Психологическое заняти в сенсорной комнате на тему Учусь дарить радость


Педагог-психолог
МОУ «Красночикойская СОШ №2»
Вилижанина Наталья Викторовна
Конспект психологического занятия в сенсорной комнате
«Учусь дарить радость»Цель: формирование базовых составляющих психического развития ребенка  (формирование произвольной саморегуляции поведения, умения ребенка оценивать себя и свои действия (самооценка), познавательной активности, игровой активности).    
Задачи:
- научить ребенка понимать собственное эмоциональное состояние;
- поддерживать стремление ребенка к психологическому здоровью, равновесию, гармонии.
Ход занятия
Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом таким образом: называем соседа справа по имени и говорим «Я рад(а) видеть тебя!»
Цели:
- вовлечение детей в рабочий процесс занятия;
- установление в группе позитивной психологической атмосферы.
Упражнение «Барометр настроения».
Цель:
- определить настроение детей.
У меня есть разные карточки: солнышко, тучка с солнышком, тучка.
Выберите ту карточку, которая соответствует вашему настроению.
Каждый выбирает карточку, обозначающую его эмоциональное состояние, показывает ее.
Солнышко – радостное настроение.
Тучка с солнышком – настроение спокойное, нейтральное.
Тучка – плохое настроение.
Разминка
Танцевальная игра «Глазки, губки, щечки».
Цель: снять мышечные зажимы лица, разбудить эмоции, создать позитивный настрой.
Звучит музыка «Рондо в турецком стиле» Моцарт. Дети усаживаются полукругом на мягкое напольное покрытие (маты). «Танцуют» разные части лица – по команде: «танцуют глазки» - дети:
а) стреляют глазами слева направо и наоборот;
б) подмигивают поочередно то левым, то правым глазом;
в) то зажмуриваются, то широко раскрывают («выпучивают») глаза;
«танцуют губки» - дети:
а) вытягивают губы трубочкой, изображая поцелуйчик, затем широко улыбаются;
б) посылают с помощью ладони рук воздушные поцелуи то направо, то налево;
«танцуют щечки» - дети:
а) надувают щеки воздухом, затем хлопают по ним ладонями, выпуская воздух;
б) надувают поочередно то одну, то другую щеки, гоняя воздух туда-обратно.
Основная часть занятия
Дыхательное упражнение «Ветер».
Цель: улучшение ритмики организма, развитие самоконтроля и произвольности.
Упражнение проводится с сухим душем (атласные ленты). Представьте, что вы стали ветром, сначала ветерок не сильный, а затем все усиливается и начинается ураган. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь раскачать наш сухой душ одним выдохом. А теперь сделайте глубокий вдох и раскачайте его маленькими порциями выдоха.
Кинезиологическое упражнение «Лезгинка».
Цели: активизировать работу полушарий; зарядить организм энергией, развитие самоконтроля.
Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе так, что большой палец указывает налево. Правая рука вытянутыми пальцами прикасается к мизинцу левой руки, ладонь смотрит вниз. После этого одновременно меняется положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций.

Сказкотерапия, арттерапия.
Цели:
- ознакомление с сюжетом сказки;
- развитие способности воспринимать текст и инструкцию на слух;
- продолжение знакомство с чувством радость;
- совершенствование механизмов саморегуляции;
- формирование творческого подхода к выполнению задания;
- развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека;
- развитие воображения;
- развитие мелкой моторики пальцев.
Ребята, сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с замечательным чувством - радость. Давайте вспомним о том, что радоваться могут все люди: и дети, и взрослые – мамы, папы, бабушки, дедушки, братья и сестры.
А как выдумаете, животные умеют радоваться? Может быть, у кого-нибудь из вас есть домашнее животное? Когда вы приходите из школы, как оно вас встречает?
Сейчас я хочу рассказать вам одну замечательную сказку, а вы закройте глаза и попытайтесь представить себе то, о чем я вам буду рассказывать.
«Одуванчиковое настроение»
(Нефедьева Татьяна)
Суслик очень любил лето, но этим летом ему почему-то было очень грустно и печально! Дело в том, что летнее настроение никак не приходило к нему! И он не мог понять, почему? Оно пришло ко всем: и к Бельчонку, и к Лосенку, и к Мишке, и даже к тетушке Вороне! А к нему никак не шло! Он уже и в норке прибрался, и шторки на окне выстирал, и потолок побелил, и даже над дверью в норку повесил венок из ромашек. А летнее настроение все не шло…
- Может, его надо чем-то заманивать? – подумал суслик и посмотрел в небо. Там тихонько проплывали пушистые облака и дышали летним настроением. – Я знаю! – радостно подпрыгнул Суслик. – Надо спеть веселую песню!
И он принялся прыгать вокруг норки и напевать какую-то бодрую песенку. Напрыгавшись вдоволь, Суслик присел около входа в норку и прислушался к себе. Внутри него билось сердечко, бегали мысли, а летнего настроения не было.
- Надо спросить у друзей! – догадался Суслик. – Они уж точно знают, как сделать так, что бы летнее настроение пришло ко мне!
Суслик уже было собрался идти на поляну к Лосенку, как увидел, что друзья сами бегут к нему, весело подпрыгивая и хохоча!
- Привет, Суслик! Ты чего такой хмурый? – спросил бельчонок, как только они подбежали к нему.
- Понимаете, - начал рассказывать Суслик, - ко мне летнее настроение не приходит! Я уже все сделал, что только можно: и прибрался, и песню спел, а он не приходит!
Суслик опустил мордочку и стал совсем-совсем грустным. Лосенок и Бельчонок переглянулись. Надо выручать друга!
- Я знаю, как тебе помочь! – вдруг сказал Лосенок. – Летнее настроение приходит из-за всяких летних вещей: от солнышка, от травы, от речки, от ягод! Значит надо через них найти твое летнее настроение! Идем срочно за мной!
Лосёнок вскочил на ноги и побежал в лес. Бельчонок и суслик ринулись вслед за ним. Они пробирались сквозь чащу и кусты малины и вышли на самую необычную, наверное, во всем мире, поляну!
Сначала казалось, что на поляну опустилось облако. Она вся была белая, пушистая, и над ней звенела такая лесная тишина, от которой на душе порхают бабочки! Но приглядевшись, друзья поняли, что это…
- Одуванчики!...-выдохнул Суслик – Целая поляна одуванчиков! – он восторженно посмотрел на Лосенка. – Вот это красота!
- И она вся твоя! – сказал Лосенок и улыбнулся. – Это твое одуванчиковое настроение! Если оно в тебе поселится, то и летнее настроение обязательно придет! Беги!
- Куда? – не понял Суслик и удивленно посмотрел на Лосенка.
- По поляне беги! Разбегись, что есть духу и прямо в одуванчики! – Лосенок подтолкнул Суслика, а Бельчонок похлопал друга по плечу.
-Давай-давай! Не бойся! – пискнул он.
Суслик совсем растерялся. Он очень боялся нарушить всю эту пушистую красоту, но ему сильно хотелось сделать это и пропитаться одуванчиковым настроением. Еще немного постояв, он отошел назад и, хорошенько разбежавшись, ворвался в пушистое облако одуванчиков.
Все зазвенело вокруг! В небо полетели легкие белые «снежинки»! Одуванчики облетали, кружились вокруг бегущего Суслика, пели ему на своем одуванчиковом языке очень красивую песню и плавно поднимались в небо!
А внутри Суслика росла великая радость, он бежал, а радость эта наполняла его, как солнечный свет. Она росла, и глаза его от этого начали светиться теплым светом, а на мордочке появилась улыбка. И в этот момент, когда радость совсем переполнила Суслика, он подпрыгнул, весело хохоча, высоко над одуванчиками и радостно закричал:
- Ура – а – а – а!!! Это лето! Самое настоящее лето!
Он стоял посреди поляны, и вокруг него, переливаясь на солнце, кружились легкие пушинки одуванчиков. Он и сам был как большой одуванчик: пушистый, летний и счастливый Суслик! А его друзья стояли на краю поляны и, довольные, улыбались друг другу.
Ответы на вопросы:
- Что вы представили себе, когда слушали сказку?
- Как вы понимаете слова «внутри Суслика росла великая радость»?
- А вы радуетесь изменениями в природе?
Выполнение творческого задания.
Сегодня мы с вами будем создавать «Одуванчиковое настроение».
Давайте попробуем нарисовать одуванчиковую поляну на столе для рисования песком.
Расскажите, какое чувство вызывает у вас этот рисунок.
Ребята, а как выдумаете, люди могут радоваться дождю? Давайте попробуем почувствовать такую радость. Дети встают по очереди под тучу и изображают радость.
Упражнение «Мартышки»
Цель:
- развитие чувства единства, снятие мышечных зажимов.
Давайте мы с вами превратимся в веселых мартышек. И все, о чем будет говориться в стихотворении – станем показывать.
Мы веселые мартышки, мы играем громко слишком.
Все в ладоши хлопаем и ногами топаем,
Скачем на носочках, надуваем щечки.
И друг другу даже язычки покажем.
Оттопырим ушки, хвостик на макушке.
Пальчик поднесем к виску и подпрыгнем к потолку.
Шире рот откроем: «А!». Рожицы состроим.
Как скажу я слово: «Три», все гримасою замри.
А теперь, каждый по очереди подходите к зеркалу и посмотрите на свою гримасу.
Заключительный этап
Релаксационное упражнение «Отдых на море»
Цель: снятие психофизиологических "зажимов" и формирование приемов релаксации состояния. Звуковое сопровождение упражнения: «Шум прибоя». Дети ложатся на мягкое напольное покрытие (маты), в сухой бассейн.
Ложитесь удобно, так, что бы ваши руки и ноги отдыхали и закрывайте глаза. Представьте, что мы находимся на берегу огромного синего моря. Мы лежим на мягком теплом песочке… Вам тепло и приятно…
Теплые легкие лучики солнышка нежно гладят вас по лицу, рукам, ногам, по животу… Дышим глубоко, ровно, легко… Теплый ласковый ветерок обдувает все тело легкой свежестью. Нам тепло и приятно…
Лучики теплого солнышка скользят по нашей коже, приятно согревая ее. Мы спокойно отдыхаем  и засыпаем… Дышим глубоко, ровно, легко…
Хорошо вы отдыхала, отдыхали, отдыхали,
Хорошо вам отдыхать? Но уже пора вставать!
Подтянуться, улыбнутся, всем открыть глаза и встать!
Упражнение «Барометр настроения»
Ребята, а может, у кого изменилось настроение? Давайте, посмотрим, с чем вы сравните свое настроение в конце занятия?
Солнышко, солнышко с тучкой, тучка.
Рефлексия.
Цели: обобщение полученной информации; развитие самоанализа и саморефлексии.
Дети сидят в кругу, и психолог переходит к обобщению занятия.
- Скажите, что вам на занятии понравилось больше всего?
- Что нового и интересного вы узнали?
- Что для вас было сложно?
- Как вы с этим справились?
Прощание
Цели:
- логическое завершение работы;
- развитие чувства структурирования деятельности;
- закрепление позитивного эмоционального фона:
- повышение уверенности в себе.
Упражнение «Я хороший».
Пусть каждый из вас скажет о себе: «Я хороший» или «Я хорошая». Но перед тем, как сказать, давайте немножко потренируемся. Сначала все вместе произнесем: «Я хороший» шепотом, потом – обычным голосом, а затем прокричим его». Молодцы! И все вместе: «Мы хорошие!»