Конспект открытого занятия Полевые цветы


Департамент образования
администрации г.Нижнего Новгорода
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Центр развития детей и юношества «Досуг»
Конспект открытого занятия
По дополнительной общеразвивающей программе
«Фентези»
Тема: «Полевые цветы»
Автор-составитель:
Бирюкова О.Е.
Категория: не имею
Должность: педагог дополнительного образования детского клуба им.А.Х.Бусыгина г. Нижний Новгород
2015 год
План-конспект занятия.
ФИО педагога: Бирюкова Ольга Евгеньевна.
Название и направление деятельности коллектива: «Мир красок», художественная направленность.
Название программы: Дополнительная образовательная программа «Фентези».
Место учебного занятия в программе: раздел – введение в образовательную программу.
Тема занятия: «Полевые цветы»
Место проведения: в рамках городского фестиваля открытых занятий и мероприятий «Новые вершины».
Дата и время проведения: ____________________________________.
Краткая характеристика группы: 8-9лет, 10 – 12 человек.
Цель: создать условия для поддержания интереса детей к нетрадиционному способу рисования.
Задачи:
Образовательные:
- ознакомить учащихся с нетрадиционной техникой рисования цветными карандашами на наждачной бумаге.
Развивающие:
- развивать тактильные ощущения, воображение и фантазию;  
- развивать интерес к предмету;  
Воспитывающие:
- воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда;
- воспитывать коммуникабельность, аккуратность, культуру труда;
- вызвать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать необычным способом;
Материалы и оборудование:
- для обучающихся: Наждачная бумага-мелкозернистая, цветные карандаши, точилка, кисть, бейджик;
- для педагога: интерактивная доска или мультимедиаустановка для показа слайдов презентации, наглядное пособие «Полевые цветы», ваза с цветами для рефлексии, магнитная доска или для парты для выставки работ.
Тип занятия: комбинированное занятие.
Форма занятия: учебное занятие.
Методы, используемые на занятии: репродуктивный, словесный (объяснение), метод практической работы.
Дидактические средства: схема поэтапного рисования букета, выставка работ нарисованных на наждачной бумаге, мультимедийная презентация.
План занятия.
Организационный этап. Знакомство – 3 мин.
Основная часть – 37 мин.
Развитие изобразительного искусства. История наждачной бумаги – 7 мин.
Практическая часть. Выполнение рисунка полевые цветы – 25 мин.
Контрольный этап. Проверка – 3 мин.
Общий анализ продуктивности занятия (рефлексия) – 5 мин.
Ход занятия.
Этап занятия. Задача этапа Основная деятельность педагога. Прогнозируемая деятельность обучающихся.
1.Организа-ционное начало учебного занятия Сообщение темы занятия. Психологический настрой учащихся на предстоящее занятие. - Здравствуйте, ребята. Проходите. Садитесь за столы.
- Я рада вас приветствовать. Меня зовут Ольга Евгеньевна. А теперь я хочу познакомиться с Вами. На Ваших столах лежат бейджи, возьмите их напишите на свободной строчке свое имя и прикрепите на пиджак или блузку.
За многие века развития изобразительного искусства было сформировано немало разнообразных техник рисования. Где только люди не придумали рисовать!
- Как Вы думаете, на чем рисовали люди несколько тысячелетий назад?
- Правильно!
Сейчас в процессе рисования используют самые разные материалы, ведь существует множество техник рисования, которые являются как традиционными, так и нетрадиционными.
- Как вы думаете с помощью, каких материалов, красок можно создать свой шедевр?
- Правильно, еще можно использовать тушь, масляные краски, цветные карандаши и пастель.
К традиционным техникам рисования относятся:
- Привычные нам с Вами акварель (см. Приложение 1) и гуашь (см. Приложение 2).
- Карандаш – самый доступный художественный инструмент он может использоваться как для рисования несложных набросков, так и для выполнения завершенных работ. (см. Приложение 3)
- Пастель. Этот материал представляет собой мягкие сухие мелки различных цветов. Пастельные рисунки можно выполнять штрихами в один слой или в несколько слоев с растушевкой. (см. Приложение 4)
К нетрадиционным техникам рисования относятся:
- Граттаж. Рисунок в технике граттажа выполняется посредством процарапывания острым инструментом бумаги, которая залита тушью. Белые процарапанные линии явно контрастируют с черным фоном, что придает рисункам некоторое сходство с гравюрой. (см. Приложение 5)
-  рисование песком,  рисование ладошками, тычок жесткой полусухой кистью, набрызг.
В каждом отдельном случае рисунок или картина получается по-своему красивой и оригинальной. Нетрадиционные техники рисования будут особенно интересны, ведь можно творить и фантазировать даже без использования кисточек.
Сегодня мы с вами познакомимся с нетрадиционной техникой рисования, будем рисовать на необычной бумаге. (показываю бумагу)
- Как вы думаете, что это за бумага и для чего она используется?
- Эту бумагу используют для обработки деревянных поверхностей, чтобы они превращались в гладкие. Вот так (показываю). А еще на ней можно рисовать цветными карандашами. (Провожу по бумаге несколько линий карандашом.)
Дети заходят в кабинет. Садятся за столы.
-Скалы, пещеры
-Акварель,гуашь, карандаши.
Дети внимательно изучают материал на котором будут рисовать.
2.Основная часть
2.1.Новый материал. Введение в тему. Знакомство с материалами которые будут использоваться в работе.
Способствовать формированию представления о новой технике рисования.
Развивать интерес к предмету.
Наждачная бумага одна из самых необычных поверхностей которая может использоваться для самовыражения. Рисунки на наждачной бумаге получаются неожиданно эффектными и бархатистыми. Обратите своё внимание на слайды. Это получается из-за того, что наждачная бумага чуть просвечивает под нанесенными на нее пятнами и штрихами, создавая иллюзию объемного рисунка, а карандаш, скользя по «наждачке», оставляет на ней необычно яркий цвет. Зернистая поверхность наждачной бумаги способна удержать на себе больше красок, чем обычная бумага. Это позволяет накладывать карандаши в несколько слоев, добиваясь при этом удивительных фактурных эффектов и не рискуя перегрузить краской поверхность картины.
- Приглашаю посмотреть выставку работ моих учеников.
- Вы видите, что владея техникой можно создать любую картину. Дети слушают рассказ педагога. Просмотр слайдов с образцами.
Дети рассматривают экспонаты выставки.
2.2.Практи-ческая часть. Выполнение работ. Развивать воображение, творческие способности.
Охрана здоровья ребенка.
Развивать у учащихся навыки и умения работы в новой технике
Развивать мышление.
Инструктаж по технике безопасности на занятиях.
Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда.
Воспитывать коммуникабельность, аккуратность, культуру труда.
Ознакомить учащихся с техникой рисования на наждачной бумаге.
Развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой.
Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка.
- Рисунки на наждачной бумаге получаются яркими и бархатистыми.
-Хотите попробовать?
Сегодня предлагаю Вам нарисовать букет из полевых цветов. Мир полевых цветов очень разнообразен, они отличаются особой нежностью и красотой.
Полевые цветы... Полевые...Васильки и ромашки в лугах...Ярко-синие и голубые –На бескрайних Российских полях.
Полевые цветы... Полевые...Не сравнить вас с садовым цветком.Вы согрели мне душу, родные!Поселились вы в сердце моем!
-Посмотрите, какой букет! (рассматривание наглядного пособия «Полевые цветы») Скажите, из каких цветов он состоит? (см. Приложение 6)
-Сколько всего цветов в букете?
- Обратите внимание что цветы разного размера есть большой цветок (мак) и поменьше (васильки и ромашки).
- Перед началом работы предлагаю немного размяться.
Физкультминутка.
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок,
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой
Да головкой покачай –
Утром солнышко встречай
Стебель наклони слегка–
Вот и зарядка для цветкаВместе с ребенком имитировать поднятие листка, поднимая руки вверх. На словах «выйди на дорожку» - шагать на месте. На словах «утром солнышко встречай»- раскинуть руки в стороны, «стебель наклони слегка»- наклоны в стороны, руки на поясе.
- Предлагаю вам попробовать свои силы в этой технике рисования. Готовы начать?
- Для работы нам понадобятся:
Листок наждачной бумаги;
Цветные карандаши;
Кисточка;
Нам не обойтись без точилки, так как карандаши быстро стачиваются;
- Будьте внимательны при работе.
Во время работы нужно не отвлекаться и не отвлекать других.
Следует следить за осанкой.
Карандаш затачивать аккуратно.
Начинать рисунок лучше сверху, так Вы будете меньше пачкать рисунок.
Приступим к выполнению нашей работы.
- Кто знает, с чего мы начнем наш рисунок?
- Верно. Первым делом рисуем эскиз. Намечаем основные линии, цветков маков, красным карандашом, белым намечаем цветки ромашек, синим васильки, так же не забываем про листья и стебли. Берем подходящие цвета карандашей и начинаем, намечаем на листке цветы окружностями, на карандаш нажимаем в пол силы, чтобы линия была слегка заметна на листе.
- Далее, начинаем проработать мак, рисуем лепестки.  Изображаем центры цветов  маленькими кругами. Добавьте изогнутые линии для стеблей. Нарисуйте  много листьев, как показано на рисунке.
- Нарисуем лепестки ромашек петлеобразными линиями разной длины. Будем использовать для этого белый карандаш, заострите концы лепестков ромашки, закрашиваем их белым карандашом, серединку закрашиваем желтым цветом.
- Начинаем рисовать васильки, в серединки цветка рисуем кружочек от него в разные стороны – лепесточки. Используем синий и голубой карандаш. Лепестки у васильков по краю зигзагообразные. Внимательно посмотрите на рисунок и постарайтесь повторить форму цветка. Карандаш в этом рисунке не растушевываем, а накладываем уверенные штрихи друг на друга и цвета перемешиваются в процессе.
- Вновь приступаем к маку, закрашиваем лепестки красным цветом, задние лепестки закрашиваем бордовым, так как они находятся в тени. Серединку делаем черным карандашом. Листья у мака вытянутой формы.
- В центре ромашек нарисуйте большое количество маленьких точек оранжевым карандашом, а на каждом лепестке с одной стороны делаем тень серым карандашом. Васильки в центре закрашиваем темно синим и им же подчеркиваем каждый лепесток, делая тень.- В заключении быстрыми штрихами добавляем стебельки и тонкие листья. Используем зеленый разных оттенков. Когда Вы закончите накладывать самые темные тона, еще раз пройдитесь белым карандашом по всем белым участкам. Вы получите блики и рисунок приобретет больше контрастности. -Васильки, ромашки, маки.
- 5 цветов.
Выполнение упражнений физкультми-нутки.
Дети рассматривают материалы для выполнения работ.
Знакомство с материалами
-Нужно наметить все цветки тонкими линиями.
Выполнение итоговой работы.
2.3. Контроль-ный этап. Проверка выполненных работ. Развивать мышление ребенка.
Воспитывать коммуникабельность. Рефлексия.
- Посмотрите на свою работу.  Получилось замечательно!
- Давайте вспомним, какие техники рисования существуют?
-Верно! Давайте вспомним какие традиционные и нетрадиционные техники бывают. Я Вам буду показывать картинки, кто знает в какой технике нарисовано данное изображение, поднимайте руку.
(Показываю картинки в разных техниках) Традиционные и нетрадиционные техники рисования.
Рефлексия.
Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка.
3.Анализ занятия, Подведение итогов. Дать анализ и оценку успешности достижения цели.
Развивать интерес к предмету.
Воспитывать коммуникабельность, аккуратность, культуру труда.
- А теперь давайте посмотрим на свои работы, что Вы нарисовали на наждачной бумаге?
- Молодцы! Букет из васильков с ромашками создают атмосферу лета вокруг. Думаю, что с таким же успехом вы сможете нарисовать любую другую работу в этой технике.
- Посмотрите на свою парту. Вы видите на ней два цветка красный и желтый.
- На первой парте стоит пустая ваза, давайте наполним ее цветами. Выберите красный, если вам понравилось рисовать в данной технике, желтый, если нет. Возьмите один цветок, и поставьте его в вазу. Какой яркий красивый букет у нас получился! Оставшийся у Вас я дарю вам на память.
- Спасибо! Мне было с Вами очень интересно. Вы очень умные, активные.
- До свидания! До новых встреч!
- Полевые цветы.
Выбор детей. Вставляют цветы в вазу.
Список литературы:
Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
Никитина А.В.  "Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий"- HYPERLINK "http://www.labirint.ru/pubhouse/1513/" Каро, 2010 г.
 Цквитария Т.А. "Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ". - Сфера, 2012 г.
Сайты: http://games-for-kids.ru www.stranamasterov.ru
Приложение 6