Периметр прямоугольника. Диагонали прямоугольника. Математика -5


Технологическая карта урока
«Периметр прямоугольника. Диагонали прямоугольника»
УРОК 81
Учитель Суслина Анна Прокопьевна
Предмет: математика
Класс: 5.
Учебник: Математика. Арифметика. Геометрия. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе/Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева и др. М.: Просвещение, 2013.Цель урока Сформировать понятия периметра прямоугольника, диагоналей прямоугольника; научить изображать на рисунке диагонали прямоугольника, вычислять периметр прямоугольника по формуле.
Задачи урока
Обучающие: • актуализировать знания, умения и навыки по построению фигур, связанные с темой урока;• сформировать у обучающихся новые понятия и способы действия: уметь распознавать прямоугольник и квадрат, приводить примеры аналогов в окружающем мире;
Развивающие:• развивать способности обучающихся по анализу и сопоставлению геометрических фигур (умение отличить квадрат от прямоугольника ; умение строить диагонали прямоугольника);• развивать умение работать с книгой; • организовать применение обучающимися знаний и опыта деятельности с целью формирования у них нового опыта познавательной деятельности.Воспитательные:• формировать культуру речевого поведения в процессе учебного диалога;• прививать интерес к изучению математики через повышение мотивации к работе с учебным материалом, проблемное обучение
Тип урока изложение нового материала
Методы обучения Иное(Деятельностный подход)
Формы работы Иное(Сочетание фронтальной и индивидуальной работы, работы в группах и парах)
Формируемые УУД:
Личностные - умение управлять своей познавательной деятельностью; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях;
Регулятивные - ставить цель и анализировать условия достижения цели; уметь планировать и регулировать свою деятельность;
Познавательные - осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов; устанавливать причинно-следственные связи; давать определение понятиям;
Коммуникативные - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёром; умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
Предметные умения:
Понятийно-категориальный аппарат усвоения: Периметр прямоугольника. Формула для вычисления периметра прямоугольника. Периметр квадрата. Вычисление периметра квадрата. Диагонали прямоугольника. Свойства диагоналей прямоугольника. Диагонали квадрата. Свойства диагоналей квадрата.
Способы действий обучающихся:
уметь находить периметр прямоугольника и квадрата, в том числе, выполняя необходимые измерения;
изображать диагонали прямоугольника и квадрата;
исследовать свойства диагоналей прямоугольника и квадрата путём эксперимента, наблюдения;
сравнивать свойства диагоналей прямоугольника и квадрата.
Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное пособие к учебнику
Дополнительное оборудование к уроку: ПК
Межпредметные связи:
Структура и ход урока
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты
1. Самоопределение к деятельности
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне - Сядьте на свои места удобней. Прислушайтесь к своему дыханию. Мы начинаем урок.
Положительно настраиваются на работу; оформляют тетради. Познавательные: целеполагание,
Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества
2. Актуализация знаний Организует повторение пройденного материала в форме диалога, воспитывая культуру речевого поведения:
- Какая фигура называется прямоугольником?
- Перечислить свойства прямоугольника.
- Дать определение квадрата.
- Какие свойства квадрата вы знаете? Отвечают на вопросы, делают выводы, соблюдая правила речевого поведения
Проверяют себя с объяснением. Личностные:самоопределение, смыслообразование
Познавательные: целеполагание,
Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества
3. Проблемное задание Организует работу : предлагает начертить прямоугольник АВСД.
Задание: соединить противоположные вершины. Дополнительный вопрос: Какие вершины называются противоположными?
Вопрос: Как называются отрезки, соединяющие противоположные вершины прямоугольника?
Выявляет недостаток имеющихся знаний для выполнения задания, подводит к цели урока. Работают с материалом модуля.
Обнаруживают недостаток имеющихся знаний, формулируют цель урока:
- Цель урока - узнать, что такое диагонали прямоугольника, какими свойствами они обладают? Познавательные: умение логически мыслить, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
4. Получение нового знания Организует практическую работу: 1. Измерить отрезки, соединяющие противоположные вершины прямоугольника, отрезки, полученные точкой пересечения диагоналей. Сделать вывод.
2. Начертить квадрат со стороной 3 см. Провести диагонали в данном квадрате и отрезки, полученные при пересечении диагоналей. Измерить их и сделать вывод.
3. Посмотрите внимательно на диагонали, проведенные в квадрате и скажите, как они пересекаются? Какой угол между ними?
ФИЗМИНУТКА Обучающиеся выполняют практическую работу, делают необходимые измерения и на каждом этапе делают соответствующие выводы. Личностные: умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.
Метапредметные: распознавать верные и неверные утверждения; применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач.
Предметные: приобретение опыта изображения диагоналей прямоугольника и квадрата
5. Закрепление изученного материала №432 учебника, стр. 123 (использует электронное приложение)
По рисунку в учебнике называют те четырёхугольники, у которых диагонали:
а) равны;
б) в точке пересечения делятся пополам;
в) пересекаются под прямым углом;
г) равны и в точке пересечения делятся пополам;
д) равны и пересекаются под прямым углом;
е) в точке пересечения делятся пополам и пересекаются под прямым углом;
ж) равны и в точке пересечения делятся пополам и пересекаются под прямым углом. Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
Регулятивные: уметь планировать и регулировать свою деятельность
Коммуникативные: умение полно и ясно формулировать свои мысли, аргументировать свою позицию .6. Получение нового знания Задает вопрос: Как найти периметр треугольника?
А как вычислить периметр прямоугольник?
Обратимся к электронному пособию. Обучающиеся отвечают на вопросы и предлагают свои варианты ответов.
Делают вывод: Так как у прямоугольника противоположные стороны равны, то, чтобы найти его периметр, надо сложить длины смежных сторон и умножить их сумму на 2. Личностные: умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.
Метапредметные: распознавать верные и неверные утверждения; применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач.
Предметные: приобретение опыта вычисления периметра прямоугольника и квадрата
7. Закрепление изученного материала У: стр. 122, №424
Работа в парах: №426
Делают вывод. Самостоятельная работа в тетрадях.
Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
Регулятивные: уметь планировать и регулировать свою деятельность
Коммуникативные: умение полно и ясно формулировать свои мысли, аргументировать свою позицию .8. Практическая работа
Работа в группах Дает задание группам:
1 группа – Найти периметр пола кабинета – 3 человека.
2 группа – Найти периметр доски – 3 человека.
3 группа – найти периметр парты - 2 человека
4 группа – вычислить периметр учебника - 3 человека Делают необходимые измерения и вычисляют периметры. Личностные: формирование критического мышленияКоммуникативные: развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы 9. Практикум
Цели: закрепить полученные знания, научиться правильно вычислять периметр прямоугольника и квадрата.
Дает задание с использованием электронного пособия У: стр. 122, №424, 425 Личностные: формирование критического мышления Коммуникативные: развитие навыков индивидуальной работы 10. Рефлексия Организует подведение итогов урока:
- Я узнал….
- Больше всего мне понравилось…
- Самым интересным сегодня на уроке было…
- Сегодня я понял…
- Сегодня я задумался…
- Самым сложным для меня сегодня было…
- На будущее мне надо иметь в виду..- Мне захотелось…
– С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?
– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).
– По каким критериям будете оценивать себя? Делают выводы: что узнали, чему научились, над чем ещё нужно работать. Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Личностные: самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям Коммуникативные: выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений
11. Постановка домашнего задания Даёт дифференцированное домашнее задание и комментирует его:
У: стр. 121 – прочитать, № 423, определить периметр вашей комнаты, Т. - № Записывают домашнее задание Осуществляют актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения
Адекватно осуществляют самооценку
по математике, необходимо продуманно цели второго урока.