Рабочая программа развивающих занятий в сенсорной комнате для учащихся 6 классов «Эффективное общение. Основы саморегуляции»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Репьевского муниципального районаВоронежской области
«Репьевская школа»
Утверждено
Приказом № 162
от «14» сентября 2016 года
__________________директор
МБОУ «Репьевская школа»
С.А.Ельчанинова
Рабочая программаразвивающих занятий в сенсорной комнате
для учащихся 6 классов
«Эффективное общение. Основы саморегуляции»
.
Педагог-психолог
МБОУ «Репьевская школа»
_____________Е.А.Поповас.Репьевка2016 год
Паспорт программы
Наименование
Программы Рабочая программа развивающих занятий в сенсорной комнате
«Эффективное общение. Основы саморегуляции»
Целевая группа Для учащихся 6 классов, имеющих различные хронические заболевания, в том числе дети с ОВЗ; школьников, испытывающих трудности во взаимодействии со сверстниками
Цель Программы Профилактика мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение релаксации и душевного равновесия, развитие сенсорных эталонов в условиях сенсорной комнаты.
Задачи Программы Осознание своих телесных ощущений и переживаемых чувств;
Отреагирование негативных эмоций;
Обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния, внутреннего самоконтроля;
Изменение агрессивных стереотипов поведения и формирование более адаптивных поведенческих паттернов;
Формирование позитивных установок.
Ожидаемые конечные результаты -снятие эмоциональной напряженности, агрессивности, тревожности;
-поддержка положительной самооценки;
-создание позитивного настроя;
-усиление конструктивности поведения, способности выразить словами и осознать основания собственных действий, мыслей, чувств;
-развитие продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми, в возможности осуществить саморуководство и саморегуляцию, стать целостной личностью: физически и психологически здоровой.
Сроки реализации Программы 2016 -2017 учебный год
1 раз в неделю
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по основам эффективного взаимодействия учащихся 6го класса составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания основного общего образования, примерной программой по психологии.
Реализация данной программы в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Именно личностные, психологические факторы выступают на первый план в работе над этой важной задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом — все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества.
Обучение психологии общения дает возможность к саморазвитию как непрерывного процесса, в рамках которого ученик приобретает способность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими людьми, последовательно защищать свои взгляды, излагать свою точку зрения и вести дискуссию. В ходе занятий обучающиеся смогут раскрыть и развить навыки самоанализа; научиться пониманию чувств и мотивов поведения других людей; овладеть формами конструктивного повседневного и делового общения; обучиться приемам саморегуляции в стрессовых ситуациях.
Поведение человека представляет собой сложную систему его отношений с окружающими людьми. При этом важную роль играют стереотипы личностного реагирования, сформировавшиеся под влиянием социума, а также индивидуально- типологические свойства личности. В последнее время специалисты все больше говорят о росте агрессивности в обществе.
Проблемное поведение детей и подростков проявляется, как в школе, так и вне ее.
Подростковый возраст представляет собой период особого обострения конфликтов и часто приводит к различным поведенческим нарушениям, таким как делинквентность, агрессивное поведение, наркомания и прочее, все это усугубляет хронические заболевания детей и их общее самочувствие. Часто к специалистам обращаются тогда, когда, когда проблемы наиболее выражены и ребенок находится в ситуации дезадаптации в школе, в ситуации конфликтов с ровесниками и значимыми взрослыми. Как правило, от этих проявлений страдает и сам ребенок, и окружающие его люди. Дети и подростки используют свои способы снятия стресса и расслабления, которые зачастую оказываются неконструктивными и неэффективными. Подростки, несмотря на свое стремление к эмансипации, нуждаются в помощи при решении накапливающихся проблем и обучении адекватным способом выражения своих эмоций.
Данная программа ставит целью обучение подростков использованию социально приемлемых способов снятия внутреннего напряжения, конструктивным способам взаимодействия с окружающими.
Также занятия в сенсорной комнате способствуют сохранению и укреплению психофизического и эмоционального здоровья обучающихся посредством создания специальной мультисенсорной среды.
Специальное оборудование в сенсорной комнате позволяет решить следующие задачи:
нормализация психоэмоционального состояния учащегося, предупреждение аффектов и депрессий, чрезмерной тревожности, агрессивности;
предупреждает возникновение девиантных форм поведения;
снятие чувства усталости и восстановление работоспособности;
развитие когнитивных процессов;
развитие коммуникативных навыков;
развитие креативности и др.
Сенсорную комнату в своей профессиональной деятельности могут использовать психологи, преподаватели, другие специалисты, имеющие соответствующую подготовку.
Основные области применения сенсорной комнаты в образовательном процессе школы:
занятия в сенсорной комнате можно включать в комплексную систему реабилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сенсомоторными нарушениями, проблемами эмоционального развития, нарушениями слуха, зрения, речи и др.;
в сенсорной комнате могут проводиться занятия, направленные на коррекцию поведения, эмоционального состояния обучающихся, а также реабилитационные занятия со школьниками, находящимися в трудной жизненной ситуации, в том числе с инвалидами;
сенсорная комната может быть использована для проведения занятий с преподавателями и другими специалистами учебного заведения с целью нормализации их психоэмоционального состояния.
Как правило, на одном занятии может присутствовать от 1 до 8 человек. Количество занятий определяется индивидуально и зависит от динамики развития личности. Длительность занятий также определяется индивидуально и зависит от проблем и индивидуально-психологических особенностей обучающихся.
Занятия в сенсорной комнате противопоказаны лицам с аллергией, соматическими, инфекционными и психоневрологическими заболеваниями.
Примерная структура занятия в сенсорной комнате:
Вводная часть – ритуал приветствия, входная диагностика, разминка (обучение навыкам глубокого дыхания, стимулирующим упражнениям);
Основная часть – игры и упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты (обучение приемам релаксации и саморегуляции, развитие навыков партнерского взаимодействия, мышления, моторной памяти, внимания, зрительного восприятия и пр.);
Завершающая часть – подведение итогов (рефлексия), ритуал прощания.
Не рекомендуется использовать в сенсорной комнате большое количество интерактивных приборов одновременно, а также предлагать для одномоментного восприятия одинаковые по эффекту воздействия приборы. Необходимо гармонизировать сочетание включаемого оборудования, направленного на развитие и коррекцию ощущений различной модальности. Например, занятие с интерактивной воздушно-пузырьковой трубкой может сопровождаться спокойной мелодией, в это время другие приборы включаться не должны, поскольку каждый из них, в зависимости от сюжета занятия, требует мелодии, соответствующей скорости световых эффектов.
Целевая группа:
- учащиеся 6 классов МБОУ «Репьевская школа», имеющих различные хронические заболевания, в том числе дети с ОВЗ; испытывающие трудности во взаимодействии со сверстниками.
Ожидаемый результат:
Данная программа создаст у ребенка чувство принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, дети смогут овладеть определенными коммуникативными навыками, умением понимать свое эмоциональное состояние, научиться распознавать чувства других людей, расширит представления об окружающем мире. Так же смогут анализировать причины межличностных конфликтов и смогут самостоятельно их регулировать, снизить уровень тревожности, эмоционального напряжения, улучить работоспособность.
Общее психофизиологическое развитие. развитие физиологических, возрастных, психоэмоциональных;
интеллектуальных и речевых функций;
активизация мышления;
повышение иммунитета;
улучшение соматического здоровья;
коррекция эмоционального состояния;
активизация деятельности;
нормализация сна
Эмоциональное развитие. обогащение эмоционального опыта;
преодоление страхов; коррекция уровня тревожности и агрессивности;
стимуляция приятных и эстетических значимых переживаний;
формирование эмоционально спокойного состояния; способствующее снятию негативных эмоций и состояний;
формирование коммуникативных навыков у детей;
коррекция девиантного поведения
Речевое развитие. активизация словаря;
накопление языковых представлений;
формирование диалогической речи;
формирование элементов словесного планирования;
формирование монологической речи;
формирование способности связно рассказывать, выделяя основную мысль;
развитие выразительности речи
Социальное развитие. формирование личностной ориентации;
формирование способностей осознания и переживания успехи-неуспехи, результаты деятельности;
проекция общественных взаимодействий;
развитие социальных норм поведения;
ориентация ребенка на взрослого как на источник социального опыта;
формирование организационных умений;
развитие умения переносить освоенные навыки в незнакомую ситуацию;
осмысление не сложных конструкций, отражающих общественные правила, нормы общения и поведения в обществе;
освоению теоретических знаний посредством обогащения чувственного опыта;
развитие умения подчинять свои поступки усвоенным моральным и этическим нормам;
формирование и развитие творческих способностей;
формирование развития самосознания, самоконтроля, способности адекватного отношения к себе и окружающим;
формирование правильного поведения в коллективе
Содержание программы
№ Наименование оборудования Тема учебного занятия Кол-во
часовСодержание деятельности Категория детей
1 Тесты, анкеты, опросники и т.п. Диагностика 2 Диагностика Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.
2 Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы)
Установка для ароматерапии
Установка для увлажнения и ионизации воздуха
Диски «Релакс», DVD
Интерактивные модули Введение. 1 Знакомство с понятиями: Что такое общение. Из чего состоит общение. Общение и отношения между людьми. 3
4
5
Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы)
Установка для ароматерапии
Установка для увлажнения и ионизации воздуха
Диски «Релакс», DVD
Интерактивные модули Как люди воспринимают друг друга 3 Знакомство с понятиями:
Первое впечатление о человеке. Реакция на новизну. Расстояние и восприятие. Время и восприятие. Отношение к человеку и восприятие. Что такое установка. Прошлый опыт и восприятие другого человека.
Игры:
Составление впечатления о человеке: пассажире автобуса, покупателя в магазине и т.д. Составление впечатления о человеке на основе только физического облика, только на основе жестов, мимике, походке, только на основе прически, одежды, украшений.
6
7
8 Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы)
Установка для ароматерапии
Установка для увлажнения и ионизации воздуха
Диски «Релакс», DVD
Интерактивные модули Как общаются разные люди 3 Знакомство с понятиями:
Что такое потребность в общении. Психологические особенности человека и общение. Навык, стиль и манера общения. Пространство и время общения. Слушать или слышать. Подстройка в общении.
Игровой тренинг. 9
10
11 Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы)
Установка для ароматерапии
Установка для увлажнения и ионизации воздуха
Диски «Релакс», DVD
Интерактивные модули Виды общения.
Основы саморегуляции. 3 Знакомство с понятиями:
Непосредственное общение. Особые виды общения. Что значит уметь общаться.
Игровой тренинг: Самонаблюдение за своей речью в разных ситуациях. Упражнения на развитие умения общаться. 12
13 Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы)
Установка для ароматерапии
Установка для увлажнения и ионизации воздуха
Диски «Релакс», DVD
Интерактивные модули Общение и отношение 2 Знакомство с понятиями:
Что такое межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Как возникает симпатия.
Товарищество и дружба. Любовь.
Упражнения:
Описание симпатии, дружбы, любви. Сходство, различия и пр. 14
15
16
17 Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы)
Установка для ароматерапии
Установка для увлажнения и ионизации воздуха
Диски «Релакс», DVD
Интерактивные модули Общение и понимание людьми друг друга 4 Знакомство с понятиями:
Психические процессы и понимание. Стереотипы понимания. Эталоны понимания. Понимание чувств другого человека.
Упражнения:
Составление словесного портрета «хорошего ученика», «хорошего учителя», «хорошего друга».
Разработка рекомендаций по стереотипам понимания. 18
19 Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы)
Установка для ароматерапии
Установка для увлажнения и ионизации воздуха
Диски «Релакс», DVD
Интерактивные модули Интервью. 2 Игровой тренинг:
Подготовка и представление презентации (интервью) «Что такое общение» 20
22
23
24
Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы)
Установка для ароматерапии
Установка для увлажнения и ионизации воздуха
Диски «Релакс», DVD
Интерактивные модули Я живу среди людей 4 Знакомство с понятиями:
Что значит быть культурным человеком.
Игры:
«Я глазами других»
«Мы – пассажиры».
«Мы – зрители».
«Мы – путешественники». 25
26
27
28
29
30 Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы)
Установка для ароматерапии
Установка для увлажнения и ионизации воздуха
Диски «Релакс», DVD
Интерактивные модули Конфликт.
Основы самореуляции. 6 Знакомство с понятиями:
Конфликт и его типы.
Причины возникновения.
Типология конфликтных личностей.
Пути решения конфликта.
Как избежать конфликт.
Игровой тренинг:
Упражнения для преодоления конфликтных ситуаций.
31
32
33 Приемы активного общения. 3 Тренинг:
Приемы активного общения.
Составить впечатление о говорящем, определить социокультурную группу.
Описать по внешним признакам принадлежность к молодежным группировкам. 34
35 Тесты, анкеты, опросники и т.п. Диагностика 2 Диагностика Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.
ИТОГО 35 Структура занятия
Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.
Структура занятий гибкая, разработанная с учетом возрастных особенностей детей, она включает в себя познавательный материал и элементы психотерапии.
Выбор тематики занятий определяется характером нарушения развития и подбором наиболее адекватной тактики коррекционно-развивающей работы.
Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных (рисуночные тесты, рисование под музыку, и др.).
Каждое занятие включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции:
Упражнения на мышечную релаксацию снижает уровень возбуждения, снимают напряжение.
Дыхательная гимнастика
действует успокаивающе на нервную систему.
Двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку способствует межполушарному взаимодействию.
Упражнение на уменьшение уровня тревожности, коррекцию страхов способствует развитию уверенности в себе, уменьшению беспокойства, утомляемости.

Основные методы:
Психогимнастика;
Игры на развитие навыков общения;
Игры на развитие восприятия, воображения;
Ролевые игры.
Формы организации развивающего процесса:
Индивидуальная работа.
Групповая работа.
Формы работы с родителями и учителями.
№ Тема Месяц Контингент Примечание
1 Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья: "Люди так не делятся!"
Октябрь, Апрель Учащиеся 8 классов Выступления на классных часах
2 Общение педагога с родителями детей с ОВЗ
Сопровождение социально-психологической адаптации первоклассников к школе как одно из эффективных условий ее протекания Декабрь, Март Педагоги
МБОУ «Репьевская школа» Лекции
Семинары
Круглый стол
3
Дети с ОВЗ – трудности восприятия их социумом… В течение года Родители учащихся
МБОУ «Репьевская школа» Выступления на родительских собраниях
4 Индивидуальные консультации В течение года Родители учащихся
МБОУ «Репьевская школа»
Педагоги, воспитатели Средства обучения:
Оборудование сенсорной комнаты.
Учебно – наглядные пособия:
Литература
Игры на сенсомоторное развитие учащихся
Средства ТСО
Компьютер
Диски с музыкой
Проектор «Релакс»
АромалампаИонизатор воздуха
Список используемой литературы:
1. Аронсон Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию / Э.Аронсон. – М., 1998.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Э.Берн. - М.: Современный литератор, 2006.
3. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком / А.А.Бодалев. - М., 1992. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга / И.В.Вачков. - М., 2001г.
4. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. / Т.Г. Григорьева, Л.В. Линская, Т.П. Усольцева. - Новосибирск, 1997 г.
5. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А.Б.Добрович. - М., 1887.
6. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения / Н.И.Козлов.-Екатеринбург,1997 г.
7. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л.Коломинский. – Минск, 2000.
8. Кон И.С. Дружба / И.С.Кон. – М., 1980.
9. Кроль Л.М. Человек-оркестр: микроструктура общения / Л.М.Кроль, Е.Л.Михайлова. - М., 1993.
10. Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов / В.Н.Куницына, Н.В.Казаринова, В.М.Погольша. - СПб., 2001.
11. Микляева А.В. Я – подросток. Мир эмоций. Программа уроков психологии / А.В. Микляева. – СПб.: Речь, 2003 г.
12. Микляева А.В. Я – подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии / А.В. Микляева. – СПб.: Речь, 2003г.
13. Микляева А.В. Я – подросток. Я среди других людей. Программа уроков психологии / А.В. Микляева. – СПб.: Речь, 2003 г.
14. Пономаренко П.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников / П.П. Пономаренко, Р.В. Белоусова.- М.: Гуманит. изд.центр «Владос»,2001 г.
15. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Под ред. И.В.Дубровиной.- Екатеринбург: «Деловая книга», 2000 г.
Электронные ресурсы:
1. Электронная библиотека Российской государственной библиотеки, режим доступа: http://elibrary.rsl.ru/
2. Библиотека учебной и научной литературы» Русского гуманитарного интернет – университета, режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx
3. «Психея», режим доступа: http://www.psycheya.ru
4. Библиотека сайта «Psychology.ru: Психология на русском языке», режим доступа: http://www.psychology.ru/Library