Урок по литературному чтению на тему Писатели-детям (2 класс)


Тема урока: Обобщение по разделу «Писатели – детям»
Цели урока: помочь учащимся повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное мышление; поддерживать интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны хорошо ориентироватьсяв прочитанных произведениях, знать содержание и их авторов; воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавая настроение стихотворения, узнавать произведение по отрывку; объяснять лексическое значение некоторых слов, определять особенности юмористического произведения, быстро отвечать на вопросы учителя.Оборудование: портреты детских писателей, выставка книг, аудио- и видеозаписи сказок; карточки (текс для речевой разминки, задания), презентация викторины; коробка с карандашами, блюдца и игрушечный столик. Ход урока
I. Организационный момент: Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень.
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
II. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
Сегодня у нас урок повторения и обобщения. Мы поиграем в литературные игры, проведём викторину, проверим скорость чтения.
Поэтому в течение урока будьте внимательны, давая ответы и слушая ответы товарищей.
III. Речевая разминка.
-Прочитайте загадку, отгадайте её.
Чудесный дом.
Был белый дом,
Чудесный дом,
Но что – то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое тёплое, такое
Пушистое и золотое. (Яйцо и цыплёнок).
-Прочитайте медленно «жужжащим» способом, а также с вопросительной интонацией (ещё: утвердительно, сердито, весело, с удивлением, сожалением, скороговоркой). - Прочитайте только русские буквы, и вы узнаете автора этой загадки.
WSКLOРVIНLSЕЙ WSLЧУYLIVКОVLSBVСКZGWRNIИLSЙS
(Корней Чуковский)
IV. Проверка домашнего задания.
- Какие книги Корнея Чуковского вы принесли на урок?
(Дети выставляют книги, рассказывают о них).
V. Работа по теме урока
1. Рассказ учителя. Послушайте, как создавались некоторые произведения и назовите их.
1).Однажды Корней Иванович Чуковский часа три лепил с детьми из глины различные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет, какое произведение? («Федорино горе».)
2).Редактор внимательно посмотрел на стоящего перед ним поэта, измерил взглядом его долговязую фигуру с ног до головы и неожиданно произнёс:
- Зачем нам рисунки, когда можно просто сфотографировать вас. Вы - самый настоящий дядя Стёпа! О каком писателе идёт речь? (Сергей Владимирович Михалков.)
3). Работая в своём кабинете, писатель услышал, как рыдает его младшая дочь, не желая мыться. Он вышел, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал ей:
«Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!»
Назовите произведение и его автора. (К.Чуковский «Мойдодыр».)
VI. Физкультминутка: Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, подтянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
VII. Продолжение работы по теме урока
1. Игра «Расшифруй имена»
Здесь зашифрованы имена сказочных героев. Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, и вы узнаете, вспомните, кто живёт в произведениях К. Чуковского.
БРМЛЙ ЦКТХЙБЛТ ТРКНЩ
МЙДДР ФДРКРКДЛ КРКЛ
(Ответ: Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил.)2. Ребята, мы читали сказку «Федорино горе».
А теперь мы проверим, как запомнился вам текст.
Игра «Вставьте пропущенные слова.»
1.За лопатою . . . (метла)
Вдоль по улице пошла.
2.Но, как чёрная …
(железная нога),
Побежала, поскакала кочерга.
3. Чашки да ложки
Скачут по . . . ( дорожке ).
4. А на нём, а на нём,
Как на лошади верхом,
(Самоварище) . . . сидит
И товарищам кричит:
«Уходите, бегите, спасайтеся!»
5.И сказала кочерга:
«Я Федоре . . .( не слуга)!»
6.Вы в канаву упадёте,
Вы утоните . . .(в болоте).
7.Вы пойдите –ка, немытые домой,
Я водою вас умою . . . (ключевой).
8. И сказала скалка :«Мне Федору . . . (жалко)».
9. И сказали блюдца:
«Надо бы . . . (вернуться)!»
4.Игра «Угадай-ка»
По предметам угадайте произведения.
Чашка, ложка, стакан. («Федорино горе».)
Картошка, корзина, шляпа. («Живая шляпа».)
Лопата, ведро, песок. («На горке».)
Скакалка. («Верёвочка».)
Пенал. («В школу».)
3. Работа в группах. Чтение отрывков из стихотворения «Федорино горе» и обыгрывание их.
1 группа получает карточку с заданием и карандаши
- Голосом и интонацией вы передаём происходящее. Представьте, что вы что-то рассыпали. Подумайте, это происходит мгновенно или нет? (Это происходит не очень быстро. Падает быстро.)
Опыт: высыпаю карандаши.
- Найдите, что в сказке сыплется. (Топоры.)
- Прочитайте теперь, передавая движение голосом.
Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
- Прочитайте эти слова так, как будто вы испытываете эти чувства сами:
испугаласяничего я не пойму
- Теперь попробуйте учесть все мои советы и прочитать выразительно 1 часть стихотворения…
2 группа получает карточку с заданием и блюдца
- С каким звуком стучат друг о дружку, например, блюдца? (Звонко, как колокольчики.)
Опыт: легонечко стучим блюдцами.
- Чуковский этот звук заменил словом, найдите их? Прочитайте, стараясь передать этот звук.
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Дзынь! Дзынь!
3 группа получает карточку с заданием и маленький игрушечный столик
- Как прочитать слова, чтобы слушатели представили движение, например, бежит, помчался? (Читать быстро.)
- Найдите слова о том, как убегал стол. (Вывалился, пошёл, пошёл.) Подумайте о том, как их прочитать. Прочитайте эти слова так, как будто вы совершаете это действие.
Из окошка вывалился стол
И пошёл, пошёл, пошёл, пошёл, пошёл…
А теперь попробуйте сами.
4 . А сейчас мы ответим на вопросы викторины.

VIII. Продолжение работы по теме урока.1.Диагностика скорости чтения
Перед каждым учеником тексты (см. «Читательский дневник».) Дети читают одну минуту, затем ставят галочку после последнего прочитанного слова. Подсчёт слов ведут дети, работая в паре, считая слова друг у друга.
2. Цифровой диктант
Вы услышите несколько утверждений. Если вы считаете, что они верные, т. е. ответ «да», - ставьте 1, если неверные, «нет», - ставьте 0. Будьте внимательны, предложения читаются только один раз!
1.Чуковского зовут Корней Павлович. (Иванович.)
2. «Тараканище», «Мойдодыр», «Приключения Незнайки и его друзей» - сказки К.Чуковского. («Приключения Незнайки …» -Н.Носова.)
3. В «Путанице» К. Чуковского только заинька был паинька. (Да.)
4.В стихотворении «Радость» от радости на берёзах вырастали апельсины.( Розы).
5.Блюдца, ножи, самовар, стол – это посуда, убежавшая от Федоры, в сказке «Федорино горе». (Стол – мебель).
6. Когда от Федоры ушла вся посуда, в доме остались только её коты. (Тараканы.)
7. С. Михалков написал сказки о глупом мышонке и об умном мышонке. ( С. Маршак.)
8. Щенка из стихотворения «Мой щенок» покусали дворовые собаки. (Пчёлы.)
9. Детей из рассказа «Затейники» звали Петя и Валя. (Да.)
10. Котёнка из рассказа «Живая шляпа» звали Пушок. (Васька.)
(Ответ. 0, 0, 1, 0, 0, 0, 0, 0, 1, 0.)
IX. Рефлексия
- Выберите и продолжите любое предложение.
На сегодняшнем уроке я узнал . . .
На этом уроке я похвалил бы себя за . . .
После урока мне захотелось . . .
Сегодня я сумел . . .
X. Подведение итогов урока.
Игра «Угадай – ка»
По предметам и картинкам угадайте произведения.
* Чашка, ложка, блюдца. («Федорино горе».)
* Картошка, корзина, шляпа. («Живая шляпа».)
* Совок, лопата, ведро, песок. («На горке».)
* Скакалка. («Верёвочка».)
* Пенал. («В школу».)
* Бинты, клей, мёд. («Мой щенок».)
XI. Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку любого произведения из раздела «Писатели – детям» и подготовить выступление по ней.