Конспект занятия Северные животные старший дошкольный возраст


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад компенсирующего вида № 46 «Малышок»
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ПИКТОГРАММ
по теме «СЕВЕРНЫЕ ЖИВОТНЫЕ»
(для детей старшего дошкольного возраста с ТНР)
Разработала:
Учитель-логопед Резвова Л.Р.
Г. Саров, 2016г.
Цель: Развитие связной речи у детей через использование пиктограмм.
Задачи:
Закреплять и систематизировать знания детей о севере и его обитателях.
Закреплять умение составлять описательные и повествовательные рассказы и записывать их с помощью рисунков.
Упражнять в использовании в речи существительных Р.п. мн.ч., Т.п. ед.ч., в нахождении родственных слов.
Развивать фонематический анализ и синтез, умение ориентироваться в слоговых схемах.
Воспитывать интерес к окружающему миру, бережному и заботливому отношению к животным.
Средства:
Глобус, карта – пиктограмма «Север», картинки (животные севера), фотографии (север, северное сияние, полярная база, самолёт, медведь, белёк, олень) карточки – пиктограммы по рассказам «Северный олень, «Белёк», карандаши, листы, карточки – задания по грамоте.
Способы:
Наглядные: рассматривание фотографий, работа с карточками.
Словесные: игры «Назови зимние слова», «Кого много на севере?», беседа о жителях севера, рассказы по пиктограммам, упражнение «Какое слово лишнее?»
Практические: упражнения «Угадай слово по первым звукам и запиши буквами», «Соедини схему слова с картинкой».
Предварительная работа:
Рассматривание картин с северными животными. Просмотр мультфильма «Умка», чтение рассказов: «Северный житель», «Белёк», «Северный олень», беседы по рассказам, пересказ текстов, упражнения «Угадай слово по первым буквам», «Подбери схемы к словам».
1.Мотивация предстоящей деятельности.
Упражнение
«Назови зимнее слово»
-Мы с вами знаем, что на земле есть такое место, где царствует вечная Зима и там всегда холодно.
- Вы догадались о чём я говорю?
- Покажите, это место на глобусе.
- Сегодня я предлагаю вам отправиться туда на самолёте.
- Ваш билет на самолёт – это зимнее слово.
2.Усвоение, закрепление знаний и умений.
Рассказ «Север»
по пиктограмме
Физминутка «Северный материк»
Психогимнастика «Север»
Упражнение
«Каких животных и птиц много на севере?»
Проблемная ситуация.
Настрой на предстоящую деятельность.
Постановка задачи с выбором практического действия.
Упражнение
«Отгадай и объясни»
(по рассказу «Северный житель»
Описательная загадка «Северный олень» по пиктограмме
Загадка-рассказ «Белёк» по пиктограмме
Речь с движениями
с элементами релаксации
Беседа о жителях севера.
- Пока мы летим, давайте вспомним, что же такое север.
На севере очень холодно.
Зимой солнце не греет. Лютый мороз. Ледяной ветер. Метель, вьюга, пурга. Вокруг снег и лёд и длинная полярная ночь.
Летом солнце немного греет. Но всё равно холодно. Часть земли оттаивает и растёт мох. Короткий полярный день.
-Мы прилетели. Почувствуйте дыхание севера.
 Дуют ветры ледяные,
 (Дети машут руками вверху, обнимают себя)
 Горы снежные, крутые.
(руки поднять вверх, встать на носочки, резко бросить руки вниз)
 Там о лете не слыхали,
 (ладонь прижать к уху, наклоны в стороны)
 Там согреешься едва ли.
 (обнять себя руками, прыжки)
 Он не мал и не велик -
 (Руки свести и развести в стороны)
 Этот снежный материк.
 (хлопнуть в ладоши на уровне груди, развести в стороны).
Какой лютый мороз и ледяной ветер. Невозможно находиться на улице. Я предлагаю побыстрее пройти на базу. -Как ни сурова природа Севера, здесь обитает много животных и птиц.
-Назовите, кого много на севере? (На севере много моржей,….)
-Вы хотите узнать, как выживают животные в суровых условиях?
Тогда разделимся на группы – экспедиции. Вторая - прямо, первая – направо, третья – налево. Там вы встретите северное животное.
Ваше задание: узнать, как можно больше об этом животном и рассказать о нём так, чтобы другие экспедиции могли легко отгадать. Вы зарисовываете, вы выбираете нужные картинки, вы из картинок выкладываете рассказ.
(пиктограммы по рассказам «Хозяин севера», «Северный олень», «Белёк».)
-Кто готов, прошу вернуться на нашу базу. Давайте посмотрим с кем встретилась первая экспедиция.
-Кто это? Почему вы так думаете? (Вы встретили медведя, потому что у него….)
-Послушайте и угадайте животное второй экспедиции? Как вы догадались? (Потому что у …)
-Отгадайте о ком этот рассказ? Почему? (Потому что в рассказе моряки…)
-А теперь, мы расскажем и покажем, как животные севера защищаются:
-От морозов (У них есть тёплая, густая шерсть, толстый слой жира)
-От врагов (У них есть сильные лапы, цепкие когти, острые зубы, ветвистые рога, большие клыки, быстрые ласты и громкий рык)
-Что их делает незаметными (У них есть белая шерсть)
-На севере живут не только животные и птицы, но и люди.
-Выберите человека, который похож на северного жителя? Как вы догадались? Как их называют?
-Выберите дом, в котором они живут? Как вы догадались?
Я вас приглашаю побывать в чуме. Долгими длинными вечерами северные жители любуются северным сиянием и занимают себя разными игры. Давайте и мы с вами поиграем в некоторые из них.
Упражнение
«Угадай слово по первым звукам»
Упражнение
«Угадай какое животное подходит к данной схеме».
Упражнение
«Найди лишнее слово и объясни»
Отгадайте кличку животного по первым звукам и запишите слово буквами.
УТКА, МОРЖ, КОТИК, АЛЬБАТРОС (картинки)
УМКА
-Кто такой Умка и где мы его встречали?
Соедините каждую схему с картинкой, к которой она подходит.
КОТИК, МОРЖ, СОВА (картинки и слоговая схема)
-Как догадались? Потому что 2 слога и 1 буква М.
Найдите лишнее слово. Почему?
БЕЛКА, БЕЛЫЙ, БЕЛЁК
-Белка не родственное слово.
А вот белка не бела, белой даже не была. ..Итог занятия
Общая положительная оценка -Вот и закончилось наше путешествие. Пора возвращаться в детский сад. Вам понравилось? Наши экспедиции замечательно справились с такой
сложной работой. А результаты экспедиций мы оформим и сделаем книгу «Животные севера».