Использование метода комментированное рисование во взаимосвязи с театральной деятельностью, с целью речевого развития детей дошкольного возраста.


Использование метода комментированное рисование во взаимосвязи с театральной деятельностью, с целью речевого развития детей дошкольного возраста.
Ворушило Наталия Сергеевна,
воспитатель высшей квалификационной категории,
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №16 «Виктория»
Чистопольского муниципального района Республики Татарстан, город Чистополь
Антуан де Сент Экзюпери сказал: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения»
Никакие материальные блага не могут сделать человека счастливым. Только в общении с окружающими людьми человек находит себя.
Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей.
Решающим условием становления коммуникативной деятельности ребенка является его взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
Согласно новым требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками определяется как важнейшее качество детей. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, дошкольнику необходимо овладеть коммуникативными навыками.
В настоящее время проблемы, связанные с целевым и содержательным компонентом обучения и в особенности проблемы познавательно – речевого развития детей дезориентируют педагогов, становятся проблемами организационно – деятельностного компонента образовательного процесса.
На их преодоление направлены общие и специальные технологии, которые используют педагоги в своей работе.
Коммуникативно – ориентированные технологии очень хорошо разработаны для организации общения детей. Эти технологии в качестве отдельных методик и приёмов часто используют при организации разных форм образовательной деятельности с детьми.
Развитие способностей детей к созданию изображения, формирование их изобразительно – игровых и технологических умений, навыков всё это происходит на фоне комментированного рисования. Поэтому в своей работе с детьми я использую именно этот приём, разработанный О. П. Гаврилушкиной.
Образовательная область «Речевое развитие» предполагает развитие связной речи и развитие речевого творчества.
В содержание работы формирования связной речи по данной технологии входит рассказ по следам наглядного действия (комментированное рисование).
Данная технология опирается на методику развития изобразительной деятельности и речи детей дошкольного возраста под руководством профессора Московского Гуманитарного института Микляевой Натальи Викторовны. Эта методика была опубликована в одном из журналов «Управление Дошкольным Учреждением», (№2, 2010г.)
Цель методики комментированного рисования- развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности.
Задачи:
• Развитие анализирующего восприятия и формирование умений «читать» и «обыгрывать» изображенное на картине и рисунке взрослого и сверстника.
• Формирование коммуникативных ситуаций и создание условий для включения детей в обсуждение в процессе комментированного рисования и работы с сюжетными картинками.
• Содействовать в развитии мышления и умственных операций (анализа, сравнения, обобщения и классификации, противопоставления, аналогии, абстрагирования) в художественно – речевой деятельности.Принципы данной методики.
Деятельностный – развивать способности в процессе деятельности.
Развивающего обучения – создать игровые ситуации, направленные на развитие активности ориентировки в новых условиях, переключаемости с одного способа деятельности на другой, темпа, работоспособности.
Коммуникативный – создать условия для мотивации детской речи.
Приемы комментированного рисования.
С позиции взрослого
Самый простой вариант использования: я рисую и комментирую свои действия, при этом ребенок выступает в роли того, кто угадывает содержание рисунка, восстанавливая детали вместе с деталями рассказа, постепенно вовлекаясь в процесс рисования и меняясь ролями со взрослым.
Например: Я рисую дерево. У дерева есть ствол, веточки, листочки и корни. Ствол высокий и толстый. На веточках зеленые листочки. Среди веток спряталось старое дупло. В нем живет дятел. Возле дерева растет зеленая трава. А под деревом сидит зайчик.
Более сложный вариант в условиях работы с группой детей. Использую как совокупность игровых педагогических ситуаций. Я на глазах у детей зарисовываю на доске или мольберте ситуации, отображающие бытовой, познавательный и эмоциональный опыт детей (в моих комментариях дети становятся объектами изображения)
«Я хочу нарисовать картину о ваших играх. Я буду рисовать быстро, как будто рассказывать красками, а вы мне будете подсказывать: во что и как играли. Я нарисую всех детей нашей группы, расскажу про тебя Глеб, и про тебя Дима. Хотите вместе со мной рисовать?» (Дети отвечают)
«Вот это Владик. Скажи, Владик, ты с какой игрушкой играл? – С самолетиком. Тебе было весело? (Схематично я рисую на ватмане или доске улыбающегося Владика и самолетик). Кристина, а ты как играла (Прыгала через скакалку). Тебе было грустно или радостно? (Рисую) Рома, расскажи, что делает Владик? А Кристина?. (Дети рассказывают по нарисованной ситуации. Воспитатель следит за правильностью повествования. Предлагает повторить правильно предложение, если дети неправильно строят предложение).«Настенька, а теперь ты будешь спрашивать. С кем ты хочешь говорить? С Машей? Хорошо. Спроси, в какую игру она играла» Еще говорят 2-3 пары детей. Параллельно на доске в процессе моей продуктивной деятельности возникают рисунки, маленькие ситуации, описывающие поведение и игры детей.
Продолжительность такого комментированного рисования занимает не более 10 минут даже в старших группах. Сначала можно нарисовать наблюдения детей на прогулке, также рассказывая красками. Потом можно перейти к рассказыванию по картине.
Следующие приемы рисования мы рассмотрим с позиции ребенка.
Рисование в парах.
Есть очень важное условие: нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы. В конце работы предлагаю рассказать о том, что у них получилось. Например, перед началом рисования я задаю тему «Птичий двор». На одном общем листе не переговариваясь, каждый рисует свое по заданной теме.
Расскажи что получилось?
Расскажи, что вы делали сначала, а что потом?
Расскажи, о чем рассказывает ваш рисунок? Что здесь происходит?
У вас получилось это изобразить? Почему вы так думаете?
Индивидуальное рисование «Вхождение в рисунок»
Предлагается войти в рисунок, описывая, что в это время происходит. Происходит развитие пространственного мышления, формирование умения описывать в речи воображаемую ситуацию, связываю ее содержание с содержанием рисунка.
«Оживление картины» - распределяются роли персонажей, изображенных на рисунке, затем используя приемы словесного рисования, передают ее содержание и особенности композиции. Прием направлен на развитие анализирующего восприятия и мышления, зрительно – двигательной координации в условиях коллективной работы.
И еще один прием «Дополнение изображения, созданного взрослым».
Воспитатель демонстрирует незаконченный рисунок или на глазах у детей создает его. Предлагает детям дополнить изображение до целого. Затем либо дополняет изображение, действуя рукой ребенка, либо предлагает действовать ему самостоятельно.
Особое внимание уделяется комментированию действий персонажей рисунка, их мыслей и чувств («И он подумал…и сказал… и сделал… и что из этого вышло?»). Этот прием рекомендовал Дж. Алланом и описан в книге «Ландшафт детской души». Дети рисуют персонажей из сказки и комментируют их действия.
Технология комментированного рисования интересна и доступна, позволяет детям чувствовать себя раскованно, смелее, непосредственнее, дает возможность право выбора, полную свободу для самовыражения, способствует развитию моторики руки и координации движения, способствует развитию монологической речи.
Основные правила проведения комментированного рисования. 
Использование приёма транслирования информации выступает в качестве первого и основного правила поведения взрослого во время «комментированного рисования».
В качестве объектов для рисования и обсуждения служат детские впечатления (например, от празднования Нового года), повседневная жизнь (прогулка, режимные моменты), игры, события в семье.
Главными героями создаваемых рисунков являются конкретные дети или члены семьи, их занятия, игры и взаимоотношения.
Взрослый не стремится сразу исправлять речь детей. Его поведение напоминает поведение матери полутора- или двухлетнего ребенка, которая все время “переводит” его высказывания “с русского — на русский”, придавая им понятную всем языковую форму
Взрослый создает схематические, информационно-смысловые изображения, не прорисовывает   детали, которые не значимы для раскрытия основного содержания, рисует быстро, передавая только главное, существенное.
В целях формирования единства образных движений и слова детям предлагают не только рассказать о том, что нарисовано, но и показать посредством имитационных движений, театра.       
В качестве физкультминуток используются элементы драматизации, имитационные движения, театрализованные игры, сопровождаемые коммуникативной речью.       
В процессе театрализованной игры активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура и диалогическая речь, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно и понятно изъясняться.
Театрализованная игра, или драматизация, является одним из видов творческих игр в дошкольном учреждении. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное - помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребёнка. Они в полном объеме развивают его эмоциональность и речь, ведь игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Кроме того, театрализованная игра позволяет ребёнку преодолевать скованность, стеснительность, замкнутость.
Основные требования
к организации театрализованной игровой деятельности детей:
- содержательность;
- разнообразие тематик.
Вначале воспитатель сам проигрывает предполагаемый сюжет в ролях. Это может быть небольшая сказка, стихотворение, рассказ и т. д. Затем предлагается детям говорить за персонажей. И только после того, как дети запомнили содержание, ненавязчиво предлагается игра на этот сюжет. Очень интересно менять сюжеты. Например: лиса не съела колобка, козлята от волка спаслись и т. д. Дети с удовольствием и смекалкой придумывают сюжеты и проигрывают их.
Выбор постановки производится в соответствии с возрастными особенностями детей. Чем младше ребёнок, тем проще театрализация. Но в любом случае идеальными будут народные сказки и их сюжет.
Систематическая работа по развитию коммуникативных навыков через комментированное рисование и театрализованные игры способствуют улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме. Поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.
Литература
Акулова О. Театрализованные игры//Дошкольное воспитание, 2005, №4, с. 24;
Зимина И. Театр и театрализованные игры.//Дошкольное воспитание 2005-№1 С.25-27.
Крылова Н.М., Детский сад – Дом радости: Программа целостного, комплексного, интегрированного подхода к воспитанию дошкольника /Перм.гос.пед.ун – т. – Пермь.2005
Маханева М.Д., Театрализованные занятия в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, С. 2003-128
Микляева Н.В. Комментированное рисование в детском саду. Методическое пособие - М.: ТЦ Сфера, С. 2010-128
Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников: Занятия. Игры: Пособия для работников ДОУ - М., 2001.
Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр – творчество – дети». – М.: АРКТИ, 2004
Сорокина Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. – М.: АРКТИ, 2004
Щербак А. В мире сказок и приключений // Дошкольное воспитание, 1995. №9. С. 16-23