения жизненных проблем, поиска, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях, принятия ответственности за собственное поведение, эффективного общения.





Возможные риски:

1. Психологическая и профессиональная неготовность педагога к реализации требований ФГОС.

2. Нехватка кадрового обеспечения в ОУ

3. Недостаточная материально-техническая база школ для реализации требований ФГОС.




































Заключение
Стандарты второго поколения предполагают новые образовательные результаты, которые не сводятся к овладению предметными ЗУНами. Наряду с предметными компетенциями первостепенную роль начинают играть:
1. личностные результаты, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
2. метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями; регулятивные действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности. Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем; коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, мы видим, что новые образовательные результаты психологичны и требуют от команды школы не только владение способами организации процесса усвоения ребенком предметных ЗУН, но и способами формирования универсальных учебных действий и личностных результатов. Именно поэтому так важно включение психолога в процесс проектирования и реализации мероприятий, связанных с переходом на новые стандарты
Очевидно, что введение новых ФГОС существенно усиливает роль и значение психолого-педагогической службы школы, определяя доминирующую роль психологическим знаниям в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса.
Список литературы

Глазунов Д.А.Психология Развивающие занятия 1 класс, М 2008
Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. / Под ред. Л.Ф.Обуховой, Г.В.Бурменской. М., 2001.
Жаркова Е.Н. Развитие коммуникативной деятельности учителя начальных классов в системе повышения квалификации // Автореф. на соиск. научн. степ. канд. пед. наук. Барнаул, 1998.
Зак А.З. Как определить уровень мышления школьника. М., 1982.
Занков Л.В. Развитие и обучение. – М.: Педагогика, 1962.
Захарова А.В. Психологичя формирования самооценки. Минск, 1993.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд-во "Логос", 2002.
Зинченко В.П. Психологическая педагогика. – Самара: изд-во СГПУ, 1998.
Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова). – М.: Гардарики, 2002.
Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба, М,2008
Особенности личностного и профессиального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях Под ред. Л.М.Митиной М.2010
Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»,Под ред В.В.Рубцова,М.2010
Стандарты второго поколения .Как проектировать универсальные учебные действия.М,2010
Интернет-портал «Сеть Исследовательских Лабораторий “Школа для всех”»
О.А. Шаталова Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий «Русское слово» Методическое











Консультирование

Развивающая работа

Профилактика

Просвещение

Экспертиза

Диагностика

Коррекционная работа

Сохранение и укрепление психологического
здоровья


Мониторинг возможностей и способностей обучающихся

Психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения

Выявление и поддержка одарённых детей

Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями

Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни

Развитие экологической культуры


Дифференциация и индивидуализация обучения


Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности

Формирование коммуникативных навыков  разновозрастной среде и среде сверстников


Поддержка детских объединений и ученического самоуправления




15