Презентация Исследовательская работа Тема: «Роль фразеологизмов в речи современного школьника


Исследовательская работаТема: «Роль фразеологизмов в речи современного школьника"Работу выполнила: Лунгу Полина, учащаяся 6 классаМБОУ СОШ №22 имени Г. Ф. ПономарёваРуководитель исследования:Королюк Наталья Сергеевна, учитель русского языка и литературы Содержание.Введение…………………………………………………………………………………………………………………..3-5Результаты первичного социологического опроса по проблеме…………………………...5Лексикон современных школьников с точки зрения идиоматики……………………….6-7Особенности речевого поведения современных школьников в сфере использования фразеологических единиц………………………………………………………………………………………….7Заключение………………………………………………………………………….............................8-9Список использованной литературы………………………………………………………………………10-11Приложение 1.Таблица Рейтинг точности соотнесения фразеологизма и его лексического значения…………………………………………………………………………………………………………………....12Приложение 2. Анкета по фразеологии…………………………………………………………………..13Приложение 3. Задания по фразеологии……………………………………………………………….14-17 Введение.Объектом исследования стала устная речь и материалы анкетирования современных школьников-шестиклассников школы № 22 города Сургут Ханты-Мансийского автономного округа ЮГРЫ.Предмет исследования – особенности восприятия идиоматических выражений современными школьниками, а также уровень использования их в устной речи моих ровесников.Цель работы – выявление специфичных для современного шестиклассника особенностей владения фразеологическими единицами и употребления их в собственной речи.Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:Ознакомиться с работами, посвященными исследованию языковой личности и речевого портрета в русской лингвистике;Проанализировать лексикон современных шестиклассников с точки зрения идиоматики и выявить его специфик;Показать особенности речевого поведения современных шестиклассников.Методы исследования. Для решения поставленных задач использован социометрический опрос и интервьюирование; сбор и систематизация эмпирических материалов, анализ и интерпретация полученных данных, а также анкетирование и метод включенного наблюдения.Новизну проведенного исследования вижу в том, что сделана попытка пронаблюдать изнутри и представить социолингвистическое описание «фразеологических штрихов» речевого портрета современных шестиклассников как социально-возрастной группы.Структура работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Исследовательская работа состоит из введения, пяти глав, заключения, а также списка использованной литературы и приложения. Современные ученики школ Российской Федерации – социально-возрастная группа, представляющая большой интерес для изучения социолингвистами: родившиеся и выросшие в годы перестройки и постоянных реформ, они сегодня представляют собой их первые «плоды». На смену поколению библиофилов явилось поколение настоящих видеоманов. Что характерно для его речевого портрета? Какие изменения произошли в лексиконе и в связи с чем? Какова степень владения фразеологическим пластом русского языка?Эти вопросы заинтересовали меня при проведении исследования источников русских фразеологизмов. В ходе проведенной работы многие фразеологические обороты, представленные в словаре под редакцией А.И. Молоткова, а также литературные цитаты и образные выражения из сборника «Крылатые слова» Н.С. Ашукина и М.Г. Ашукиной, не говоря уже об истории их возникновения, нам неизвестны, а лексическое значение некоторых идиом мы понимаем неправильно. А как обстоят с этим дела у наших сверстников? Для решения этого вопроса я решила провести исследование на стыке социологии и лингвистики и выявить «фразеологические штрихи» речевого портрета провинциального школьника «образца 2013 года», которому через несколько лет предстоит пополнить ряды российского студенчества, а позднее стать специалистами в различных областях человеческой деятельности.В ходе исследования в начале я провела социометрический опрос (приложение 1) с целью выявления отношения шестиклассников к русскому языку как учебному предмету. Проранжировав результаты, выяснила, что по значимости он оказался на 2 -м месте. Шестиклассники явно ощущают «лингвистический голод». Причиной проблемы в 25% определили плохое поведение,12% - мало читают и 12% - лень. Результаты опроса сведены в таблицу (приложение 2).Малочитают III .Лексикон современных школьников с точки зрения идиоматикиКоличество устойчивых сочетаний слов (фразеологических оборотов) в русском языке исчисляется тысячами. Изучением их занимается интереснейший раздел лингвистической науки – фразеология. К сожалению, в школьной программе на знакомство с ней отведено слишком мало времени. Я решила выяснить, каков уровень владения фразеологическими единицами у современных школьников. Для этого провела анкетирование с помощью специально разработанной системы заданий (приложение 2). Кратко подведу итоги.Многие фразеологические обороты запечатлели исторические события различных эпох, отразили отношение народов к «делам давно минувших дней». Какие же ассоциации возникают у моих ровесников в связи с некоторыми «историческими» фразеологизмами? Мамаево побоище проассоциировали с разгромом русскими в 1380 году в Куликовской битве войска татарского хана Мамая лишь 1%. «Троянский конь» с захватом Трои обманным путем связали 3%; «прорубить окно в Европу» - 79% опрошенных связали с ролью Петербурга для России, а остальные приводили «авторские версии», например, «достичь большого прогресса», «войти (иметь выход) в Европу» или «реформы Петра I на европейский манер». Остальные участники опроса затруднились с ответами. Наибольшие трудности в историческом плане вызвали выражения «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» и «Тяжела же ты, шапка Мономаха». Таким образом, из приведенного списка наиболее знакомы школьникам фразеологизмы, связанные с эпохой Петра Великого. Для определения понимания лексического значения фразеологических единиц участникам эксперимента был предложен тест на соответствие. Рейтинг точности соотнесения зафиксирован в таблице 2.Понимание лексического значения русских фразеологизмов проверено и с помощью задания на нахождение «общей формулы», лежащей в основе групп синонимичных идиом. Результаты таковы: понимают лексическое значение лишь двух фразеологизмов (Овчинка выделки не стоит– 54%; Без году неделя – 40%. Значение 7 фразеологизмов вообще не понятны). IV. Особенности речевого поведения современных школьников в сфере использования фразеологических единиц.Употребляемые в процессе общения прецедентные тексты сигнализируют окружающим о кругозоре, развитии, степени образованности, общем культурном уровне человека. Насыщение речи прецедентами делает ее необычной, уникальной, интересной для слушателей, повышает социальный статус и самооценку говорящего, служит одним из способов завоевания авторитета.Активное общение со сверстниками, а в последнее время и внимательное наблюдение за их устной речью позволяют сделать некоторые замечания по поводу использования шестиклассниками фразеологизмов как прецедентных феноменов. Во-первых, в нашем активном лексиконе следующие устойчивые обороты (представлены в алфавитном порядке, наиболее частотные выделены жирным шрифтом): ахиллесова пята, белая ворона, белены объелся, вавилонское столпотворение, водить за нос, воздушные замки, всевидящее око, все свое ношу с собой, второе дыхание, галопом по Европам, гомерический хохот, до белого каления, душа в пятки ушла, естественный отбор, зарубить на носу, золотая середина, из-под земли достать, коломенская верста, морочить голову, на седьмом небе, пальма первенства, пуп земли, спустя рукава, Фома неверующий. Эти выражения многие мои сверстники понимают верно и используют в собственной речи достаточно уместно, а слушающие способны правильно интерпретировать. Но круг этих выражений очень узок как в формальном (состоит в основном из глагольных и именных фразеологизмов), так и в содержательном отношении. VI. Заключение.Подводя итоги, остановлюсь на ключевых моментах проделанной работы.Во-первых, исследование проведено на стыке двух научных дисциплин: лингвистики и социологии, с комплексным использованием теоретических и практических методов обеих наук.При определении информационного поля темы были найдены и рассмотрены интересные источники, посвященные изучению проблемы языковой личности, речевому портрету отдельных социальных групп.На начальном этапе исследования организован социометрический опрос и интервью, в ходе которых выявлен недостаточный интерес шестиклассников к учебному предмету «русский язык». Тщательная работа по отбору и систематизации лингвистического материала позволила продуктивно провести анкетирование по вопросам владения моими сверстниками фразеологическим пластом русской речи, а в дальнейшем проанализировать лексикон современных школьников с точки зрения идиоматики, выявить его специфику.Обнаружена также прямая зависимость между выбранными для сдачи итоговой аттестации русского языка и литературы и степенью владения фразеологическими единицами русской речи. В заключительной части работы кратко проанализирован набор прецедентных феноменов современных шестиклассников как особенность речевого поведения и квалификация культурного уровня данной социальной группы.На перспективу планируем рассмотрение избранной темы в динамике (выпускники 9-х классов, студенчество, интеллигенция). Возможно также изучение «фразеопортрета» школьника с точки зрения психолингвистики, с уточнением возрастных особенностей. VII. Список использованной литературы.1. Абрамова С. В. Организация учебно-исследовательской работы по русскому языку // Русский язык. – 2006. - № 19. – С. 2 – 10.2. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения / Отв. ред. В.П. Вомперский; Ил. А.Б. Маркевича. – М.: Правда, 1986. – 768 с.3. Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздарев Ю.А. Русское слово. Факультативный курс «Лексика и фразеология русского языка». – М.: Просвещение, 1990. – 144 с.4. Всеобщая история: история древнего мира, средних веков, новое и новейшее время / Сост. Ф. С. Капица, В. А. Григорьев, Е. П. Новикова, Г. П. Долгова. – М. : Филолог. об-во «Слово», 1996. – 544 с.5. Гвоздарев Ю.А. Рассказы о русской фразеологии: Кн. для внеклассного чтения учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с.6. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. (Материалы для внеклассной работы по рус. яз.). Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1976. – 224 с.7. Зачёсова Е.В. Написание текстов: рекомендации юным авторам учебных исследований и их руководителям // Школьные технологии. – 2006. - № 5. – С.105 – 111.8. Крысин Л.П. Речевой портрет представителя интеллигенции. – Русский язык в научном освещении. – 2001. - №1. – С.90 – 106.9. Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991. – 144 с.10. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990. – С.481 – 482.11. Мельников А.А. Методы социологических исследований // Преподавание истории и обществознания в школе // 2006. - № 3. – С.47 – 53.12. Фразеологический словарь русского языка: Свыше 4000 словарных статей / Л.А. Войнова, В.П. Жуков, А.И. Молотков, А.И. Фёдоров; Под ред. А.И. Молоткова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1987. – 543 с. Приложение 1.Таблица 1. Рейтинг точности соотнесения фразеологизма и его лексического значения.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№ п/пФразеологизмКоличество верных ответов 1.Кот наплакал 2.На всех парах 3.Вавилонское столпотворение 4.Без руля и без ветрил  5.Попал как кур в ощип 6.Ахиллесова пята 7.Воспрянуть духом  8.Ни зги не видно 9.В пожарном порядке 10.Дать маху  11.Буря в стакане воды 12Не в бровь, а в глаз 13.Хоть волком вой 14.Тёртый калач 15.Не разгибая спины 16.Бил баклуши 18.Тяжела ты, шапка Мономаха 19.А ларчик просто открывался 20.Хоть кол на голове теши  Приложение 2.Анкета по фразеологии Класс _6__ ___ Пол _____ 1 задание. Укажите, с какими историческими событиями, знакомыми Вам по курсу истории, связаны следующие фразеологизмы.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№ п/пФразеологизмИсторическое событие1.Разбить как шведов под Полтавой 2.Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! 3.Как Мамай прошёл 4.Мамаево побоище 5.Перейти Рубикон 6.Открыть Америку 7.Прорубить окно в Европу 8.Троянский конь 9.Тяжела ты, шапка Мономаха  Приложение 3.1 задание. Фразеологизмы как одного языка, так и разных языков нередко обнаруживают в своей основе общий образец, общую формулу. Так, под общую формулу со значением «преувеличивать», «представлять нечто маленькое, незначительное как большое, значительное» подводятся фразеологизмы разных славянских языков: русск. – делать из мухи слона, чешск. – делать из комара верблюда, польск. – делать из иглы вилы. Определите формулы, лежащие в основе следующих групп фразеологизмов.1. (Нужен) как рыбке зонтик, как щуке брюки, как козе баян, как собаке пятая нога.Ответ: _____________________________________________________________2. (Отольются) волку овечьи слезки, медведю коровьи слёзки, кошке мышкины слёзки.Ответ: _____________________________________________________________3. Пеший конному- не товарищ, гусь свинье не товарищ, горшок коту не товарищ.Ответ: _____________________________________________________________ 2 задание. Из слов, данных в скобках, выберите и подчеркните то, которое обычно используется в составе каждого из приведенных фразеологизмов.(Крот, кот, козел) наплакал;(медвежья, собачья, кошачья) услуга;знает (кошка, лиса, собака), чье мясо съела;открыть (Африку, Америку, Австралию);биться головой об (стол, стену, дверь);как мертвому (градусник, припарки, горчичники).3 задание. Вставьте слова, всегда употребляющиеся в составе данных фразеологизмов.Душа в пятки…………………….……;Божий…......…………………………..;семи пядей во ………………………. ;битый… ……………………………...;бросать ……………………..на ветер;бельмо на……. …………………….. ;беречь как………………………..ока . 4 задание. Установите соответствие фразеологизма (1-я колонка) и его значения (2-я колонка), соединив их стрелками.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1) А Васька слушает да естА) Слишком громкий, оглушающий голос.2) Авгиевы конюшниБ) Символ богатства.3) Великий зверь на малые делаВ) Символ счастья.4) Колесо ФортуныГ) Свирепый, бдительный страж, а также – злая собака.5) Посыпать пеплом главуД) Бесконечное повторение одного и того же.6) При царе ГорохеЕ) Удачен или неудачен исход дела.7) Рог изобилияЖ) Случай, слепое счастье.8) Синяя птицаЗ) Один говорит, а другой не обращает на него никакого внимания.9) Сказка про белого бычкаИ) Очень давно, в древности.10) Со щитом иль на щитеК) Глубоко скорбеть по поводу какого-нибудь бедствия, утраты чего-нибудь ценного.11) Труба иерихонскаяЛ) Крайняя запущенность, загрязнённость.12) ЦерберМ) Люди, которые прилагают много старания и изобретательности для выполнения пустячных дел, не стоящих затраченных на них усилий, а на большие дела не способны. 5 задание. Замените выделенные курсивом слова подходящими по смыслу фразеологизмами.Работали все – ____________________________________________________его не обманешь –___________________________________________________он вдруг замолчал___________________________________________________на улице темно –___________________________________________________время каникул уже близко –__________________________________________в конце нужно рассказать что-нибудь веселое –_________________________он начал разговор сразу –____________________________________________.6 задание. Запишите фразеологизмы, в которых употребляются следующие слова:Бередить –Понурить –Сиднем –Окладистая –Расквасить – 1)Нить Ариадны; 2) кричать во всю Ивановскую; 3) прометеев огонь; 4) рожки да ножки; 5) положить в долгий ящик; 6) пиррова победа; 7) по щучьему веленью; 8) ахиллесова пята; 9) за тридевять земель.7 задание. Определите происхождение данных фразеологизмов, заполняя пустые строки таблиц соответствующими номерами фразеологизмов. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ФольклорМифологияИстория   {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ЗемледелиеОхота, рыбная ловляРемесла   Спасибо за участие!