Исследовательская работа по теме «Роль фразеологизмов в речи современного школьника»


Исследовательская работа по теме «Роль фразеологизмов в речи современного школьника» Работу выполнил: Шиилей Кежик,учащийся 5 «б» классаМБОУ СОШ №1 с.Мугур-Аксы Республики ТываРуководитель исследования:Шолбан Чинчи Хертековна ,учитель русского языка и литературыМБОУ СОШ №1 с.Мугур-Аксы Цели и задачи исследования: Цель работы – выявление специфичных для современного шестиклассника особенностей владения фразеологическими единицами и употребления их в собственной речи.Задачи:ознакомиться с работами, посвященными исследованию языковой личности и речевого портрета в русской лингвистике;проанализировать лексикон современных шестиклассников с точки зрения идиоматики и выявить его специфик;показать особенности речевого поведения современных шестиклассников. Методы и новизна исследования социометрический опрос и интервьюирование; также анкетирование и метод включенного наблюдения;сбор и систематизация эмпирических материалов, анализ и интерпретация полученных данных.Внутренний анализ «фразеологических штрихов» речевого портрета современных шестиклассников как социально-возрастной группы. Результаты социометрического опроса по выявлению отношения шестиклассников к русскому языку как учебному предмету. Шестиклассники явно ощущают «лингвистический голод». Причиной проблемы в 25% определили плохое поведение, 12% - мало читают и 12% - лень. «Планируете ли Вы сдавать устный экзамен по русскому языку или литературе за курс основной средней школы?» Полученные данные позволяют сделать следующий вывод: если юноши в основном отвергают для себя возможность выбора предложенного экзамена, то девушки не столь категоричны, и некоторые из них сделали этот выбор в пользу русского языка и литературы. Варианты ответа Кол-во учащихся % да 2 (д) 7,7 нет 24 92,3 Фразеологизм/Историческое событие 1.Было дело под Полтавой - 0 2.Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! - 0 3.Казанская сирота - 0 4.Мамаево побоище - 1 5.Перейти Рубикон - 0 6.Потемкинские деревни - 0 7.Прорубить окно в Европу - 79 8.Троянский конь - 3 9.Тяжела ты, шапка Мономаха - 0 Таким образом, из приведенного списка наиболее знакомы школьникам фразеологизмы, связанные с эпохой Петра Великого. Понимание значения фразеологизма Из 12 предложенных фразеологизмов понятными оказались лишь пять фразеологизмов (А Васька слушает да ест – 54%; Цербер – 40% При царе Горохе – 3%,Сказка про белого бычка – 2%; Рог изобилия – 1%). Значение 7 фразеологизмов вообще не понятны. Итог исследования. При анализе собранного эмпирического материала было выявлено, что источником прецедентов для современных шестиклассников становится преимущественно массовая культура. В большей степени это цитаты из кинофильмов, рекламных роликов, слоганы, строчки популярных песен, названия музыкальных групп. В меньшей - классические литературные цитаты. Наименее продуктивной базой являются библейские тексты. Это свидетельствует о сниженном культурном фоне моих сверстников. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.