Развитие визуальных способностей у учащихся


Мастер –класс «Учусь видеть «глазами мозга» по развитию визуальных способностей у учащихся средней школы Моисеева Светлана Викторовна – педагог-психолог МБОУ «Средняя школа №9» Нейропсихологические причины неуспеваемости Особенности мозговой организации психических процессов или модально-специфические факторы. Под особенностями мозговой организации психических процессов подразумеваются нейрологические процессы, которые отвечают за хранение, переработку и передачу информации вход-хранение-выход Восприятия ребенком информации, поступающей от учителя (модальность входа), хранение информации (память) , восстановление т.е. переработка и демонстрация запоминаемого (модальность выхода) Выделяют визуальную, аудиальную, кинестетическую модальности. Модальности образуют сенсорную систему. Доказано, что наиболее успешные учащиеся умеют пользоваться тремя сенсорными каналами (модальностями), в то время как многие неуспевающие учащиеся являются «трансляторами», то есть аудиалами, визуалами или кинестетиками в зависимости от ведущего сенсорного канала (репрезентативной системы). Проблема неуспеваемости «трансляторов» - 1. несоответствие модальности восприятия материала учеником подачи информации учителем. Когда инструкция (информация) совпадает с ведущей модальностью (репрезентативной системой) учащегося, он прекрасно справляется с материалом урока и хорошо запоминает и усваивает. Когда учитель переключается с ведущей модальности транслятора на другую, ученик вынужден транслировать информацию в свою модальность. Такая трансляция требует затрат времени, ученик отключается от ситуации, реальности(ученик в данный момент не способен слышать учителя). В результате возникает серия пробелов в знаниях. 2.Особенности школьной практики: Начальная школа - осуществляется кинестетическое обучение учащихся. Подопечные воспринимают реальность прикасаясь ( практически), обоняя, кидая, разбирая на части. К среднему звену способ обучения меняется с кинестетического обучения на аудиальное. Те кто не адаптировался, попадают в группу школьной неуспеваемости. Старшие классы — стиль научения меняется на визуальный. Содержание становится абстрактным, символическим, графическим. Аудиалы и кинестетики попадают в группу риска школьной неуспеваемости. Полушарная модель (НЛП)согласно которой существуют понятия : левополушарный тип —аудиалы, визуалы; провополушарный тип — кинестетики. Это важно для более понимания проблемы школьной неуспеваемости. Школьная программа в среднем и старшем звене тренируют и развивают, главным образом, левое полушарие. В результате, происходит чрезмерная стимуляция еще не свойственных детям функций левого полушария при торможении правого. В ответ, как результат перевозбуждения, перегрузки левого полушария, появляются повышенная утомляемость, отвлекаемость и забывчивость. И как следствие недостаточной активности ведущего правого полушария — раздражительность, непоседливость, беспокойство, сниженный фон настроения и как следствие снижение успеваемости. Возникают проблемы психологического здоровья. Решение проблемы : 1. Определение ведущей сенсорной системы неуспевающих учащихся; 2. Развитие всех сенсорных систем с акцентом на визуальную путем развитие визуальных способностей учащихся. 3. Участие родителей , т. к. упражнения нужно выполнять каждый день.4. Роль педагогов. Успех научения учащихся основан на соответствии модальности восприятия учащегося и подачи информации учителем. (Модель модальностей стилей научения),поэтому подача материала учителем должна быть многосенсорной. Индивидуальный подход к «трансляторам». Не менее важно создание благоприятного микроклимата, снятия эмоционального напряжения на уроке, создание ситуаций успеха для неуспевающих, использование позитивного подкрепления. Когда человек расслаблен и полон энергии он раскрывает все свои каналы восприятия Визуализация — это умение перевести услышанную информацию (вход) во внутреннюю визуальную форму(память-хранение). Визуализация образов  Знаешь ли ты, что слово можно увидеть, услышать, потрогать, понюхать и даже попробовать на вкус. Смотри: слово АПЕЛЬСИН. Его легко увидеть - он такой яркий, оранжевый...Нет ничего проще, чем почувствовать его запах. Понюхай его, ощути его аромат... А теперь представь, что ты трогаешь апельсин. Он такой холодный, почти гладкий, но с маленькими бугорками и ямочками... А теперь постарайтесь почувствовать его на вкус. Попробуйте его. Отломи дольку, положи в рот, пожуй. Почувствуй его сочный, освежающий вкус...Если очень хочется, можно даже услышать звук апельсина. Проще всего представить, как он скатывается со стола и шлепается об пол... Таблица определения ведущей модальности вижу слышу трогаю чувствую вкус чувствую запах апельсин роза огурец елка Слова-персонажи истории А теперь представь себе, что слова – это персонажи какой-то истории. Посмотри, как это делает Вика. Запоминай вместе с ней слова. Вика представляет себе маленький фильм, в котором участвуют слова-образы: верблюд, журнал, ветер, гвоздика, ночь, шляпа. Затем, чтобы вспомнить слова Вика просматривает этот фильм еще раз. Визуальные конфигурации печатного материала Ученики открывают страницу книги, рассматривают ее, закрывают. Это визуальный вход. Затем учитель просит нарисовать пальцем на парте то, что удалось запомнить (термины, фигуры, графики). Это кинестетический выход. Зачем учитель просит рассказать соседу общую схему-план страницы. Это аудиальный выход. Затем ученики с помощью карандашей рисуют (воспроизводят) страницу, визуализируя ее. Это визуально-кинестетический выход. Древний Египет – это древнейшее государство, которое существовало в долине нижнего Нила. Вся территория Древнего Египта выглядела как «узкая лента» плодородной почвы, которая простиралась вдоль берега Нила. С двух сторон долина была окаймлена различными горными цепями. В самом начале своего существования эта древняя страна делилась на Нижний и Верхний Египет ВЫВОД Используя упражнения на визуализацию, мы развиваем важнейшие психические процессы у учащегося: восприятие, внимание, память, мышление. Ожидаемый результат: повышение успеваемости учащегося, его уверенности в себе, улучшение эмоционального состояния. Развитые визуальные способности помогают успешной сдаче экзаменов, так как тестовая форма рассчитана на визуального ученика. Таким образом, успех обучения находится в прямой зависимости от развития визуальных способностей учащихся. Литература: Гриндер Майкл. Исправление школьного конвейера или НЛП в педагогике. – М.: 1995.Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов. – М.: «Просвещение», 2013.Матюгин М.Ю., Аскоченская Т.Ю., Бонк И.А. Как развивать внимание вашего ребёнка. Книга для детей и их родителей. – М.: Эйдос, 1993.