Дополнительная общеразвивающая программа Северные узоры


Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«СЕВЕРНЫЕ УЗОРЫ»
для детей младшего и среднего школьного возраста
срок реализации программы 3 года
Автор программы:
Васильева Светлана Юрьевна,
педагог дополнительного образования
г. Надым, 2014 г.
Пояснительная записка
«К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать».
А. Б. Салтыков.
Формирование творческой личности – одна из наиболее актуальных проблем, требующая своевременного решения. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка. Изобразительная деятельность – образное познание действительности. Занятия изобразительным искусством имеют большое значение для умственного развития детей. Умственное развитие определяется тем, что в изобразительной деятельности одна из первых практических задач в обучении начинающих - координация моторики (движения руки), дети передают свои переживания, чувства, впечатления, идет развитие пластических навыков, полученных от взаимодействия с объектом. Именно по пластическим способностям определяется становление и развитие индивидуального стиля выражения ребенка в работе, в последствии его талантливость. В условиях сложной, быстро меняющейся действительности преобретенные способности позволяют ребенку быстрее адаптироваться в новых условиях, продуктивному развитию познавательных, художественных, творческих способностей детей с учетом их индивидуальности.
В настоящее время все больше возрастает познавательный интерес к изучению истории культуры, природы родного края. Воспитание подрастающего поколения, проживающих в регионах, где коренными жителями являются малые народы, начинает осуществляться с опорой на истоки культуры этих народов. В современных условиях развития общества очень важно помочь ребенку ориентироваться в окружающем мире; осуществлять жизненный выбор, строящийся на общечеловеческих ценностях; реализовать себя в деятельности, способствующей развитию духовного мира детей.
Сегодня, на современном этапе совершенствования отечественной системы образования приорететом является региональность, отражающая специфику российского общества – разнообразие в социально – экономическом развитии регионов, различие в их природных, культурных, национальных и исторических особенностях.
Ориентация на региональный компонент обуславливает новизну подхода к составлению учебных программ с изучением учащимися богатейшего народного искусства своего края, истоков нации, на земле которых они живут.
Знакомство учащихся с культурой родного края и декоративно – прикладным искусством представляется в наши дни очень важным. Академик Д. С. Лихачев в свое время отмечал: «…Важно воспитывать молодежь в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной, ибо подобно тому, как личная память человека формирует его совесть, так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет народ».
Уважение к традициям, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям необходимо воспитывать с раннего возраста. Очень важно в процессе преподавания изобразительного искусства учитывать местные особенности национальной культуры.
Таким образом, при овладении знаниями элементарных основ реалистического рисунка в программу была включена художественная культура региона.
Региональный компонент включенный в содержание программы предлагает следующее:
а) обращение к истории, к традициям и обычаям народов, населяющих территорию ЯНАО;
б) изучение изобразительного культурного наследия народного искусства (особенности жилых построек, одежды, предметов быта, игрушек и т. д.);
в) обращение к природе ЯНАО (любимые уголки родного края, характерные виды северной природы, травы, цветы, особенности климатических условий региона и т. д.);
г) учет национальных особенностей внешности и характера представителей народов, населяющих ЯНАО (этнографические сведения).
Дополнительная общеразвивающая программа «Северные узоры» разработана в соответствии с Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006г. № 06-1844), Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. №1008). Программа имеет художественную направленность.
Новизна программы. В содержание данной программы включено углубленное изучение особенностей народного промысла и декоративно-прикладного искусства, местности, в условиях которой проживают учащиеся, а также разработана методическая система преподавания изобразительного искусства, учитывая особенности региона.
Чтобы сохранить национальную культуру малочисленных народов Севера, необходимо приобщать и формировать интерес у подрастающего поколения. Так как особенностью района Крайнего Севера, в часности Ямало-Ненецкого автономного округа, является многонациональность, соответственно в объединении обучаются дети разных национальностей, но не смотря на это все они живут в одном крае, в одной местности и необходимо знать и уважать региональные культурные традиции, особенности края, города, где родился, вырос и живешь.
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы состоит в активном приобщении учащихся к этнической культуре, полноценному личностному развитию, активному вовлечению в художественно-творческую деятельность используя возможности национально-регионального компонента.
Педагогическая целесообразность программы заключается в развитии художественно-творческих способностей детей, основанных на умении представлять региональную культуру средствами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, через изучение произведений изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства.
Цель программы: развитие художественно – творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства.
Задачи программы:
Обучающие:
формирование у учащихся знаний элементарных основ реалистического рисунка, обучение основным техническим приемам работы;
формирование умений и навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению с использованием различных материалов и нетрадиционных техник;
обогащение знаний учащихся доступными для их понимания сведениями о родном крае, жизни и быте ненецкого народа, традициях, обрядах, обычаях, культуре и т.д., расширение кругозора.
Развивающие:
развитие изобразительных способностей, зрительной памяти, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления;
развитие эмоциональной отзывчивости на произведения декоративного искусства, формирование основ эстетического восприятия, понимания прекрасного;
развитие у учащихся познавательного интереса к изучению родного края, наблюдательности.
Воспитательные:
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства;
воспитание духовно богатого и эстетически развитого человека, любящего свой народ, культуру и искусство, уважающего традиции и культуру других народов.
Образовательная деятельность осуществляется на основе личностно-деятельностного подхода и основных дидактических принципов:
принцип доступности;
принцип связи педагогического процесса с жизнью и практической деятельностью;
принцип сознательности и активности;
принцип систематизации (последовательное усложнение материала);
принцип наглядности;
принцип единства воспитания, образования, обучения и творческой деятельности;
принцип интеграции.
Отличительной особенностью программы является то, что в программный материал по изобразительному искусству включены элементы национального творчества ненецкого народа. Данный подход предполагает формирование у учащихся знаний о родном крае и имеет воспитательное значение, что способствует приобщению подростающего поколения к национальной культуре, духовным и нравственно-эстетическим ценностям своего народа, формированию интереса к истории, воспитанию культуры межнациональных отношений.
Программа рассчитана на обучение детей младшего и среднего школьного возраста. Условия набора детей в учебное объединение: принимаются все желающие. Группы формируются на основании заявлений родителей (законных представителей). Наполняемость групп составляет не менее 12 человек. Срок реализации программы - 3 года. Обучению на первом году отведено 144 учебных часа в год. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа. На 2-ом и 3-ем году в связи с расширением объема содержания программы, возрастает общее количество учебных часов до 216. Занятия проводятся три раза по 2 часа или два раза по 3 часа (час равен 40 минутам). На полное освоение программы требуется 576 часов.
Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся с учетом санитарных норм и правил, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41, СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Структура занятия.
1. Подготовительная часть:
- организационный момент – 5 минут;
- повторение предыдущего материала – 10 мин.
2. Основная часть:
- изучение и объяснение нового материала – 15 минут;
- самостоятельная работа по рисованию – 45 минут.
3. Заключительная часть:
- подведение итога занятия – 5 минут.
В ходе реализации программы «Северные узоры» предполагается использование различных форм и методов обучения. Занятия проводятся в группах, звеньях и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.
На занятиях используются следующие методы обучения:
словесные (рассказ, объяснение, беседа);
наглядные (наглядные пособия, схемы, таблицы, рисунки, модели, просмотр видеоматериалов, показ приемов исполнений, иллюстраций, репродукций картин, наблюдение, работа по образцу);
практические (выполнение практических работ);
объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
активные методы обучения;
репродуктивный метод обучения используется на стадии освоения правил работы, новых приемов и техник рисования.
исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся);
метод проблемного обучения: с целью активизации мыслительной деятельности обучающихся на занятиях активно используется проблемное изложение материала, частично-поисковые (эвристические);
игровые методы.
Мотивация познавательной активности учащихся инициируется через практическую направленность занятий. Занятия строятся на основе межпредметных связей изобразительного искусства с краеведением, культурой народов Ямала, окружающим миром, технологией, математикой.
В образовательной деятельности используются педагогические технологии:
личностно-ориентированного обучения;
развивающего обучения;
дифференцированного обучения;
самостоятельного поиска решений.
Предполагаемый конечный результат реализации программы.
В ходе реализации дополнительной общеразвивающей программы у учащихся формируются следующие компетенции:
Ключевые:
учебно-познавательные: навыки целеполагания, планирования, анализа, рефлексии и самооценки своей деятельности; умение самостоятельно разрабатывать алгоритм познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера; овладение творческими навыками (добывание знаний непосредственно из окружающей действительности, умение действовать в нестандартных ситуациях);
информационные: владение навыками работы с различными источниками информации, способность критического отношения к распространяемой в СМИ  информации и рекламе;
личностного самосовершенствования: готовность к постоянному самосовершенствованию, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию;
коммуникативные: обретение многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогут самовыражению в социуме; готовность и умение строить контакт в различных жизненных ситуациях, работать в группе;
ценностно-смысловые: умения ставить цели, определять пути их достижения, принимать решения; выбор индивидуальной образовательной траектории.
Специальные: овладение знаниями тематической профессиональной лексики и практическими навыками по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.
Механизм промежуточной и итоговой аттестации
в ходе реализации программы.
Механизмом промежуточной и итоговой оценки результатов, получаемых в ходе реализации данной программы, является контроль знаний, умений и навыков, который проводится три раза в год.
Начальный уровень – (1 год обучения) - 15-25 сентября;
Стартовый уровень – (2-ой и следующие годы обучения) - 15-25 сентября;
Промежуточная аттестация (для всех групп) – с 20 по 26 декабря и с 20 по 30 апреля;
Итоговая аттестация – (для выпускных групп) - 12-19 мая.
В начале освоения общеразвивающей программы оцениваются способности ребенка к образному мышлению, развитость воображения, желание и готовность к художественному процессу. Знания, умения и навыки учащихся оцениваются по 4 бальной системе, от 2 -5 баллов.
Контроль знаний, умений и навыков на каждом году обучения осуществляется по следующим критериям: рисунок (композиция в листе, характер и пропорции натурного объекта, выявление конструктивных особенностей модели, световоздушная перспектива и пространство, передача объема и формы модели, качество штриховки, общее художественное впечатление от работы);
живопись (композиция, характер и пропорции предметов, постановка на плоскость, большие локальные цветовые отношения, декоративность и работа цветовых пятен, объем и форма, колорит, общее художественное впечатление от работы);
композиция (наличие композиционного центра, образность, смысловое содержание идеи,качество исполнения, общая композиция листа, цветовое решение);
декоративное рисование (правильное решение композиции, предмета, орнамента, общая идея и содержание, владение техникой, общее впечатление от работы, оригинальность аккуратность всей работы).
Контроль ЗУН проводится в следующих формах: практическое занятие, выставки, конкурсы, ИЗО-викторины, кроссворды.
Для контроля ЗУН используются следующие методы: практическая работа с творческим заданием, самостоятельная работа, наблюдение, тестирование.
Форма итоговой аттестации - творческий экзамен, состоящий из двух блоков: теоретического и практического.
Проверка сформированности теоретических знаний осуществляется с помощью устного опроса, тестирования, контрольных карточек.
Критерии оценивания теоретических знаний:
соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям.
Формы проведения практического блока: выставочный просмотр, итоговая работа. Критерии практического раздела итоговой аттестации:
Общая художественная выразительность и компоновка.
Оригинальность замысла и содержательность сюжета.
Самостоятельность выполнения и аккуратность.
Проявление наблюдательности, воображение.
Правильная передача пропорций, цвета, пространства.
Владение художественной техникой и материалом.
Законченность  и умение представить выполненную работу.
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение:
учебный кабинет (художественная мастерская) оборудованный в соответствии с санитарными нормами;
подсобное помещение (кладовая);
парты, мольберты и стулья для учащихся;
стол и стул для педагога;
шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов;
ноутбук;
интерактивная доска;
мультимедийное оборудование.
Материалы и инструменты: акварельная бумага, ватман, бумага для пастели, картон, акварельные, гуашевые, акриловые краски, пастель сухая и масляная, уголь, сангина, тушь, простые, цветные, масляные, акварельные карандаши, восковые мелки, кисти (щетина, белка, колонок, синтетика), перья, ножницы, мыло, свеча, соль, губка т.д.Методическое обеспечение:
учебно-методический комплекс, в который входит:
словарь терминов и понятий;
перечень расходных материалов;
каталог учебного оборудования;
каталог специальной литературы;
каталог наглядно-демонстрационного материала (дидактический материал, таблицы, раздаточный материал, плакаты и т.д.)
календарно-тематическое планирование.
планы воспитательной работы с учащимися.
планы работы с родителями.
инструкции по ТБ.
Воспитательная работа.
Программа предусматривает приобщение к достижениям культуры через беседы, чтения, просмотр видеофильмов, слайдов, репродукций. Организация и проведение встреч с представителями коренной национальной культуры, художниками – земляками; проведение конкурсов, экскурсий, посещение выставок, музея, выставки собственных работ.
Для воспитательного пространства характерно: наличие благоприятного духовно-нравственного и эмоционально-психологического климата; построение работы по принципу доверия и поддержки между всеми участниками педагогического процесса.
Воспитательная работа имеет социально-ориентированную направленность и осуществляется в соответствии с ежегодно разрабатываемым комплексным планом воспитательной работы.
Работа с родителями.
Эффективно решить учебно-воспитательные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями. В этой связи в начале учебного года с родителями подробно обсуждается содержание общеразвивающей программы. При организации образовательной деятельности учитываются интересы и увлечения ребенка. Работа с родителями предусматривает: индивидуальные консультации с целью разъяснения конкретных мер помощи ребенку в обучении; обсуждение результатов продвижения ребенка в условиях педагогического воздействия.
Список литературы.
1. Б. Айзенбарт. Полный курс акварели. – М. Астрель АСТ, 2002. – 64 с.
2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция.
– М.: Просвещение, 1981.
3. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов. - М., 1989.
4. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества.
– М.: ВЛАДОС, 2004
5. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. – М.: Просвещение, 2006. – 176 с.
6. М. Приходько, О.Приходько. Хомани. Санкт-Петербург, Изд. Дом «Светлячок», 2002.
7. Пенова В.П. Рисуем карандашом. Деревья. Цветы . Животные.- Харьков: Книжный клуб «Клуб семейного досуга»; Белгород: ООО«Книжный клуб «Клуб семейного досуга»,2008.- 112с.:ил.
8. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: АГАР, 2000.
9. Рандин В.А. Орнаменты. – Санкт – Петербург, отд. Изд. «Просвещение», 1992.
10. Рисунок для изостудий: от простого к сложному. / А.Ф. Конев, И.Б. Маланов [текст] – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2006. – 240с.
11. Рутковская, А.А. Рисование в начальной школе. \ А.А. Рутковская [текст] - СПб.: «Нева»; М.: «Олма-Пресс», 2003. – 192с.
12. Рымарь Н.Н. Как рисовать животных/Наталья Рымаь.-М.: АСТ; Донецк: Сталкер,2008.-30, (2)с.:ил.-(Волшебный карандаш)
13. Стен Смит. Рисунок. Полный курс. – М. Астрель АСТ, 2002. – 159 с.
14. Секачёва А.В., Чуйкина А.М., Пилинова Л.Г. Рисунок и живопись. – М.: 1983.
15. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Академия, 2003. – 368 с.
16. Сокольникова Н.М. Живопись 5-8 класс, Рисунок 5-8 класс, Композиция 5-8 класс. – М.: 1996.
17. История изобразительного искусства. В 2-х т. Сокольникова Н.М. 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. — Т.1. - 304с., Т.2. - 208с.
18. Узоры северного сияния. Салехард, «Артвид» Санкт – Петербург, «Русская коллекция», 2003.
19. Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник: наглядное пошаговое руководство и вдохновляющая галерея законченных работ. – М.: АСТ Астрель, 2005.
20. Хомич Л.Ф. Ненцы. – СПб.: отд–ние из –ва «Просвещение», 1994. – 128 с.
21. Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса. Под ред.
Лукиной Н.В. – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2001. – 228 с.
22. Хамм Дж. Как рисовать голову и фигуру человека/Дж, Хамм: пер с англ.А.В.Жабцев.-4-е изд.-Мн.: «Попурри»,2007.-128с.:ил.-(серия «Школа рисования»)
23. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство: 4 класс. - М.: Просвещение, 2004.
Интернет ресурсы:
http://festival.1september.ru/articles/614272/http://festival.1september.ru/articles/520554/Литература для родителей и учащихся.
Аксенов, Ю. А. Практические советы самодеятельным художникам./ Ю. Аксенов - Малоярославецкая городская типография. 2011
Выготский, Л. Воображение и творчество в детском возрасте./ Л.Выготский - М., 1991.
Джин Фрэнкс. Рисунок карандашом. / АСТ, Астрель. 2007
Лободина, С. Как развивать способности ребенка. / С.Лободина - СПб, 1997.
Савенков, А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. / А.И. Савенков - М., 1999
Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство для детей. Натюрморт. Портрет. Пейзаж. / Сокольникова, Н. М АСТ, Астрель., 2010
Хосе М. Паррамон. Как рисовать. Путь к мастерству./ АРТ – Родник, 2001
Эймис Л. Дж. Рисуем 50 животных./ ООО «Поппури», 2000.