ККонспект организации непосредственно – образовательной деятельности детей 6 – 7 лет по развитию речи

Конспект организации непосредственно – образовательной деятельности
детей 6 – 7 лет по развитию речи

Воспитатель: Л.И.Мархель

Основной вид деятельности: развитие речи.
Сопутствующий вид деятельности: ознакомление с окружающим миром.
Образовательные задачи: активизация и актуализация словаря по теме «Зимующие птицы», обогащение экспрессивной речи прилагательными, обозначающими моральные качества. Совершенствование грамматического строя речи (употребление предложно – падежных конструкций). Совершенствование навыка пересказа. Совершенствование навыка пересказа. Совершенствование навыка чтения. Автоматизация правильного произношения и дифференциация сонорных звуков в рассказе.
Развивающие задачи: развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, общих речевых навыков, артикуляционной и тонкой моторики, памяти и мышления.
Воспитательные задачи: воспитание на занятии навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности, бережного отношения к природе, доброжелательности и взаимопонимания.

– Представьте себе, как красиво и сказочно в лесу зимой. Слабый ветерок пробегает по макушкам деревьев. Берёзы, сосны и ёлочки как будто переговариваются между собой. Снег блестит и переливается на солнце, словно добрый волшебник раскрасил весь лес. (Пауза. Звучит музыка.)
Рассаживайтесь, я вам расскажу историю, которая однажды произошла в зимнем лесу

ЧТЕНИЕ СКАЗКИ «КАК СОРОКА КЛЕСТА СУДИЛА».
Отправилась Ариша на прогулку в зимний лес. Тишина в лесу. Спит лес под тёплым снежным одеялом. Склонили головы берёзы в белых шапках, согнули лапы под тяжестью снега ёлки. (Воспитатель включает запись «Звуки зимнего леса». Запись звучит одну минуту.)
Вдруг – шум, хлопанье крыльев, трескотня. Это сорока – белобока с разлёту шлёпнулась на ветку ёлки, тряхнула с неё снег, затрещала, застрекотала. Из – под тяжёлой еловой лапы выглянул клёст:
– Слушай, не шуми, не трещи! Не пугай моих птенцов!
– Что? Птенцов? В зимнем лесу? Ты, клёст, лесные порядки нарушаешь. Птенцов положено весной выводить. Эй, птицы, слетайтесь все сюда! Клеста будем судить за нарушение лесных порядков.
Первым на зов сороки прилетел красногрудый красавец снегирь и уселся на ветку рябины.
– Что за шум? За что клеста судить? – спросил он.
– Да вот, сорока говорит, что я лесные порядки нарушаю, зимой птенцов вывожу.
– И холодов не боишься?
– Нет. Мы гнездо делаем очень толстое, из мелких веточек, утепляем его шерстью, перьями, прячем среди еловых веток. Туда клестиха и откладывает яйца.
Тут рядом со снегирём приземлился свирестель.
– Вдруг даже в таком тёплом гнезде яйца замёрзнут? – поинтересовался он.
– Нет! Клестиха на них пол месяца сидит, своим теплом согревает.
– А как же она питается? – спросила синица, которая уже давно качалась на ветке берёзы и слушала разговор.
– Я ей семена из еловых шишек ношу, почки ёлки и берёзы, – сказал клёст.
– Молодцы клесты! Не страшатся морозов, – включился в разговор дятел, прицепившийся на ствол ели. – Я давно за ними наблюдаю. Дружные птицы! И питание у них правильное – так же любят еловые семена, как и я.
Из дупла вылезла тётушка сова и сказала:
– Я хоть и плохо вижу днём, зато хорошо слышу. Молодцы клесты! К весне их клестята на крыло встанут. А знаете, сколько ёлок вырастет из семян, что они уронили?
– Не права ты, сорока! – сказал снегирь.
– Трещишь без толку! – поддержала его синица.
– Не за что клеста судить, – поставил точку дятел.
Тут все птицы зашумели, загалдели. Сорока махнула крылом и улетела. А Аришка, которая с интересом слушала птичий спор, улыбнулась, порадовалась за клеста и отправилась домой.
ПОДВИЖНАЯ ИГРА «СНЕГИРИ». ( Координация речи с движением. Развитие общих речевых навыков. Автоматизация правильного произношения и дифференциация сонорных звуков в игровой деятельности.)

Вот на ветке, посмотри, (Опущенными руками хлопают себя по бокам.)
В красных майках снегири. (Показывают грудку руками.)
Распушили пёрышки, (Мелко потряхивают кистями опущенных рук.)
Греются на солнышке.
Головой вертят (Повороты головой влево – вправо.)
Улететь хотят. (Бегут по кругу, взмахивая руками.)
Кыш! Кыш! Улететь хотят!
За метелью! За метелью!
БЕСЕДА ПО СКАЗКЕ.
(Развитие диалогической речи. Уточнение представлений о жизни зимующих птиц. Обогащение экспрессивной речи прилагательными, обозначающими моральные качества.)
– Правда, необычная история? Как называется сказка, в которой мы оказались?
Сказка называется «Как сорока клеста судила».
– За что сорока собиралась судить клеста?
Сорока решила судить клеста за то, что он выводит птенцов зимой, нарушает лесные порядки.
– Поддержали ли птицы сороку?
Птицы не поддержали сороку.
– А какие птицы принимали участие в споре?
С сорокой спорили снегирь, свиристель, синица, дятел, сова.
– Что вы узнали о жизни клестов из этой сказки?
Клесты выводят птенцов зимой.
Они устраивают гнездо из тонких веточек, утепляют его шерстью, прячут среди веточек.
Клестиха сидит на яйцах полмесяца, чтобы они не замёрзли.
Клёст носит клестихе семена из еловых шишек и берёзовые почки.
К весне клестята подрастают и уже умеют летать.
– Какими словами можно охарактеризовать сороку из сказки? Какая она?
Сорока злая, глупая, завистливая.
– А теперь охарактеризуйте клестов. Какие они?
Клесты дружные, смелые.
– А что вы можете сказать обо всех остальных птицах – героях сказки?
Лесные птицы – справедливые.

СЦЕНКА «СПОР ЛЕСНЫХ ПТИЦ».
(Развитие диалогической речи, общих речевых навыков, творческого воображения.)
– Давайте попробуем разыграть спор лесных птиц.
Воспитатель распределяет роли между детьми, помогает им надеть шапочки.
– Давайте обсудим, как будут говорить ваши герои? Как говорит сорока?
Сорока говорит быстро, громко, тарахтит.
– А как говорит клёст?
Клёст говорит спокойно, тихо. Он боится разбудить клестят.
Таким образом инструкции получают все исполнители ролей.
– Но все исполнители ролей должны говорить правильно, следить за произношением звуков. Начинайте!
Дети разыгрывают сценку.
УПРАЖНЕНИЕ: «КОРМУШКА».
Рано утром на опушке мы повесили кормушку (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)
Для щеглов и для синичек, (Лицом в круг, поднимают и опускают руки.)
И для всех голодных птичек.
Не едите вы с ладошки зёрна, семечки и крошки. (Вновь идут по кругу.)
Прилетайте на опушку, (Меняют направление движения, бегут по кругу, взмахивая руками.)
Угощенье ждёт в кормушке.
На подносе лежат перемешанные семена сосны, подсолнечника, тыквы. Спрятаны в групповой комнате игрушечные мышата, в уголке природы на веточках комнатных растений висят кусочки сала.
– Налетел ветер и перемешал семена. Поможем птицам – разберём семена и найдём корм для совы, синиц, клеста
Дети находят угощение и сортируют семена.
– Наше угощение для птиц настоящее или нет? Настоящее! Не настоящие только мыши. Их мы отнесём в на полку. Давайте оденемся и пойдём на прогулку. Разложим наше угощение и посмотрим, какие птицы прилетят к нашей кормушке