План–конспект внеурочного занятия по ФГОС по курсу «Азбука общения» 1 класс


План – конспект внеурочного занятия по ФГОС
по курсу «Азбука общения» для 1 класса
Тема занятия: «Будь вежлив».
Решаемые проблемы:
Как я отношусь к окружающим людям?
Что значит быть вежливым? Что даёт человеку вежливость?
Понятия: вежливые слова, секрет общения.
Планируемые результаты:
Предметные: ученики познакомятся с понятиями «вежливые слова», на основе предыдущего жизненного опыта научатся различать слова приветствия, прощания, извинения, благодарности.
Личностные: развитие самопознания, осознание себя и своего места в окружающем мире; формирование внутренней позиции на основе положительного отношения к окружающим людям; культуры поведения; развитие навыков сотрудничества со сверстниками; этических чувств ( доброжелательности и эмоциональной отзывчивости).
УУД:
Регулятивные: научатся правильно употреблять вежливые слова в соответствии с ситуацией.
Познавательные: узнают правила поведения в отношениях с окружающими людьми, секрет общения, помогающий устанавливать дружеские отношения;
Коммуникативные: уметь слушать и слышать другого человека; участвовать в беседе, быть внимательным к самому себе и окружающим; понимать чувства и настроение другого, осмысливать свои поступки и поступки другого человека.
Оборудование: мяч, набор карточек с буквами для игры «Собери слово», таблички со словами «Утешить», «Сделать подарок», «Поиграть», «Поговорить» ( на доске повёрнуты обратной стороной), альбомы, цветные карандаши, текст рассказа в печатном виде, таблички со словами вежливости для игры «магазин вежливых слов», музыкальные записи с детскими песнями.
Ход занятия
Организация деятельности учащихся.
Прослушивание песни «Будьте добры» ( автор текста: Санин А., композитор: Флярковский А.)У. – Ребята, какую главную мысль вы услышали в этой песне?
Д. – Надо быть добрыми.
II. Вводная часть. Актуализация проблемы.
У. – Для чего надо быть добрыми?
Д. – Если мы будем добрыми, то люди будут нас любить.
– Люди будут к нам относиться также.
– Люди будут нам улыбаться.
У. – Какое настроение будет у окружающих людей?
Д. – Радостное. Весёлое.
У. – Что же нужно делать в первую очередь, когда вы начинаете новый день, приходите утром в школу, встречаете друзей, учителей, чтобы у вас и ваших друзей было хорошее настроение?
Д. – Надо говорить всем добрые, «волшебные слова». (Приводят примеры).
Заранее подготовленные дети читают наизусть стихи (6 человек).
Добрые слова
Добрые слова не леньПовторять мне трижды в день. Только выйду за ворота,Всем идущим на работу,Кузнецу, ткачу, врачу,С добрым утром!- я кричу.
Добрый день! –кричу я вследВсем идущим на обед!“Добрый вечер!” - так встречаюВсех, домой спешащих к чаю.
О. ДризДобрые слова
Я хочу на зорьке встать,
Солнце первым повстречать,
Крикнуть: - С добрым утром, Солнце!
И оно мне улыбнется!
Сразу станет мир светлей,
Зашумят листвой деревья,
Звонче запоет ручей,
Зорче будет взгляд, добрее.
Дерево мне дарит тень.
Говорю я: «Добрый день!»
Дереву тому, как другу.
Ветерок подул опять
Над полями возле речки…
- Добрый ветер! Добрый вечер!
Перед сном смотрю в окно –
Сколько звезд – светящих точек!
Было бы без них темно.
Им скажу я: «Доброй ночи!»
Р. ФархадиУ. – Ребята, что общего вы услышали в этих стихах?
Д. –Добрые слова; они о добрых словах; есть выражения «Добрый вечер!», «Добрый день!» …
У. – Как они ещё называются?
Д. – «Вежливые» слова.
Основная часть.
Игра «Собери слова».
У. – Сегодня мы будем заниматься по теме, которую вы узнаете, если соберёте слова из рассыпанных букв (На доске магнитные карточки с буквами К Ш О А Л
Ж Л И Т Е С В О В И).
3 человека работают у доски, остальные дети печатают в альбомах (обсуждают, работают в парах), получается ШКОЛА ВЕЖЛИВОСТИ.
У. – Итак, дети, чему мы будем в этой школе учиться?
Д. – Будем учиться говорить вежливо, учиться правильно себя вести.
У. – А для чего надо правильно себя вести?
Д. – Чтобы быть вежливыми, добрыми. Чтобы с тобой все дружили, чтобы тебя любили, хорошо к тебе относились.
У. – Как же этому научиться? Что вы предлагаете для этого делать?
(Вопрос вызывает интеллектуальное затруднение.)
У. – А что вы делаете на обычных уроках, чтобы чему-то научиться?
(При совместном обсуждении приходим к выводу, что надо выполнять какие-то специальные упражнения.)
У. – Да, мы будем выполнять разные упражнения, чтобы узнать секреты общения. Вы учитесь в одном классе. Что нужно, что очень важно, чтобы вам в классе было хорошо?
У. – Нужно, чтобы все дружили. Чтобы никто не ссорился.
У. – А у вас есть друзья? Чтобы вы делали, если бы захотели с кем-нибудь подружиться? (Ответы детей.)
У. – Давайте выполним задание 1. «Что можно сделать для друга».
Для этого откроем таблички на доске (по одной).
– сделать подарок (дети дарят друг другу заранее приготовленные рисунки, поделки);
– утешить (игра «Царевна Несмеяна»)*;
– поиграть (игра на развитие внимания «Тропинка» **);
– поговорить (игра «Испорченный телефон»).
У. – Задание 2. «Я знаю вежливые слова». Дети встают в круг, бросая мяч, произносят вежливые слова, можно усложнить: слова приветствия, прощания, извинения.
У. – Какие чувства вызывают у вас вежливые слова? Хотели бы вы дружить с человеком, который вежлив? Ответы детей.
У. – Сейчас мы узнаем один из секретов общения. На обратной стороне доски открывается запись: Будь вежлив, и у тебя будет много друзей.
У. – Задание 3. «Наказание». А сейчас вы прочитаете рассказ В. Осеевой «Кто наказал его?». Он напечатан у каждого из вас на листке. Из него вы узнаете, что происходит с тем человеком, который не соблюдает правила вежливости.
( Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.
- Кто наказал его? - спросила соседка.
- Он сам наказал себя, - ответила мама.)У. – Почему мальчик заплакал?
У. – Почему мама сказала, что он сам себя наказал?
Дети анализируют поступки мальчика, делают вывод о том, как надо себя вести, чтобы от тебя не отвернулись. Ещё раз повторяют секрет общения: Будь вежлив, и у тебя будет много друзей.
Задание 4. «Магазин вежливых слов».
На доске заранее прикреплены карточки со словами:
Благодарность. Приветствие. Извинения. Прощание.
У. – Сейчас мы с вами отправимся в «магазин вежливых слов». На полках в магазине стояли «вежливые» слова, подул ветер, слова упали и рассыпались. Их надо собрать в данные группы. Дети делятся на 4 команды (по 2-3человека), расставляют карточки по «полкам». Остальные ребята проверяют правильность, исправляют ошибки.
( На доске слова: спасибо, благодарю, пожалуйста, здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер, извините, простите, жаль, до свидания, до встречи, спокойной ночи).Заключительная часть. Итог занятия.
У. – Наше занятие подходит к концу. Чтобы убедиться, что вы знаете вежливые слова и знаете, когда их надо употреблять, сыграем в игру с мячом «Вопрос – ответ».
Задание 5. Игра «Что говорить».
У. – Я начинаю предложение, а вы продолжите его:
1. Когда мы что-нибудь просим, то говорим…
2. Когда нам дарят подарок, мы говорим …
3. Когда ты куда-то опоздал, то говоришь …
4. Когда идём спать, говорим … И т.п.
У. – Повторите секрет общения.
Спасибо дети за приятное общение.
Домашнее задание.
У. – К следующему занятию приготовьте устный рассказ на тему: «Мой хороший поступок», и вам откроется ещё один секрет общения.

Приложение.
*Игра «Царевна Несмеяна».
Одна из девочек садится на стул, надевает корону, закрывает лицо руками, изображает Царевну Несмеяну. Чтобы её развеселить, надо сказать ей добрые слова о том, какая она хорошая. Дети говорят царевне о её хороших качествах. Наконец, она открывает лицо и улыбается.
**Игра «Тропинка».
Группу детей разбивают на 2 команды. Команда должна действовать согласовано и быстро реагировать на указания водящего. При слове тропинка – встать друг за другом в цепочку, положить руки на плеч впереди стоящего. При слове «команда» - собраться в круг, взяться за руки и поднять их вверх. А при слове кочки – сесть на корточки, как можно ближе друг к другу и прикрыть голову руками.