Программа по профилактике курения среди студентов колледжа Будь здоров!


ГОСУДАРСТВЕННО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
РОСТОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КООЛЕДЖ
ПРОГРАММА
по профилактике курения
среди студентов колледжа
«Будь здоров!»
Авторы:
Газиева Е.Н., социальный педагог ГПОУ ЯО РПК
Анисимова О.В., педагог-организатор ГПОУ ЯО РПК
2015 г.
Пояснительная записка
Здоровье – одно из главных слагаемых красоты. Желание быть красивым, совершенным, такое естественное для человека, – верный стимул для приобщения детей к регулярным занятиям физической культурой, правильному питанию, соблюдению здорового образа жизни, отказ от разрушителей здоровья: прежде всего, от курения. Ибо хорошо известно, что красота и здоровье обратно пропорциональны распространённости курения.
Проблема табакокурения в настоящее время приобрела социально- экономический характер и настойчиво требует разработки предупредительных мер в целях защиты интересов личности и общества. По мнению ВОЗ табак рассматривается как «оружие массового поражения». Связанные с курением сердечно-сосудистые заболевания каждый год уносят жизни 600 тысяч человек, и миллион – в развивающихся странах.
Курение – главная угроза здоровью и одна из причин смертности россиян. Расчёты, приведённые ведущими российскими учёными и экспертами ВОЗ, показали, что из полумиллиона мужчин среднего возраста (35-69 лет), ежегодно умирающих в нашей стране, у 42% причиной смерти является курение. И что смерть, связанная с курением, среди мужчин среднего возраста, умерших от злокачественных опухолей составляет 59%, от сердечно-сосудистых заболеваний- 44%, от хронических неспецифических лёгочных заболеваний- 70%.
Западные табачные компании, которые потеряли рынки сбыта у себя дома, ведут борьбу за право «владения» огромными рыночными пространствами России, где в настоящее время курят 40 млн. человек. В последнее время растёт число курящих среди подростков, молодёжи и женщин. Это катастрофическая тенденция приведёт к дальнейшей деградации россиян и росту смертности от рака, сердечно-сосудистых заболеваний. Бытует мнение, что производство и реализация табачных изделий выгодно для экономики, однако данные Мирового Банка говорят о том, что эта отрасль в целом наносит экономике значительный ущерб. Урон, который наносится государству затратами на лечение, потерей трудоспособности и смертью сотен тысяч людей от болезней, причиной которых является курение, значительно превосходит доход, получаемый от табачной промышленности в виде налогов и других поступлений в бюджет. Анализ, проведённый Мировым Банком, показал, что глобальные экономические потери, связанные с реализацией табачных изделий, оценивается в 200 миллиардов долларов США в год. В настоящее время рассматривается вопрос участия России в рамочной конвенции по борьбе против табака, которую уже подписало 115 стран и ратифицировало более 15 государств мира. День 31 мая объявлен Всемирным днём без табака. Ежегодно третий четверг ноября отмечается как Всемирный день отказа от курения.
Табачная эпидемия в России захватила более 50 млн. человек, из которых 70%- мужчин, 30 % женщин и более 50% подростков. В 15 лет у многих подростков выраженная табачная зависимость. Большинство школьников впервые знакомятся с сигаретой в 1-2-х классах. И движет ими, прежде всего, любопытство. Первый опыт весьма неприятен: кашель, тошнота, слёзы из глаз, горечь во рту, головная боль, что заставляет детей «на время потерять интерес к курению». А вот в средних классах, как правило, интерес к курению начинает резко расти, и число курильщиков среди школьников стабилизируется уже к классу 9 (к сожалению, этот процесс молодеет). А причины этого уже другие, нежели любопытство. Чаще всего это подражание старшим товарищам, желание казаться взрослым, неправильная ориентация: курение – это модно, престижно и т.д., а также недостаточная информация учащихся о последствиях курения, незнание, насколько эта привычка для здоровья реально опасна.
По данным официальной статистики, каждый день 700 россиян умирают от болезней, вызванных курением, причём больше половины курильщиков умирают в трудоспособном возрасте. С курением связывают возникновение таких болезней, как рак лёгких, болезни сердца и инсульты, эмфизема лёгких, хронический бронхит, язвенная болезнь желудка и двенадцатипёрстной кишки. В России курильщики со стажем живут на 20 лет меньше, чем некурящие.
Табакокурение является фактором, увеличивающим в 6-8 раз количество осложнений туберкулёза и смертность от этого заболевания.
Более 40 компонентов табачного дыма – канцерогены. Исследования доказали: чем дольше человек курит, тем более вероятно у него развитие рака носа (в 2 раза чаще), горла (в 12 раз), гортани (в 10-18 раз), пищевода (в 8- 10раз) и т. д.
Здоровье человека – важнейшая жизненная ценность, не только отдельного человека, но и всего общества. В настоящее время во всём мире среди проблем, стоящих перед обществом, важнейшей является курение. Значительная часть современной молодежи подвержена табакокурению: по данным ВОЗ, примерно 30% молодежи в возрасте от 15 до 18 лет курит. Такие молодые курильщики, скорее всего, продолжают курить и во взрослом возрасте. Данный факт тревожен ещё и тем, что курение активно распространяется среди девочек-подростков, и эта тенденция способствует тому, что курящих взрослых женщин скоро будет не меньше, чем мужчин. К сожалению, многие курильщики, даже зная все медицинские аспекты воздействия никотина на организм, обладая достаточно широкой информацией о вреде курения, зачастую не могут отказаться от вредной привычки.
Цель программы: воспитание потребности в здоровом образе жизни и профилактика курения среди студентов колледжа.
Задачи программы:
Повышение уровня информированности студентов, педагогов о проблеме табакокурения;
Сохранение здоровья обучающихся посредством выработки личностных ресурсов обучающихся, способствующих формированию здорового образа жизни, позволяющих избежать курения;
Формирование знаний и представлений обучающихся о вреде табакокурения, различных нарушениях и формах заболеваний, связанных с ним.
Ознакомление студентов с нормативно-правовой базой и мерами административного наказания за курение в общественных местах;
Технологичность программы заключается в том, что достижение каждой из представленных задач происходит через формирование определенного компонента компетентности участников в сфере профилактики. Так, первая задача направлена на формирование информационной составляющей, вторая – на развитие мотивационной и эмоционально-личностной, третья задача соответствует методико-технологическому или деятельностному компоненту.
Срок реализации: 2015-2016 г.
Форма реализации: очно-заочная
Целевая группа: подростки и молодежь от 16 до 20 лет. Обучающиеся колледжа.
Структура программы
Содержание программы можно условно разделить на три блока:
Диагностико-организационный
Цель: изучение существующих в студенческой среде тенденций употребления табака.
Задачи:
Определить степень информированности обучающихся по проблеме;
Выделить факторы, влияющие на формирование позитивного отношения на табакокурение;
Сделать выводы о степени вовлеченности студентов в табакокурение.
Методы: опрос, анкетирование.
2. Организационно-практический (октябрь-март)
Цель: реализация программы по профилактике табакокурения в колледже.
Задачи:
Предоставить студентам объективную, соответствующую возрасту информацию о вреде табакокурения;
Создать условия для вовлечения студентов во внутриколледжные мероприятия, спортивные соревнования;
Способствовать формированию негативного отношения студентов к табакокурению;
Методы: тематические классные часы, беседы; конкурсы плакатов, мультимедийных презентаций, рисунков; акции; спортивные соревнования.
3. Аналитический (май)
Цель: определение эффективности разработанной программы по профилактике табакокурения среди студентов колледжа.
Задачи:
Выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе;
Составление отчета о проделанной работе;
Определить дальнейшее направление работы по предупреждению табакокурения.
Учебно-тематический план

п/п Мероприятия Сроки Ответственные
I. Диагностико-организационный этап
1.1
Установочное заседание профилактической комиссии колледжа сентябрь Зам.директора
по ВР, социальный педагог
1.2 Анкетирование обучающихся, направленное на изучение характера отношения к табакокурению. (Приложение 1) сентябрь Социальный педагог
1.3 Выявление студентов склонных к курению (анкетирование) (Приложение 2).
сентябрь Социальный педагог, классные руководители
II. Организационно-практический этап
2.1 Изготовление печатной продукции Октябрь-ноябрь Социальный педагог, педагог-организатор, классные руководители
2.2 Конкурс мультимедийных презентаций о вреде табакокурения Ноябрь Социальный педагог,
классные руководители, педагог-организатор
2.3 Конкурс плакатов и рисунков:
«Курить — здоровью вредить»;
«Здоровью – да! Курению – нет!»
Декабрь Социальный педагог,
классные руководители, педагог-организатор
2.4
Тематические
классные часы
Январь-апрель Классные руководители, социальный педагог, педагог-организатор
2.5 Приглашение врача-специалиста для работы
в малых группах
с постоянными курильщиками колледжа Февраль-март Социальный педагог, педагог-организатор
2.6 Проведение акций:
- «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам»;
- «Будем здоровы»;
- «Мы за Независимость». Март-апрель
Зам.директора по ВР,
социальный педагог, педагог-организатор, студенческий совет
2.7 Спортивные соревнования:
- «Нам курить некогда!»;
- «Здоров по собственному желанию»
Апрель-май Преподаватели физкультуры, студенческий совет
III. Аналитический этап
3.1 Мониторинг эффективности программы Апрель Социальный педагог
3.2 Составление отчета о проведенных мероприятиях Апрель-май Социальный педагог, педагог-организатор
3.3 Ознакомление студенческого совета с результатами и анализом соцопроса с использованием презентации Май
заседание профилактической комиссии Зам.директора по ВР, социальный педагог, педагог-организатор
3.4 Ознакомление администрации и педколлектива
с результатами проведения разработанной программы по предупреждению табакокурения среди студентов колледжа Май
педсовет Зам.директора по ВР, социальный педагог, педагог-организатор
Результаты реализации программы
Уменьшение факторов риска, приводящих к табакокурению среди студентов колледжа;
Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий, и личностных ресурсов у студентов;
Развитие системного подхода к профилактике табакокурения.
Критерии оценки эффективности программы
Владение информацией о вредных воздействиях табака на организм человека;
Развитие у обучающихся стойкого негативного отношения к табаку;
Наличие навыков противодействия табакокурящей среде, решения жизненных проблем, поиска, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях, принятия ответственности за собственное поведение, эффективного общения;
Развитие стратегий проблем-преодолевающего поведения и избегания ситуаций, связанных с риском табакокурения.
Мониторинг эффективности программы
Осуществляется с помощью ежегодного мониторинг табакокурения среди студентов колледжа для выявления объективной ситуации в колледже и учебных группах для организации дальнейшей профилактической работы.
Задачи:
Выявить количество курящих студентов;
Выявить объективную картину табакокурения в каждой учебной группе;
Методы:
Среди студентов колледжа проводится анонимный социологический опрос по вопросам:
1. Указать пол (жен, муж.)
2. Пробовал ли ты курить? (да, нет)
3. Куришь ли ты сейчас? (да, нет)
4. Сколько сигарет в среднем ты выкуриваешь в течение дня? _________________________________________________________;
5. Что ты можешь предложить для улучшения антиникотиновой пропаганды?
__________________________________________________________________________________________________________________________.
Этапы мониторинга:
Анонимный социологический опрос
Обработка данных и составление диаграммы по курению среди юношей и девушек;
Обработка данных и составление диаграммы.
Выявление общей картины по колледжу и сравнение с итогами диагностики прошлых лет.
Использованная литература:
1. Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" (с изменениями от 31 декабря 2002 г., 10 января 2003 г., 1 декабря 2004 г.) 
2. Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая 2005 г.) 
3. Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" (с изменениями от 18 июня, 14, 30 декабря 2001 г., 20, 22 августа, 2 ноября 2004 г., 9 мая, 21 июля 2005 г.)
4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 февраля 2005 г. N 163 'Об утверждении предупредительных надписей о вреде курения табака"
5. Касаткин В.Н. и др. Принципы создания программы профилактики курения в школе.//Вестник образования, № 13, 2001, с. 57-71.
6. Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Классные часы: 5-9 классы. – М,: ВАКО, 2007. – 176 с.
7. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 5-7 классы. – М.: ВАКО, 2009. – 208 с.
8. Соловьёв С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики – главные враги здоровья человека. 5-11 кл.: учебно-метод. пособие // М.: Дрофа, 2006. – 192 с.
9. Справочник социального педагога: 5-11 классы / авт.сост. Т.А. Шишковец. М.: ВАКО, 2007.- 336 с.