Программа факультатива Обществознание 9 класс Учитель: Перелыгина Г. Ю.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
2016-2017Программа факультатива
Обществознание 9 класс
Учитель: Перелыгина Г. Ю.


Программа
Введение (1ч.)
ГИА как форма итоговой аттестации по обществознанию.
Тема 1. Современное общество.(4 ч.)
Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты.
На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в процессе развития общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Пути гуманизации общества.
Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство современного мира. Перспективы современного общества.
Социальные конфликты, пути их решения.
Тема 2. Человек среди людей. (9ч.)
Биологическое и социальное в человеке.
Человек и его ближайшее окружение.
Личность и межличностные отношения.
Семья как малая группа
Особенности подросткового возраста.
Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы.
Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали.
Мышление и речь
Межличностные конфликты, их конструктивное решение.
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества. (8ч.)
Экономика и её роль в жизни общества.
Экономические системы.
Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности.
Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
Предпринимательство.
Рынок и рыночный механизм.
Экономические цели и функции государства.
Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.
Налоги, уплачиваемые гражданами.
Тема 4. Политика и право. (8ч.)
Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства РФ.
Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан.
Политический режим. Демократия.
Правовое государство и гражданское общество
Власть. Роль политики в жизни общества.
Правоохранительные органы в Российской федерации.
Органы государственной власти Российской федерации.
Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних.
Тема 5. Духовная жизнь общества. (3ч.)
Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры.
Наука в жизни современного общества.
Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям.
Итоговое повторение (1 ч.)
Пояснительная записка.
Элективный курс «Подготовка к ГИА по обществознанию» для 9 класса основной школы направлен на реализацию нового содержания обществоведческого образования. Курс является интегративным, т.е. включает знания различных общественных наук (социологии, экономической теории, политологии, правоведения, психологии, этики) в адаптированной для учеников 9 класса педагогически целесообразной форме. Цель курса: формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях.
Задачи курса:
- способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями к Государственной итоговой аттестации в форме ГИА или экзамена;
- стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально – гуманитарного профиля для дальнейшего обучения;
- отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;
- содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях.
Элективный курс рассчитан на 34 учебных часа и включает 5 тем, охватывающих как общую характеристику современного общества как целостной динамично развивающейся системы, так и изучение отдельных аспектов его социальной, экономической, политической, духовной подсистем. Содержание курса, прежде всего, ориентировано на те темы и вопросы, которые присутствуют в итоговой аттестации, но недостаточно полновесно рассматриваются в базовом школьном курсе «Обществознание. 8-9классы»
При этом большое внимание уделяется практической работе с различными источниками права, с дополнительной литературой по предмету. Предполагаются разнообразные формы работы: лекционные занятия, семинары, урок – диспут, комбинированные уроки, практические занятия.
Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов «Типовых тестовых заданий для подготовки к Государственной итоговой аттестации». По итогам курса предполагается выполнение учениками зачётной работы по типу ЕГЭ.

Тематическое планирование
№ п/п Названия тем, уроков Количество
часов
1 Введение. ГИА как форма итоговой аттестации 1
Тема 1. Современное общество 4
2 Общество – динамичная саморазвивающаяся система 1
3 На пути к современной цивилизации 1
4 Глобальные проблемы современности 1
5 Социальные конфликты и пути их решения. 1
Тема 2. Человек среди людей 9
6 Биологическое и социальное в человеке. 1
7 Человек и его ближайшее окружение. 1
8 Личность и межличностные отношения. 1
9 Семья как малая группа 1
10 Особенности подросткового возраста. 1
11 Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы. 1
12 Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали. 1
13 Мышление и речь 1
14 Межличностные конфликты, их конструктивное решение. 1
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества 9
15 Экономика и её роль в жизни общества 1
16 Экономические системы. Разбор ситуаций 1
17 Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности. 1
18 Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. 1
19 Предпринимательство. 1
20 Рынок и рыночный механизм. 1
21 Экономические цели и функции государства. 1
22 Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. 1
23 Налоги, уплачиваемые гражданами. 1
Тема 4. Политика и право 8
24 Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства Р.Ф. 1
25 Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан 1
26 Политический режим. Демократия. 1
27 Правовое государство и гражданское общество 1
28 Власть. Роль политики в жизни общества. 1
29 Органы государственной власти Российской федерации. 1
30 Правоохранительные органы в Российской федерации. 1
31 Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних. 1
Тема 5. Духовная жизнь общества 2
32 Формы и разновидности культуры 1
33 Образование и самообразование 1
34 Итоговое повторение
1
Литература
Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. – М., АСТ:Астрель, 2009
ГИА 2009(в новой форме) Обществознание. 9 класс. Типовые тестовые задания/ А. Ю. Лабезникова, О. А. Котова . – М.: Издательство «Экзамен»,2009.
Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Т. Кинкулькина. – М., 2002.
Кашанина Т. В. , Кашанин А. В. Право и экономика. – М.,
Конституция РФ.- Санкт-Петербург 2012
Мухаев Р. Т. Политология. И – М.,2000
Обществознание 8 кл./ Под ред. А. Ф. Боголюбова
Обществознание 9 кл./под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. – М.: Просвещение 2010
Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ГИА 9 кл./ Баранов П.А. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ,2011.
Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ:2009:Обществознание/ авт. – сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. М.: Астрель, 2009.
Сборник кодексов РФ. – М.,2002
Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8-9 кл./ Сост.С. И. Володина и др.- М.: Вита – Пресс, 2000