Проект Инклюзия и образование

ПРОЕКТ
«ИНКЛЮЗИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ»
«Каждый ребёнок, подросток и взрослый должен иметь возможность воспользоваться преимуществами, которые даёт образование»
Декларация Саламанки,1994г.

Актуальность выбранной темы.
Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенные» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие их особые потребности. Назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание; для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности. Система образования пока ещё слабо приспособлена к нуждам детей-инвалидов, общество не готово принять инвалида как равноправного члена социума, не готовы все: дети, педагоги, родители.
Проблемой является и ограничение доступа детей-инвалидов к полноценным образовательным услугам. Как следствие социальная изоляция детей и их семей, которая усугубляется материальными затруднениями и ощущением отсутствия перспектив для дальнейшего развития.
Проект «Инклюзия и образование» предназначен для решения сложной проблемы обучения и социализации детей – инвалидов в условиях общеобразовательной школы. В тоже время реализация проекта будет способствовать повышению степени интеграции детей с проблемами в развитии в социальную среду.
Принципы инклюзивного образования
1.Принцип опоры на этический императив государственного законодательства в отношении социальной интеграции и инклюзивного образования.
2.Принцип восстановления единства людей на основе гуманности, согласно которому каждый ребенок, несмотря на имеющиеся у него ограничения возможностей, имеет неоспоримое право на обучение и воспитание.
3.Принцип нормализации (социальной среды): люди с ограниченными возможностями имеют право вести обычную, свойственную остальным людям жизнь, настолько, насколько это возможно.
4. Принцип неделимости, целостности интеграции: каждый ребенок с ограниченными возможностями, независимо от вида и тяжести нарушения, принимается во внимание в процессе инклюзивного образования и участвует в нем по мере своих возможностей.
5.Принцип реалистичности: каждый человек воспринимается таким, каков он есть.
6.Принцип регионализации: инклюзивное образование обеспечивает полноценный всеобуч по месту жительства для каждого ребенка.
7.Принцип децентрализации: необходимые педагогические ресурсы, как массового характера, так и необходимые для специального образования, доставляются к нуждающемуся в них ребенку, а не наоборот, когда ребенок доставляется к имеющимся ресурсам.
8.Принцип владения специальными педагогическими компетенциями массовой системой образования.
9.Принцип командного подхода к реализации интеграционного процесса: причастные к интеграционному процессу специалисты работают все вместе, в команде, обеспечивая его системность и целостность.
10.Принцип интеграции парадигмы и технологий специальной педагогической поддержки ребенка с ограниченными возможностями в целостный педагогический процесс.
11.Принцип кооперации в рамках общего для всех учебного предмета: каждый ребенок осваивает общий для всех учебный предмет в доступных для него пределах в соответствии со своими возможностями вместе со всеми учащимися и вносит свою долю знания о предмете в коллективное знание.
12.Принцип коллективизма: максимальное участие каждого отдельного ребенка инклюзивного класса в общей коллективной деятельности.
13.Принцип индивидуализации: в центре образовательного процесса и педагогической деятельности находится целостная личность ребенка в неразделимом единстве его физической, умственной и душевной организации.
14.Принцип внутренней дифференциации, когда дифференциация целей, содержаний, методов и средств обеспечивает индивидуально-личностно-ориентированное, самоуправляемое и соответствующее логике развития ребенка учение.
15.Принцип права выбора родителей: родители детей с ограниченными возможностями должны иметь право свободно выбирать либо интегрированное воспитание и инклюзивное образование, либо обучение в специальной образовательной организации.
16.Принцип добровольности: все участники интеграционного процесса и инклюзивного обучения взаимодействуют и сотрудничают друг с другом добровольно.
17.Принцип многообразия форм: интеграционный процесс должен реализоваться в самых различных формах – от изолированных классов в структуре массовой школы (интеграция) через индивидуальную интеграцию к интеграционным (инклюзивным) классам.
18.Диалогический принцип: встреча и взаимодействие между людьми есть важная и значимая педагогическая ситуация.
19.Принцип близости и дистанции в отношении сходства и различий: инклюзивное обучение и интегрированное воспитание обеспечивают реалистическое и рациональное объяснение различий между людьми.
20.Другие принципы: следует принимать во внимание и различные теории, представления и движущие силы, которые трудно подвести к какому-либо точному определению, но которые обогащают представления об инклюзии и ее реализации.
Основные нормативно-правовые регламенты: международные, федеральные, правительственные, ведомственные, региональные
Нормативно-правовую основу для организации образования лиц с ОВЗ, детей с инвалидностью, в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:
международные (подписанные СССР или Российской Федерацией);
федеральные (Конституция, законы, кодексы – семейный, гражданский и др.);
правительственные (постановления, распоряжения);
ведомственные (Министерства образования СССР и Российской Федерации и др.);
региональные (правительственные и ведомственные).
Международное законодательство в области закрепления права детей с ОВЗ и инвалидностью на получение образования имеет более чем полувековую историю развития:
Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948, принятая резолюцией ООН от 10 декабря 1948 года
Конвенция «О борьбе с дискриминацией в области образования», принята 14декабря 1960 г. Генеральной конференцией ООН
Декларация ООН «О правах умственно отсталых лиц» - Резолюция 2856 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1971 года
Декларация ООН «О правах инвалидов», принята резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года
Всемирная программа действий в отношении инвалидов - резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 3 декабря 1982 года.
Саламанская декларация «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» (Саламанка, Испания, 7-10 июня1994 г.).
Долгосрочная стратегия дальнейшего осуществления Всемирной программы действий в отношении инвалидов - принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1994 году.
Конвенция о правах инвалидов - принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года.
Нормативно-правовая база Российской Федерации, регулирующей права лиц с ограниченными возможностями здоровья
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и приняла на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.
Гарантия прав всех детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, на получение равного, бесплатного и доступного образования закреплена в целом ряде документов федерального уровня: Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральных законах от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", от 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия включает также запрещение дискриминации по состоянию здоровья. Следует отметить, что термин «лицо с ограниченными возможностями здоровья» появился в российском законодательстве относительно недавно. В соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» употребляемые в нормативных правовых актах слова «с отклонениями в развитии» заменены словами «с ограниченными возможностями здоровья», то есть имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Еще один федеральный документ, требующий внимания, – это Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271). В нем был сформулирован основной принцип инклюзивного образования:
Важным федеральным документом в области образования детей-инвалидов является Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. № 175. В числе целевых индикаторов программы – доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений.
В июне 2012 года Президент РФ подписал Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от 01.06.2012. Стратегия действий в интересах детей признает социальную исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении)
В настоящее время основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, вступивший в силу с 1 сентября 2013 года.
Закон регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей (42, 55, 59, 79), закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. Закон закрепил основные положения и понятия в части образования детей с ОВЗ:
Психолого-педагогическое обеспечение
В соответствии с п. 19.8. ФГОС начального образования Программа коррекционной работы в образовательном учреждении должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы
В письме Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. N 03-255 "О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования" дано разъяснение, что стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Необходимо обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в образовательной организации.
Учащиеся, имеющие особенности физического и психического развития, или ограниченные возможности здоровья, как правило, нуждаются в сопровождении специалистами.
Задача дефектолога заключается в коррекции и компенсации имеющихся у ребенка отклонений в развитии.
Роль психолога в общеобразовательном учреждении заключается в проведении психологической диагностики; осуществлении коррекционной работы; консультировании родителей и учителей; психологическом просвещении и профилактике. В ходе коррекционных занятий психолог может скорректировать особенности поведения, коммуникации, эмоциональной сферы. Часто эти занятия направлены на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление).
Задачами логопеда является диагностика и коррекция проблем, связанных с речью.
Реализация инклюзивного образования показывает, что это сложный процесс, требующий определённой перестройки привычного уклада школьной жизни и создания определенных социально - образовательных условий:
материально - техническое и учебно - методическое оснащение образовательного учреждения;
существование чётких взаимоотношений по вертикали «ДУЗ – Школа», позволяющие осуществить на практике системный подход к включению детей с ограниченными возможностями здоровья в социум. «Особый» ребёнок не может быть помещён в образовательную среду «внезапно»;
повышение профессиональной компетентности педагогического коллектива.
В развитии инклюзивного образования большую роль играет человеческий фактор, то есть в педагогическом коллективе должна сформироваться новая модель педагога. Учитель, работающий в инклюзивном классе должен иметь базовый уровень знаний и специальный компонент профессиональной квалификации. Под базовым компонентом понимается профессиональная педагогическая подготовка, (предметные, психолого - педагогические и методические знания, умения и навыки), а под специальным компонентом - следующие психолого - педагогические знания:
представление и понимание того, что такое инклюзивное образование, в чём его отличие от традиционных форм образования;
знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;
знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса, управлять процессом обучения так, чтобы предоставить учащимся свободно учиться и испытать ситуацию успеха;
умение реализовывать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, коллегами - учителями, специалистами, руководством);
изначально принимать учащегося как индивидуальность, имеющую право быть личностью со своими сложившимися особенностями;
обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, на протяжении всего периода его обучения, невозможно без наличия в образовательном учреждении специалистов в области коррекционно-развивающей педагогики: учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор ЛФК, клинический психолог, тьютор;
формирование механизма междисциплинарного взаимодействия участников инклюзивного образовательного пространства - школьный консилиум;
создание психологически комфортной среды как для учащихся с особенностями развития, так и для их сверстников;
развитие социального партнёрства.
Школа выполняет новую задачу, суть которой заключается в том, чтобы создать условия по удовлетворению образовательных потребностей не только школьника с ограниченными возможностями здоровья, но и всем учащимся. Возникает новая социальная ситуация при которой создаются новые механизмы взаимодействия, взаимоотношений и новых социальных связей.
Цель проекта: разработка модели инклюзивного образовательного пространства школы.
Задачи, поставленные для реализации проекта:
создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности;
разработать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;
совершенствовать систему просвещения родителей (законных представителей);
обеспечить диагностирование эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей в образовательном пространстве школы.
Стратегия достижения поставленной цели
Реализация проекта «Инклюзия и образование» рассчитана на 2 года с выделением следующих этапов:

Сроки
Этапы реализации

Сентябрь – декабрь 2014 г.
Подготовительный
Цель:
1.Формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз. 2.Формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России Республики Крым.
3.Выстраивание инклюзивных вертикалей, многоуровневой системы повышения квалификации

Январь-февраль 2015 г.
Деятельностный
Цель:
1.Формирование и апробация механизмов взаимодействия внутри инклюзивных вертикалей и инновационных сетей.
2.Апробация и коррекция базового пакета документов инклюзивного образования.
3.Формирование информационных, диагностико-аналитических, мониторинговых, банков по результатам реализации проекта.

Март-июнь 2015 г.
Рефлексивный
Цель:
1.Обобщение и анализ результатов деятельности школы по инклюзивному образованию.
2.Формирование банков выстраивания инновационных сетей.
3.Обобщение опыта работы школы по вопросам инклюзивного образования.

Механизм реализации проекта
1. Организационно-управленческое обеспечение:
создание рабочей группы по разработке проекта «Инклюзия и образование»;
формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной базы;
создание консультативно-справочных стендов по организации инклюзивного образования в школе;
приобретение и распространение в школе различных изданий по инклюзивному образованию.
2. Научно-методическое обеспечение:
организация консультативной помощи педагогам по разработке и внедрению специальных образовательных программ воспитания толерантного отношения к детям-инвалидам;
обеспечение курсовой подготовки и переподготовки педагогических кадров по организации и обеспечению инклюзивного образования;
проведение обучающих семинаров, мастер-классов, тренингов, круглых столов по проблемам инклюзивного образования с привлечением специалистов;
совершенствование научно-методической базы в школе по реализации программы инклюзивного образования;
внедрение в практику работы школы новых форм и методов деятельности классного руководителя и учителя-предметника в соответствии с программой инклюзивного образования.
3. Психолого-педагогическое обеспечение:
организация работы школьных психолого-педагогических консилиумов совместно с территориальными ПМПК с целью выявления особенностей детей-инвалидов и оказания индивидуальной консультативной помощи обучающимся и их родителям;
организация в школе постоянно действующих семинаров, круглых столов, тренингов, лекций, мастер-классов для учителей и родителей по основам детской и подростковой психологии и проблемным вопросам;
организация методического сопровождения процесса инклюзивного образования;
подготовка и публикация на школьном сайте материалов по вопросам инклюзивного образования;
4. Взаимодействие школы с родителями:
организация работы Советов по формированию и развитию толерантного отношения к процессам инклюзии;
организация и проведение родительских собраний с отделом социальной защиты населения, психологической службы школы по вопросам инклюзии;
творческие мастерские (родители + дети);
5. С организациями и структурами города:
детская поликлиника № 3;
отдел социальной защиты г.Керчи;
реабилитационный центр для детей и молодежи г.Керчи
План мероприятий по реализации проекта

Содержание работы
Сроки

1.
Создание рабочей группы по разработке и реализации проекта «Инклюзивное образование – путь в инклюзивное общество»
Сентябрь 2014г.

2.
Обеспечение нормативно-правовой базы реализации проекта по инклюзивному образованию
Сентябрь-ноябрь 2014г.

3.
Проведение педагогического совета по теме «Обучение и социализация личности ребёнка с инвалидностью в инклюзивном пространстве школы»
Март 2015г.

4.
Разработка и реализация программы по преемственности начальной и основной школы
В течение 2014-2015гг.

5.
Обеспечение школы необходимым оборудованием, создание доступной среды
В течение 2014-2016гг.

6.
Проведение методического совета школы по обсуждению проекта «Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья»
Октябрь 2014г.

7.
Консультирование участников реализации проекта: учителей, классных руководителей, специалистов, родителей
В течение 2014-2016гг.

9.
Методический совет школы по теме «Анализ реализации проекта по инклюзивному образованию»
Январь 2015г., май 2015г.

10.
Планирование и организация научно-методического семинара по теме «Критерии эффективности психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образовательного пространства»
Апрель 2015г.

11.
Определение целей и задач психолого-педагогического сопровождения проекта
Сентябрь ноябрь 2014г.

12.
Диагностика развития познавательной сферы
В течение 2014-2016гг.

13.
Логопедическое обследование
Сентябрь, декабрь, май 2014-2016гг.

14.
Разработка и апробация индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ
Ноябрь 2014г.- июнь 2016г.

15.
Организация и проведение психолого-педагогических тренингов для педагогов
В течение 2014-2016гг.

16.
Индивидуальное планирование работы классными руководителями, учителями, которые включены в проект по инклюзивному образованию
Сентябрь – октябрь 2014 г.

17.
Совместное планирование и скоординированное проведение занятий по предметам
В течение 2014-2016гг.

18.
Организация и проведение внеклассных мероприятий по воспитанию толерантных отношений
В течение 2014-2016гг.

19.
Осуществление плана работы по преемственности начальной и основной школы
В течение 2014-2016 г.

20.
Анализ результатов и хода осуществления проекта по инклюзивному образованию
Апрель – май 2015г., 2016г.


РЕСУРСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1.Материально-техническая база (в рамках реализации Государственной Программы «Доступная среда»):
безбарьерное пространство ( пандус, оборудованная туалетная комната. расширение дверных проемов);
кабинет сенсомоторной коррекции;
кабинет природотерапии (песочная терапия);
кабинет для занятий ЛФК;
кабинет учителя – дефектолога;
кабинет логопеда;
кабинет педагога психолога;
дидактические пособия для учащихся с особыми образовательными потребностями.
2.Методическое обеспечение и сопровождение:
Обучающие тренинги и семинары для целевых групп при Министерстве образования, науки и молодежи;
Курс лекций и практикумов Инклюзивного Ресурсного Центра г. Симферополь;
Освоение педагогами дополнительных знаний по коррекционной педагогике в рамках работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в условиях общеобразовательного учреждения.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Данный проект инклюзивного образования будет способствовать:
гуманизации общества за счет включения и принятия как равноправных граждан детей с ОВЗ на всех уровнях социального взаимодействия;
обеспечению права детей с особыми образовательными потребностями на равный доступ к качественному образованию, независимо от состояния здоровья, места их проживания;
совершенствованию учебного процесса путем учета современных достижений науки и практики;
обеспечение максимального развития потенциальных возможностей детей с ОВЗ на разных возрастных этапах;
развитию системы психолого-педагогического, медико-социального сопровождения всех участников процесса инклюзивного образования;
обеспечению архитектурной доступности школы, в соответствии с потребностями детей с ОВЗ;
подготовке достаточного количества квалифицированных педагогических кадров, владеющих методиками инклюзивного обучения и созданию системы повышения их профессионального мастерства.
Список литературы
«Интеграция в общество», М., 2000, Перспектива
«Инклюзивное образование при ограниченных ресурсах»,М., С.Стабс, 2002
«Методические рекомендации по созданию специальных образовательных условий для лиц с ОВЗ» – Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2013 г.
«О коррекционном и инклюзивном образовании детей» - письмо МоиН РФ от 07.06.2013№ ИР – 535/07
"О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами" письмо МоиН РФ от 18.04.2008NАФ-150/06
«Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении» Дмитриева Т.П. М.: Центр «Школьная книга», 2010г.
«Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей », Забрамная С.Г., М., Просвещение, Владос, 1995
«Социальная эксклюзия и социальная инклюзия» - Ш.Рамон, М, 2003
«Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ». Семаго Н.Я. М.: Центр «Школьная книга», 2010 г.
«Технологии индивидуального планирования работы с ребенком с особыми потребностями в системе инклюзивного образования» – под ред. С.И. Трифанова, сост. Петлюченко Т.В.
ФЗ 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»






15