Конспект по истории и культуре Башкортостана на тему: Северные амуры

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГБОУ Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 13 VI вида









«СЕВЕРНЫЕ АМУРЫ»
(Об участии башкирских воинов в Отечественной войне 1812 года)






Учитель истории и культуры
Башкортостана
высшей категории
Салимовой Л.И.







Цель: расширить знания учащихся об участии башкирских воинов в Отечественной войне 1812 года; воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, чувства гордости за свой народ.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, магнитофон, иллюстрации.

Методические приемы: вопросы, ответы, слушание песен, просмотр фрагментов видеофильмов, решение кроссворда.

Ход урока: Дорогие ребята! (назвать тему урока и цель) (слайд-1, 2)
2012 год будет посвящен российской истории. Соответствующий указ подписал Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев. (слайд -3)
В Башкирии прошло заседание, на котором обсудили мероприятия по подготовке и проведению празднования 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года. (слайд-4, 5)
Учитель: Скажите, пожалуйста, какая война была в 1812 году?
Ученики: Отечественная война 1812 года! Это война с французами.
Учитель: Посмотрите  на портрет. «Прибыл Кутузов бить французов»- говорили солдаты. Его давно знали и любили в войсках. А что  вы  о нем  знаете? (слайд-6)
Ученики: Полное его имя Голенищев- Кутузов, а с декабря 1812 года он еще и князь Смоленский. Этот титул ему пожаловал император Александр в благодарность за спасение Отечества. Родился Михаил Илларионович Кутузов 5 сентября 1745 года в Петербурге. В возрасте 14 лет он с отличием закончил  Дворянскую артиллерийскую школу. С 16 лет- прапорщик, командир роты Астраханского пехотного полка. Участвовал в многочисленных войнах, которые вела в то время Россия. Не раз жизнь Кутузова находилась в опасности. От одной раны он лишился глаза, в другой раз пуля прострелила ему шею, но судьба хранила героя. Кутузову  в  это  время  было  67 лет. Наполеон  хорошо  знал  тактику  ведения  боя  Кутузова  и  даже  прозвал  его «хитрой лисицей».
Учитель: Кто такой Наполеон Бонапарт? (слайд-7)
Ученик: Наполеон Бонапарт- человек необычной судьбы. Он родился 15 августа 1769 года на небольшом острове Корсика, принадлежащем Франции. Сын бедного дворянина Наполеон закончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, затем стал консулом Франции, а в 1804 году Наполеона провозгласили императором. Франция почти непрерывно воевала. В конце концов Наполеон стал властелином Европы. Но ему захотелось завоевать весь мир.
Учитель: Бородинское сражение является одним из самых знаменательных событий Отечественной войны 1812 года.
...Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина! (слайд-8)
Шел 1812 год. Полки башкирской конницы сражались в рядах русской армии, отражавшей наполеоновское нашествие. Во время Бородинского сражения башкирские конники показали пример особого мужества, отваги и героизма. Во вражеский тыл был направлен большой отряд русских кавалеристов и 500 башкирских конников. Они уничтожили отряды противника и захватили французский продовольственный обоз.
В этом бою французы потеряли более трех тысяч солдат, их генерал был взят в плен.
В память этого события батальонное знамя Уфимского полка вывешено в зале Славы героев 1812 года Эрмитажа, где хранится и поныне. (слай-9)
Учитель: Ребята! Почему война 1812 года называется отечественной?
Ученик: Война 1812 года сразу же стала для народов России отечественной, потому что люди защищали свое Отечество, свою Родину. И башкиры ее восприняли именно такой. Было создано и отправлено на войну 28 пятисотенных башкирских конных полков. Помог  башкирский  народ и  деньгами,  всего  565 тысяч  рублей. Также  подарил  4139 лучших  лошадей.
Учитель: Свое массовое участие в Отечественной войне с французами в 1812-1814 годах башкиры называли «Второй армией», о которой сложено много песен и легенд. Расскажите легенду.
Ученик: Вот одна из них. «Французский император начал войну против русского царя. Он захватил многие земли, подошел к Москве и занял её. Русский царь оставил город. Однажды, когда царь сидел на берегу реки, к нему подошел один рыбак. «О, великий царь, - сказал он, - чего так пригорюнился? Ведь у тебя есть башкирский народ. Проси у них помощи». Царь вскочил на ноги и воскликнул: «Ах, старик, какой хороший совет ты дал. Спасибо тебе. Я сейчас же пошлю гонцов, попрошу у башкир помощи ». И царь написал башкирам письмо.
Башкиры и не слышали о том, что на русскую землю напали французы. Узнав об этом, все начали готовиться к великому походу: готовили луки и стрелы, сушили и коптили мясо, шили шубы и шапки. Никто не сидел без дела. А когда пришло время провожать батыров на войну, все как один собрались на майдан: девушки, старухи, старики, дети. По обычаю, старухи дарили батырам нитки, чтоб их путь был короток; женщины пришивали им на грудь монеты, чтоб не брала их вражеская пуля; девушки дарили своим любимым платочки на память.
В исторической народной песне "Вторая армия" поется о том, как все от мала до велика провожали на войну своих батыров». Известно, что в Отечественной войне 1812 года воевали и женщины. В песне «Иремель» перед нами встает образ отважной башкирки, которая отправилась вместе со своим мужем на войну. (Слайд 10, 11)
(Звучит песня «Урал».)
Учитель: По всей Европе прогремела слава башкирских воинов, которых французы прозвали « северными амурами» за присутствие в их вооружении лука и стрел. Башкирские войны 1812 года, прошли славный ратный путь в составе русской армии до Парижа. Как выглядел башкирский воин? (слайд 12, 13, 14)
Ученик: Башкирские конники покрывали огромные пространства, чтобы в назначенных местах скрестить свое оружие с оружием захватчика. «Мчатся на своих степных конях, известных своей крепостью и быстротою, башкирцы в красных суконных кафтанах, обшитых позументами, в высоких остроконечных шапках, вооруженные пиками, луками и колчанами со стрелами; в числе их резко обозначаются витязи (батыры), покрытые сверх кафтанов кольчугами, в железных шлемах» - так описывал современник башкирских кавалеристов.
Особенность вооружения башкирских воинов – кольчуга, сделанная из железных колец. Она закрывала человека с головы до пояса и пробивалась пулей только с очень близкого расстояния. Сверху башкиры надевали синий кафтан, а на голову – белый войлочный колпак. Вооружение: за спиной – лук и колчан со стрелами, у пояса – пристегнутая сабля, в руке – копье. Многие конники привязывали к седлу волосяной аркан, которым действовали очень ловко.
Учитель: Пользу башкиры приносили немалую. Они метко стреляли из луков и делали это быстрее, чем наполеоновские уланы из пистолетов. Надо заметить, что ружья и пистолеты того времени были еще кремневыми, заряжались дула, и пользоваться ими было очень неудобно.
В течение всей войны 1812 года башкирский народ всем сердцем был на поле брани, где решалась судьба России. Башкиры участвовали во всех сколь - нибудь значительных боях с французами, то прикрывая отход основных войск, то первыми нападая на вражеские отряды, то приводя неприятеля в трепет от распластавшейся по степи лавой, то оглушая его с засадами
В чем заключалось своеобразие тактики боя у башкир?
Ученик: Она тонко подмечена одним из современников 1812г.: «40 шагов есть среднее расстояние для верного выстрела из лука. В сражении башкирец передвигает колчан со спины на грудь, берет две стрелы в зубы, а другие две кладет на лук и пускает мгновенно одну за другой; при нападении крепко нагибается к лошади и с пронзительным криком, раскрытою грудью и засученными рукавами смело кидается на врага и, пустивши четыре стрелы, колет пикою».
(ФИЗКУЛЬТМИНУТКА)

Учитель: Легенда гласит, что царь не раз хвалил башкир за усердие и доблесть в бою. В награду за это приказал отдать им в пользование обширные земли, которые затем перешли к потомкам.
Известно, что после одного из боев фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов, главнокомандующий русскими войсками, высоко оценив героизм и отвагу башкирских воинов, произнес следующее: «Любезные вы мои башкирцы, хорошо сражаетесь, молодцы!» Эти слова были положены в основу народной песни «Любизар». (слайд 15)
(Звучит песня «Любизар») (слайд 16)
Учитель: О боевом содружестве русских и башкир в народе известна песня «Кутузов». Мужественный полководец, преодолевая огни и воды, преследует войска Наполеона и разбивает их.
Был Кутузов славный полководец,
Шел без страха в воду и огонь.
Полководец, эй, Кутузов -
Славный наш батыр,
Храбрый богатырь.

Учитель: Активное участие приняли уральские казачьи полки в освободительных походах русской армии по Европе в 1813-1814 г.г. В заграничных европейских походах покрыла себя новой славой и башкирская конница. Она приняла участие в знаменитой «битве народов», вошла на плечах врага в Берлин, Париж и другие города Европы. Оренбуржцы, уральцы, башкиры и калмыки поили своих неказистых на вид коней в Сене и в парижских фонтанах. Победным маршем прошла по улицам и площадям поверженной французской столицы. (слайд 17, 18, 19)
«Кипел бульвар в Париже так,
Народы праздными толпами,
Когда на нем летел с нагайкою казак
Иль Северный Амур с колчаном и стрелами»
Так писал русский поэт Николай Батюшков, восхищенный подвигами уральских воинов.
Жители европейских городов с восхищением смотрели на статных красавцев – казаков и башкирских батыров. Кольчуги, луки со стрелами, сабли были диковиной для утонченных парижан.
Учитель: Как оказался башкирский лук в руках у Иоганна Вольфганга Гете? Какими путями оружие коника – башкира перекочевало за тысячи верст, чтобы попасть в неведомый в его степях тихий немецкий городок Веймар?.. (слайд 20)
Ученик: Великий немецкий поэт Гёте пригласил к себе в гости башкир. В залах протестантской гимназии башкирские воины во главе с полковым муллой провели священное богослужение, читали суры из Корана. В память о встрече командир башкирского отряда подарил Гёте лук и колчан со стрелами, оружие, которое победило Наполеона, защитило родину и освободило Европу. Оружие было передано в самые мирные на Земле руки – в руки поэта. В своем саду Иоганн Волфганг Гете стрелял из башкирского лука.
Учитель: За проявленный особый героизм в годы войны многие башкиры были награждены орденами Святой Анны и Святого Владимира. Воины всех полков были награждены серебряными медалями «За взятие Парижа 19 марта 1814 года». Все участники войны получили серебряные медали «В память войны 1812 года». Десятки башкир были награждены орденами Святого Георгия. (слайд 21-29)
Учитель: Ребята, кто знает историю создания песни «Баик»?
(слайд 30)
Ученик: Это башкирская народная песня и танец связаны с именем сэсэна Баика Айдара. К началу Отечественной войны 1812 года ему было 102 года, но, несмотря на возраст, он своими стихами напутствовал башкирских батыров, отправляющихся на защиту России от армии Наполеона. По окончании войны вернувшихся на родину победителей Баик Айдар встретил их прославляющей песней «Баик».
(Звучит песня «Баик»)
Учитель: (слайд 31) Не всем удалось вернуться на родной Урал. Многие навечно остались на полях сражений. Такая участь постигла и легендарного полководца Кахым-туря. Это был талантливый военачальник. Его приказы всегда были справедливы, поэтому помнит батыра народ. Узнав о смерти Кахым-туря, люди плакали. Умирая, герой завещал:
Коль умру помяните,
Бел-горюч камень
На изголовье положите
С именем Кахыма-батыра.
Песня «Кахым – тюря» входит в репертуар известных певцов. В 90-е годы на сцене оперного театра была поставлена опера Загира Исмагилова «Кахым – туря». (слайд 31)
(Звучит песня «Кахым-туря» в исполнении.)
Учитель: Башкирским воинам периода Отечественной войны 1812 года посвящены изобразительные произведения художника Александра Осиповича Орловского. Что вы знаете об этом художнике? (слайд 32)
Ученик: Художник Александр Осипович Орловский поляк по происхождению, его жизнь была тесно связана с Россией. Орловский был одним из первых художников, обратившихся к изображению народов России. Произведения Орловского имеются во многих музеях: в Государственном Русском музее – «Башкир с лошадью» (1809), «Башкирский отряд» (1813); в Третьяковской галерее – «Конные башкиры на бивуаке» (1810-20 гг.);в Эрмитаже – «Всадник башкир и крестьянин» (1821-31 гг.): в Национальном музее Варшавы – «Башкирский лагерь» (1814); в государственном музее имени М.В. Нестерова - «Всадник башкир» (1823) и т.д.
(показ репродукций А.О.Орловского) ( слайды 33-40)
Учитель: Выдающийся хореограф, Файзи Гаскаров, поставил танец «Северные амуры», посвященный башкирским конникам, которые во время Отечественной войны 1812 года в составе русской армии дошли до Парижа. Сюжет композиции прост: во время ночного привала барабанщик героя французской воины Дениса Давыдова по ошибке поднимает ложную тревогу и, чтобы сгладить свою вину, начинает танец, к которому присоединяются остальные джигиты. В нем воплощены мужественность, доблесть башкирских воинов. Заключительный эпизод композиции рисует картину боя, во время которого барабанщик погибает
(показ фрагмента танца «Северные амуры»).
Заключение. Решение кроссворда
Кроссворд на тему «Отечественная война 1812 года»













4.







1.



7.























5.




2.












6.











7.










































3.













































1.Какой музыкальный инструмент брали на войну башкиры.
2.Русский полководец, фельдмаршал.
3. До какого города в Европе дошли башкирские воины.
4.Французский император.
5. Кто поставил танец башкирским воинам Отечественной войны 1812 года.
6. Какому поэту были подарены лук и стрелы.
7. Как прозвали французы башкирских воинов.

Учитель: Башкиры всегда гордились своим массовым участием в освобождении России от нашествия Наполеона, показав тем самым свою преданность общей Родине. В борьбе за независимость страны крепла боевая дружба народов.
Молодцы ребята. Сегодня вы очень хорошо и активно работали на уроке. Что вы получили от урока? ( выставление оценок).

Литература:
1. Альманах «Памятники Отечества» №38 (2, 1997)
В.Ольшевский. Лук башкирского сотника.
2. Рассказы по истории Башкортостана. Учебное пособие по курсу «История Башкортостана»/ Под редакцией Акманова И.Г. – Изд. 3-е, дораб. и доп. – Уфа: Китап, 2001. – 160 стр.,ил.
3.Ватандаш, 2007. №4(127)
Лилия Бондаренко. Башкиры и Отечественная война 1812 года в изобразительном искусстве.
4. Культура Башкортостана. Учебник для 10 класса / С.А.Галин, г.С. Галина, Ф.Т. Кузбеков, Р.А. Кузбекова, Л.Н. Попова. – Уфа: Китап, 2005. – 304с.:ил.