Конспект урока на темуВиды текстов


Конспект урока по русскому языку
2 класс
Тема: виды текстов
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечания
I. Организация класса на работу
Приветственное слово учителя.
- Я приветствую вас на уроке русского языка. Желаю вам совершить интересное и полезное открытие. Пусть у вас будет хорошее настроение и интересная работа. Повернитесь лицом друг к другу, пожмите руки и улыбкой пожелайте хорошей работы. Приветствие друг друга.
II. Минутка чистописания
Над какой буквой мы сегодня будем работать, вы узнаете, послушав и отгадав загадки:
Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой!
Вот хитрющий я какой! (хомяк)
Мнут и катают,
В печи закаляют,
Потом за столом
Режут ножом. (Хлеб)
- правильно, ребята, пропишите строчную букву х до конца строки. - Мы будем прописывать букву х.
- прописывают III. Словарно – орфографическая работа.
-Посмотрите на картинку, это кто?
- Как вы думаете, что это за слово?
-Настя пойдет к доске поставит ударение и подчеркнет непроверяемую гласную букву.
- А остальные ребята работают в тетрадях.
- Придумайте предложение с данным словом.
- Дима, выйди, запиши свое предложение на доске и , а вы ребята в тетрадь. - петух
- это словарное слово
- Ученица работает у доски с проговариванием
- ответы детей
Ученик работает у доски
Показ картинки с изображением петуха
IV.Физкультминутка.
Зайцы скачут:
Скок-скок-скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают,
Не идет ли волк?
Раз- согнуться.
Два – нагнуться, подтянуться.
Три – в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
Выполняют упражнения по показу учителя. V.Актуализация знаний.
VI. Открытие детьми новых знаний.
VII. Закрепление изученного материала.
VIII. Итог урока
IX. Задавание домашнего задания. Беседа
- На прошлом уроке мы с вами знакомились с понятием «текст».
- Что такое текст?
- что вы знаете про текст?
Проблемный вопрос.
-Ребята, а как вы думаете все ли тексты одинаковые?
- Почему?
-Правильно, ребята, вот сегодня на уроке мы и узнаем, какие виды текстов существуют в русском языке.
Работа с текстами (Решение устной задачи).
–Посмотрите на доску. Перед вами три вида текста. Прочитайте их.
1.Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.
2. Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.
3.Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может, потому что человек их не боится? Или потому что дрессировщик заботится о них? А как вы думаете?
-Что общего у этих текстов?
-Найдите текст, в котором говорится о признаках этого предмета, т.е. его описании.
-Какай вопрос, мы можем поставить к этому тексту?
-такой текст называется текст-описание.
-Для чего нам нужны тексты- описания?
-Такие тексты создаются для того, чтобы охарактеризовать предмет, сообщить о его признаках. В тексте - описания изображаются предметы, люди, животные, природа.
-Найдите текст, в котором мы можем увидеть причины, доказательства.
-Какой вопрос мы можем поставить к этому тексту?
-Такой текст называется текст- рассуждение. Рассуждать - значит доказывать.
-Прочитайте оставшийся текст. Какой вопрос вы можете к нему поставить?
-О чем говорится в этом тексте?
-Такой текст называются текст - повествования или текст - сообщения.
-Какой мы можем сделать вывод? Какие бывают тексты?
Работа в тетради
-Запишите в тетрадь текст, который у вас на карточке и определите его вид, пользуясь памяткой на доске.
-Какой это текст?
-Что помогало вам в определении текста?
Работа по учебнику
- Откройте учебники на стр. 78
-Давайте еще раз познакомимся с определениями каждого вида текста.
Работа в парах ( формирование коммуникативного УУД: умение работать в парах, договариваться и приходить к общему мнению)
-У вас на столах лежат тексты. Ваша задача: вместе, сообща с соседом по парте определить вид текстов и прийти к единому решению.
Разбор с учителем.
Самостоятельная работа с самопроверкой.
- Выполним следующее задание:
-Я вам буду читать тексты, а вы будете записывать в тетради начальную букву слов, обозначающих виды текстов: описание – о, сообщение – с, рассуждение – р.
1. Петя часто болел. Его товарищи играли во дворе, а Петя только смотрел в окно. Надоело мальчику болеть. Стал он делать зарядку, обливаться холодной водой. Скоро Петя окреп и перестал болеть.
2. По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой с пятнами.
3.На полях белой скатертью лежит снег. А почему он не тает? Почему его ветром не сдувает? Зимой температура понижается, вот снег и не тает, накапливается. Поэтому и ветер не может его сдуть, так много снега лежит.
4. Сколько разных цветов на земле! Гвоздика красивый цветок. У неё узкие листья и тонкий, хрупкий стебель. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие огоньки.

5. Наступило лето. Яркое солнце греет землю. Всё кругом цветёт и зеленеет. На лугу уже скосили траву. Грызунам трудно стало прятаться от хищников.
6.Почему воробьи выбирают для ночлега самые освещённые места? А вот почему. К зиме филины, сычи переселяются из лесов на окраины городов и нападают на птиц. На голых деревьях в темноте они легко находят себе добычу. Это и заставляет птиц прятаться зимой от хищников в центре города. Хищники не прилетят сюда. Яркий свет ослепляет их.
-Если вы справились с задание без ошибок, поставьте на полях плюс.
- Что же мы сегодня нового узнали о тексте?
- Какие виды текстов вы узнали?
- На какие вопросы они отвечают?
-Выполнить задание в учебнике
с. 81 упр.141.
(дети дают определение).
- Его можно озаглавить и т.д.
- Нет
- они разные , потому что они передают нам разный смысл и информацию.
Читают
-Все они о тиграх.
Один ученик читает второй текст вслух.
-Какие тигры?
- для описание предметов, животных…
Ученик читает текст.
-Почему?
-Что произошло?
-О событиях, действиях
Ответы детей.
- Текст-сообщение
Вопросы, слова - помощники
- Читают вслух три ученика по очереди.
Выполняют задание и каждая пара читает свой текст классу, и определяют его вид.
- Слушают и записывают
выбранную букву в тетрадь.
- Ответы детей. На доску вывешиваются опорные слова. (Какой? Какая? Признаки предмета)На доску вывешиваются опорные слова
(Почему? Причины, доказательства)Вывешиваются опорные слова
(Что произошло?события, действия)
На каждую парту раздаются разные тексты ( виды повторяются)
На доске ответы
(с, о, р, о, с, р).