Защитное слово к ВКР апрель 2016 г.


Бюджетное учреждение высшего образованияХанты-Мансийского автономного округа - Югры«Сургутский государственный педагогический университет»Факультет Психологии и педагогикиКафедра Теории и методики дошкольного и начального образованияИсполнитель: Юмашева Ирина Владимировна,студентка группы Б – 01021 заочного отделения.Научный руководитель: Алексеева Ольга Владимировна, к.п.н., доцент.Организация групповой работына уроках русского языка как условие формирования у первоклассниковнавыков сотрудничества2016 год
Актуальность данного исследования заключается в том, что организация групповой работы на уроках русского языка играет важную роль при формировании у детей младшего школьного возраста навыков сотрудничества.Противоречие: между требованием ФГОС НОО к формированию у первоклассников навыков сотрудничества со сверстниками на уроках русского языка и отсутствием научно-обоснованных, с учетом возрастных особенностей, исследований по данной проблеме.Сущность проблемы заключается в выявлении и научном обосновании способов по формированию у первоклассников навыков сотрудничества со сверстниками на уроках русского языка в процессе организации групповой работы.

Цель исследования - теоретически обосновать необходимость использования групповой работы для формирования у первоклассников навыков сотрудничества со сверстниками на уроках русского языка в процессе организации групповой работы; подобрать комплекс упражнений, способствующих формированию данного навыка, разработать методические рекомендации по формированию навыков сотрудничества.Объектом исследования является процесс формирования у первоклассников навыков сотрудничества на уроках русского языка.Предметом исследования является формирование у первоклассников навыков сотрудничества со сверстниками на уроках русского языка в процессе организации групповой работы.
Задачи исследования:1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования с целью выяснения особенностей формирования навыков сотрудничества у первоклассников.2. Выявление потенциала уроков русского языка для формирования у первоклассников навыков сотрудничества со сверстниками.3. Подобрать комплекс упражнений, который поспособствует формированию навыков сотрудничества у первоклассников со сверстниками на уроках русского языка и представить методические рекомендации к ним.
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков сотрудничествау детей младшего школьного возраста
1.1 Особенности формирования навыков сотрудничества со сверстниками у детей младшего школьного возраста- умение учитьсякоммуникативное УУД - сотрудничествоФункции:{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}РазвивающаяКоммуникативнаяОрганизационнаяВоспитательнаяКонтрольно-оценочнаясоцогнитивный конфликт между точками зрения индивидовприобретение навыка простой и сложной кооперации с другими людьмиучитель может комбинировать различные формы взаимодействия между ученикамивоздействие группы на личность ученикаформирует навыки самоконтролясоциальная компетентность личности младшего школьника
1.2 Потенциал уроков русского языка для формирования у первоклассников сотрудничества со сверстниками формы сотрудничестваРабота в группеМетоды формирования коммуникативных УУДна уроке русского языкаУМК «Школа России»В.П. КанакинаУМК «Гармония»М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко 1.3 Особенности организации групповой работы на уроках русского языка как средство формирования навыков сотрудничества у первоклассников{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}По желанию:- взаимный выбор (спонтанно).По выбору педагога:учитель сам создаёт группы:- по интеллектуальным возможностям;- со сходным темпом работы;- равные по силе группы.Случайным образом:- развивает способность приспосабливаться к разным партнёрам.По определённому признаку:учителем дан конкретный признак:- по первой букве имени;- по времени года рождения.В основе обучения в группе лежит сотрудничество.У учителя - роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учеников.Очень важный момент организации групповой работы – разделение класса на группы Глава 2. Опытно-экспериментальная работапо изучению формирования у первоклассников навыков сотрудничества со сверстниками по средством групповой работы на уроках русского языка.
2.1. Выявление исходного уровня сформированности у первоклассников навыков сотрудничества со сверстниками на уроках русского языкаЦель констатирующего этапа: изучение особенностей формирования у первоклассников навыков сотрудничества со сверстниками посредством групповой работы на уроках русского языка.МКОУ ХМР СОШ с. Кышик.
Критерии и показатели сформированностиучебного сотрудничества младших школьников{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}КритерииПоказателиДиагностические материалыХарактер отношений к сверстникам.  Ориентация на установление дружеских отношений или на конфликт. Наблюдение за детьми в течение недели.Цель – выявить уровень конфликтности группы детей. Характер взаимодействия в процессе решения совместных учебных задач. -Умение договариваться;-умение излагать свое предложение;-доброжелательность или конфликтность в ситуации спора;-способность брать на себя инициативу;-умение реализовывать взаимную помощь.Наблюдение за детьми в течение недели.Цель – выявить особенности взаимодействия со сверстниками в процессе решения совместных учебных задач (методика «Рукавички»).Уровень сотрудничества в классе.-Ценность школы,-ценность класса, -ценность личности,-ценность творчества,-ценность диалога, -ценность рефлексии.Тест «Уровень сотрудничества в детском коллективе» (Платонова С.М., Петрова О.Ю.)
Входная диагностикапо выявлению уровня сформированности коммуникативных УУДРезультаты диагностики по методике «Рукавички»

Результаты диагностики теста«Уровень сотрудничества в детском коллективе»Результаты исследования сплочённости класса

2.2. Разработка комплекса упражнений, способствующих формированию у детей младшего школьного возраста навыков сотрудничества со сверстниками на уроках русского языка посредством групповой работыЦель: разработать и апробировать комплекс упражнений по русскому языку, направленный на формирование у первоклассников навыков сотрудничества.Задачи:Разработать комплекс упражнений по предмету «Русский язык», направленный на формирование групповой работы первоклассников.Спланировать и провести учебные уроки по русскому языку для 1 класса, с использованием разработанного комплекса упражнений.Создать методические рекомендации для учителей начальных классов по повышению организации групповой работы на уроках русского языка как условия формирования у первоклассников навыков сотрудничества.
Спасибозавнимание!