Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе Автоматизация звука [С]


Конспект фронтального занятияАвтоматизация звука «С»
 Возраст детей: старшая подготовительная группа, I период обучения.
Количество детей: 4 человека.
Тема занятия: звук [C].
Цель:
- Закрепление навыка практического употребления в самостоятельной речи звука [С].
Задачи:
1. Закрепить правильное произношение звука [C] в самостоятельной речи.
2. Развитие фонематического восприятия.
3. Развитие внимания, памяти, ориентировки в пространстве, координации движений и крупной моторики.
Оборудование: 2 сундучка, бумажные лодочки, шарики разборные, кубики, игровое поле и картонная оса, игрушка стрекоза, куклы Бибабо (девочка Соня, сова, собака, свинья, снеговик), картонный паровозик с двумя вагонами, предметные картинки: свинья, снеговик, собака, сова, дом, коза, ваза (для загадок); сом, сок, сад, сова, лес, нос, кекс, пояс (для игры «Поезд»); коса, весы, оса, бусы, лиса (для игры «Два волшебных сундучка»).
Лексический материал: кукла Соня, свинья, снеговик, собака, сова, сом, сок, сад, лес, нос, кекс, пояс, коса, весы, оса, бусы, лиса.
I. Подготовительный этап. (2-3 мин.)
Цель: привлечь внимание детей.
Л.: Сядет тот, кому я дам шарик, но открывать его пока нельзя.
II Основной этап. (15-18мин)
II. Постановка темы.
Л.: Внимание! Ребята! К нам в гости пришла кукла Соня. Соня приготовила для нас загадки. Давайте послушаем:
Пяточком в земле копалась,
В грязной луже искупалась.
(Свинья.)
А отгадать поможет Света. Найди картинку с отгадкой на моем столе. (Ребенок показывает картинку с изображением свиньи.) Поставь ее на доску. Молодец! Садись на место. Послушайте следующую.
(Логопед загадывает загадку каждому ребенку.)
Всю ночь летает,
Мышей добывает.
А станет светло-
Спать летит в дупло.
(Сова.)
В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу.
(Собака.)
Птица по небу летит,
Слышно, как она гудит.
Отправляется на взлёт
Серебристый - … . (Самолет.)
День и ночь они идут.
Никогда не устают.
Монотонно шепчут в такт:
Тик, так, тик и так. (часы)!
Какие вы молодцы! Посмотрите внимательно на картинки на доске. Какой звук спрятался в отгадках?
Д.: Звук [С].
Артикуляционная гимнастика
«улыбка», трубочка, блинчик, горка, зубки по горке
Развитие фонематического восприятия.
Игра с мячом «поймай звук»
Цель: развитие навыков фонематического анализа.
Л.: Я буду называть слова, а вы если услышите звук «С» в слове ловите мяч, если нет, то отбрасываете его мне.
Л.: свинья, книга, снеговик, собака, малина, сова, кот, сок, сад, дом, лес, нос, хлеб, коса, оса, шапка, бусы, лиса.
Л.: Понравилась вам игра? Какой звук мы ловили в словах?
Динамический мостик 2.
Игра «Оса»
Цель: развитие внимания, памяти и ориентировки в пространстве.
Л: А теперь Соня хочет с нами поиграть. (Логопед голосом куклы дает инструкцию.)
"В центре поля сидит оса. Запомните, как она полетит, а потом передвиньте ее на нужное место. Вот так. (Логопед показывает пример.) Начнем. Оса пролетела одну клетку вверх, затем одну клетку вправо. Покажет мне, где остановилась оса, Аня".
Аня подходит к логопеду и показывает, где остановилась оса.
Л: "Молодец, Анечка! Садись на место".
Логопед каждый раз дает новую инструкцию и спрашивает всех детей по очереди.
Варианты для других детей (одну клетку вверх и одну клетку влево, одну клетку вниз и одну клетку влево, одну клетку вниз и одну клетку вправо).
А теперь ребята чтобы наша оса поскорее улетела и не кусала нас давайте произнесем заклинание! Готовы:
Са-са-са, са-са-саУкусила в нос оса,
Со-со-со,со-со-со,
Стал мой нос как колесо,
Сы-сы-сы, сы-сы-сы,
Не боюсь я злой осы,
Су-су-су, су-су-су,
Я осу в руке несу.
Автоматизация в слогах.
Л.: Ребята, а вы любите петь! А вы знаете наша Соня очень любит петь. Если сказать волшебное заклинание, то она с удовольствием споет вам песенку. Хотите послушать?
Д.: Да.
Л.: А поможет мне ___, скажи заклинание: СА-СЭ-СУ.
Логопед подзывает каждого ребенка и просит повторить заклинание (у каждого ребенка своё).
Звучит песня «червячки пошли гулять»
Автоматизация в словах и во фразе.
Логопед достает 2 «волшебных» сундука и предлагает каждому ребенку достать из первого сундука игрушку и надеть ее на руку, а из второго карточку. Логопед показывает образец.
Л.: Сначала из большого сундука достаем игрушку. Это Сова. Затем сова из маленького сундука достает карточку. (Логопед показывает образец.) Что у нас получается?
Д.: У совы весы.
Л.: Света, загляни в сундук, достань одну игрушку и назови ее.
Реб.: Это собака.
Л.: Молодец! Надевай ее на руку и достань карточку.
Реб.: У собаки бусы.
Л.: Молодец! Садись на место.
Каждый ребенок выполняет задание.
Уточняется еще раз, какой звук есть во всех этих словах.
Л.: Молодцы!
III Итог.
Л.: Какой звук мы сегодня учились правильно произносить?
Д.: «С».
Л.:А какие волшебные заклинания вам понравились?
Дети перечисляют.
Л.: Какие слова со звуком [С] вы запомнили?
Дети по очереди перечисляют слова (сова, снеговик, собака и т.д.).
Л.: Молодцы!