Презентация на тему РОЛЬ методиста в осуществлении сетевого взаимодействия в рамках образовательного округа Н.Нечаева


Роль методиста в осуществлении сетевого взаимодействия в рамках образовательного округаЗаместитель директора ИМЦ Красносельского района Санкт-ПетербургаНечаева Н.Н.2013 Реалии дня Сегодня каждый из нас понимает, что модернизация содержания образования – это данность с которой мы должны работать. Она затронула все сферы и уровни системы образования. Главная причина модернизации образования – требования времени, связанные не только с развитием нашего общества, но и с изменениями в личностях современных школьников. Модернизация – это система инновацийВсе нововведение, начиная с закона об образовании 273-ФЗ от 21.12.2012, внедрение ФГОС…, представляют собой сеть масштабных инноваций, которые работник образовании (и педагог) уже должен профессионально освоить и творчески применять в своей работе во всех ОУ с 01.09.2014г. Любые инновации, и данные в частности, объективно сопровождаются рядом проблем, которые требующих скорейшего решения педагогическим сообществом. Несомненно, что общеобразовательные учреждения и учителя, как бы они не были подготовлены к реализации требований закона об образовании, к введению ФГОС, испытывают определённые затруднения Проблемы Для УчителяОсваивание новых интенсивных методик и технологий обучения (переподготовка )Увеличение потока информацииУвеличение отчетностиУскорение документооборотаНовое проектирование урока ( с учетом метапредметных компетенций, на основе деятельно-компетентностного подхода)Мониторинг сформированности метапредметных результатов освоения материалаОпределение ориентировочной основы УУДРазработка содержания коррекционной работыРазработка диагностического инструментария позволяющего оценить измененияСоздание нормативно-правовой базы сопровождения 273-ФЗПерестройка внеурочной деятельностиУчет образовательных потребностей и интересов обучающихся и запросов родителей Освоение систематического самоанализа деятельностиСоздание рабочих программДля ОУУвеличение документооборотаОтсутствие механизмов оценки внедрения инноваций (ФГОС)Недостаточность финансирования внедрения Противоречие между новым государственными требованиями к уровню профессиональной компетентности педагогов и реально сформированными профессиональными компетенциямиКачественная переподготовка кадровПсихологическая помощь педагогическому коллективу в реализации 273-ФЗПерестройка методической работы в школеВыполнение СанПин и других распоряжений и актовОтсутствие системы. структуры и координации реализации 273-ФЗОтсутствие нормативно-правовой базы сопровождения 273-ФЗНепонимание педагогами необходимости изменения сложившейся вполне успешной, результативной системой образовательной деятельностиРазработка инструментария для изучения образовательных потребностей и интересов обучающихся и запросов родителей по использованию вариативной части учебного планаОтсутствие разработанной технологии внутренней и внешней оценки работы ОУ (РСОКО) Закон об образовании 273-ФЗ от 21.12.2012 только обозначил те изменения, которые должны быть достигнуты, но не дал готовый продукт и методику его созданияВсе делаем сами. (спасение утопающих - дело рук самих утопающих)Два варианта освоения. Либо каждый будет делать все индивидуально , как он это представляет. Результат: будет «раздавлен» масштабами и объёмом работы и… проверяющими. Либо делать сообща, перейти к коллективному решению вопросов. Результат: по принципу: «Проблему разделяй и над ней «властвуй», можно унифицировать данный процесс. Сообщество разделяется на группы. Каждая группа работает над своей проблемой, решив её, делиться готовыми наработками с другими. Возможно только через сетевое взаимодействие. Программа РОС и сетевое взаимодействиеКластерно - окружной (сетевой) подход в системе образования района прописан в программе РОС Красносельского района Санкт-Петербурга на 2012-2015 годы. При её создании в основном учитывался территориальный разброс ОУ района: «…на территории образовательного округа в радиусе пешеходной доступности размещаются ОУ, способные удовлетворить образовательные потребности основной массы населения…».В свете современных требований, сетевой принцип удачно подходит для решения проблем модернизации и оказания помощи ОУ и учителям. Возрастание роли методической службы района Ускорение реализации решений закона об образовании № 273 –ФЗ (внедрение ФГОС)В оказании реальной помощи педагогу Поэтому роль методического сопровождения трудно переоценить. Методист может построить систему работы с учителями и методическими объединениями ОУ следующим образом. Структура работы методической службы района.ИМЦ(совет специалистов)↓методисты - предметники↓районное методическое объединение↓тьюторы образовательных округов (ОО) - 7(Юго-Запад; Южно-Приморский; Сосновая Поляна;Урицк; Константиновское; Горелово; Красное Село)↓методическое объединение ОО(может быть интегрированное)↓тьюторы ОУ *↓предметное методическое объединение* учителя – предметники Положительные и отрицательные стороны сетевого взаимодействияДостоинстваЭкономия времени и пространства для учителяСнизит напряженность взаимоотношений периферии и центра (не успел, транспорт ...)Мотивирует на более тесное совместное сотрудничество, - как педагогическое (решение общих вопросов, совместное представительство , создание инновационных продуктов (в том числе интегрированных).организация курсов КПК…) -так и общественное (учитель (или ОУ)- родитель, учитель (или ОУ) – ученик, учитель (или ОУ) - муниципалитет)Стимулирует работу ОУ на местах: организация «кустовых» олимпиад, праздников, проектов, соревнований школьников (ОУ №№ 262, 380) Реализуем задачи, обозначенные в районной программе РОС Стимулирует работу администрации по округам (больше будут обращать внимания)Без сплоченной коллективной работы и взаимопомощи не осилим освоение 273-ФЗНедостаткиНекоторая «оторванность» от центрального педагогического сообщества (решается путём развития дистанционного обучения, сети Интернет)Уменьшится оперативность решения конкретных проблем , доведение информации и пр. (решается путём развития дистанционного обучения, сети Интернет)«…Ещё одна структура..» (но мы в силах определить функционал и отчетность без перегрузки учителя)Не подкреплён финансово (искать внутренние резервы в ОУ и ИМЦ: дни к отпуску, фонд надбавок и доплат…) Приведёт к «местничеству» (усиление роли методиста, как организатора работы) Главная задача - построения единого методического пространства Важно учитывать, что методическая служба района по своему кадровому составу различна, поэтому вопрос качественного сопровождения учителя не всегда решаем. В этом аспекте важен процесс построения единого методического пространства. Главной целью деятельности которого является : проектирование и реализация практики сетевого (взаимодействия) сопровождения и поддержки инновационных процессов в системе образования района. Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое повышает эффективность действующей системыНет готовых рецептов, результат появится в ходе работы. Методист выступает в новой для себя роли (как учитель). Он должен уметь координировать, направлять, анализировать. корректировать и планировать работу образовательных округов, выступать в качестве тьютора по созданию инновационных продуктов в районе и быть гарантом сетевого взаимодействия образовательных округов. В связи с этим Методист должен:Повышать свой профессиональный уровеньПонимать сложность сущности современных программ и технологий их реализацииОбладать практическими управленческими навыкамиИметь практический опыт реализации инновационных продуктов (сетевые конференции, вебинары, мастер-классы, методические мастерские , конференции и прочее)Владеть современными информационными технологиями Литература:Закон об образовании в РФ №273-ФЗ от 21.12.2012г.Программа развития образовательной системы Красносельского района Санкт-Петербурга на 2012-2015 годыЕ.В.Василевская «Методическое сопровождение муниципальными методическими службами процесса внедрения ФГОС НОО» http://conference.apkpro.ru/files/npo/ss5/stt/st7.pdfЕ.В.Удалова, С.Н.Иванченко «Роль методического сопровождения ФГОС в повышении эффективности образовательной среды школы» ГОУ СОШ № 419 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ