Конспект урока по математике Четырёхугольник. Прямоугольник


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА 
на тему «Четырехугольники и прямоугольники»
Предмет: Математика УМК «Перспектива» 1 класс
Учебник «Математика» Г. В. Дорофеев
Учитель: Шаповалова Офеля Ерчаниковна
 Цель: познакомить с понятиями «четырехугольник» и «прямоугольник», развить навыки работы с геометрическими фигурами.
 Задачи: создать условия
- для формирования понятия «многоугольники»;
- для различия геометрических фигур и выделения нужных;
- для умения показывать углы, вершины и стороны многоугольников;
- высказывать свою точку зрения по теме урока;
- организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий вида:
личностных УУД:
- самоопределение;
- смыслообразование и нравственно – этическая ориентация;
регулятивных УУД:
- контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности;
- целеполагание как постановка учебной задачи;
познавательных УУД (информационных и логических):
- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков;
- постановка и формулирование проблемы;
коммуникативных  УУД:
- инициативное сотрудничество;
- умение выражать свои мысли.
Ход урока
1. Организационный момент
«Доброе утро!» - Я всем говорю.
Доброе утро я людям дарю.
И улыбаются добрые люди
Видно, слова они добрые любят.
2. Актуализация знаний.
Сегодня мы с вами отправляемся в удивительную страну, которая называется Геометрия (слайд 2).
Где же появилась эта страна? (слайд 3) А вы слышали такое слово «геометрия»? А может кто-нибудь знает, что оно означает? Оказывается оно состоит из двух слов: гео и метрия. Гео – земля, метрия – измерение.
Кто же нас будет сопровождать в этой стране? Мне сказали, что это будет гном Угомон. Но где же он? Я его не вижу. Он не хочет пока нам показываться, мы должны выполнить его задание. Он живет в огромной горе. Вы должны сосчитать из скольки треугольников состоит его гора. (слайд 4). Сколько же их? (8) Кто покажет?
Вот и наш гном Угомон (слайд 5). Он любит детей старательных, аккуратных, наблюдательных. Он очень рад вас видеть в своей стране.
Он приготовил для нас сегодня интересные задания. О чем же он хочет с нами поговорить? Мы узнаем, увидев его первое задание. (слайд 6)
Как назвать одним словом, что изображено?
А какая из этих фигур лишняя и почему?
Может быть кто-то из вас знает, как называются эти фигуры одним словом? (если не ответили, считаем углы у всех фигур, назвали каждую фигуру по количеству углов. Снова задать вопрос: как назвать одним словом эти фигуры?)3. Сообщение темы, постановка целей урока
А какая тема нашего урока мы узнаем, выполнив второе задание гнома. (слайд 7)
Знаете ли вы эти фигуры? Чем они похожи? Как назвать эти фигуры одним словом? Я вам покажу еще другие четырехугольники. Знаете ли вы их? Вот и подошли мы к теме нашего урока: Четырехугольники.
Мы сегодня будем работать только с двумя четырехугольниками (слайд 8). Чем они похожи? Как можно назвать эти две фигуры еще одним словом? (Прямоугольники)
Давайте поставим цели, чему мы хотим сегодня научиться? (слайд9)  
4. Практическая деятельность учащихся (работа в парах).
На столе у вас лежат листочки, на которых изображены 3 квадрата и 3 прямоугольника. Где в жизни вам встречались эти фигуры? Дорисуйте. Просмотр у рисунков у доски.
На парте у вас лежит четырехугольник из бумаги. Как он называется по-другому? (Прямоугольник). А что такое прямоугольник?
- Возьмите прямоугольники.
- Как называют большую сторону прямоугольника? (Длина). Обведите длину синим цветом.
-Как называют меньшую сторону прямоугольника? (Ширина)
Обведите ширину зеленым цветом.
- Что вы узнали о сторонах прямоугольника? (У прямоугольника противоположные стороны одинаковые)
- Согните прямоугольник пополам по меньшей стороне. Что вы заметили? (Большие стороны прямоугольника полностью совпали. Они одинаковой длины.)- Согните прямоугольник пополам по большей стороне. Что вы заметили? (Меньшие стороны прямоугольника полностью совпали. Они одинаковой длины.)- Какое свойство прямоугольниками проверили? (Противоположные стороны прямоугольника одинаковы)
Кто помнит, как из прямоугольника сделать квадрат? Сделаем. Подняли, показали. А что такое квадрат? Отрежем уголки у квадрата. Какая фигура получилась? Поставьте точки в уголках. Сколько углов получилось? Как называется фигура?
5. Работа по учебнику (с. 64-65)
№ 1 (с. 64).
- Назовите четырехугольники, которые у вас получились.
- Назовите прямоугольник
№ 2 (с. 65 по заданию учебника)
6. Физкультминутка.
1, 2, 3, 4, 5
Будем строить и играть
Дом большой, высокий строим
Окна ставим, крышу кроем
Вот какой красивый дом!
Будет жить в нем старый гном!
7. Закрепление изученного материала.
Теперь давайте поработаем в тетрадях. Там у вас стоят точки, начертите квадрат от этой точки со стороной 3 см. Почему я вам назвала только одну сторону? Проведите в квадрате линию так, чтобы получилось два одинаковых треугольника. Закрасьте их разным цветом. Теперь начертим прямоугольник со сторонами 5 см и 2 см. Почему я назвала две стороны? Проведите линию так, чтобы в прямоугольнике получился квадрат. Закрасьте его.
Гном Угомон построил три башни из геометрических фигур. (слайд 10) Какую башню он построил только из четырехугольников? В этой башне он и будет жить.
8. Работа в тетради на печатной основе.(с.52-53)
№ 1 (С. 52)
- Раскрасьте треугольники и четырехугольники.
- Сколько нераскрашенных фигур осталось?
- Как называется эта фигура? (Пятиугольник)
№ 2 (с. 52 по заданию учебника)
№ 3 (с. 52)
- Из скольких прямоугольников состоит рисунок машинки? (3)
- Придумай и нарисуй свои картинки из прямоугольников.
№ 3 (с.53)
- Раскрасьте квадраты.
- Как получить число 4?
9. Рефлексия и подведение итогов.
Сейчас я раздам вам листочки, на которых нарисован домик гнома. Взяли синий цвет, раскрасим квадрат. Зеленым – прямоугольник. Желтым – ромб. Коричневым – трапецию. Давайте подарим гномику треугольный флажок, дорисуйте его, но пока не закрашивайте. Гномик хочет узнать, все ли вы хорошо поняли сегодня. Если все поняли, то раскрасьте флажок красным цветом. Если что-то было не понятно, то закрасьте половинку флага красным. Если все было не понятно, оставьте флаг белым. Кто закрасил флажок красным, выйдите к доске.
Давайте подумаем и закончим предложение: Сегодня я понял (а)…
10. Урок окончен. Молодцы! (слайд 11)