Экологический проект «Огород на подоконнике» для детей 4-5 лет с ОВЗ


-6172203171190 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №43 компенсирующего вида», ул. Свердлова, 4
Экологический проект «Огород на подоконнике»
(средняя группа для детей с ОВЗ (4-5лет))
Составители: педагоги группы №1 «Пчёлка»
Воспитатели: Колосова З.Г., Таипова Г.Х.
Учитель-дефектолог: Рыжкова Е.Н.
-769945-1204595
Экологический проект «Огород на подоконнике»
Тема: «Волшебный лучок»
Проект реализуется с детьми 4-5 лет.
Направленность: экологическое воспитание через познавательно-исследовательскую деятельность.
Предпосылка: привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.
Вид проекта: познавательно – практический, среднесрочный.
Актуальность проблемы: Дети 4-5 лет, имеющие задержку психического развития в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Участники проекта: Педагоги группы (воспитатели, младший воспитатель, учитель-дефектолог), воспитанники, родители.
Описание предметно – развивающего пространства:
- групповое помещение средней группы № 1 «Пчёлка»,
- оборудование для оформления «Огорода на подоконнике»: пенек, игрушка Колобок, лист ватмана, игрушки - домашние животные (пластмассовая плитка - имитация травы, конструктор, бабочки и цветы из цветной бумаги, пугало – наклейка, посуда для посадки лука, луковица, почва.Цели:
- Воспитывать у детей желание участвовать в трудовой деятельности.
- Научить с помощью воспитателя сажать лук;
- Поливать растения под руководством воспитателя;
- Дать представления о выращивании растений из луковиц;
- Наблюдение за всходами лука;
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
- привлечь родителей к активной жизни детского сада в рамках организации и реализации проекта;
- Формировать у детей познавательный интерес к луку;
- Организация художественно – продуктивной творческой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- знакомить детей с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами;
- формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с почвой и водой;
- формировать элементарные представления о правильных способах взаимодействия с растениями: рассматривать растения, не нанося им вред;
- продолжать работать по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности;
- формировать умение (побуждать) включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т.д.;
- формировать умения называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и др.;
- формировать представления о пространственных соотношениях;
- побуждать к использованию дополнительных сюжетных игрушек;
- формировать привычки убирать игрушки на место по окончании игры;
- формировать представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения;
- формировать умения называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны; сравнивать знакомые, подбирать предметы по тождеству, группировать их по способу использования;
- формировать умение узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (3-4 вида), и их детенышей и называть их;
- формировать умение различать по внешнему виду овощи и фрукты;
- формировать умение слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения;
- приобщение детей к рассматриванию рисунков в книгах;
- привлекать внимание детей к характеру игрушек (веселый, забавный и др.), их форме, цвету.
Воспитательные:
- воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развитие умения играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.;
- воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям;
- воспитывать интерес к труду взрослых. Расширение круга наблюдений детей за трудом взрослых. Привлечение их внимания на то, что и как делает взрослый, зачем он выполняет те или иные действия;
- поощрять желания помогать взрослым;
- привлекать внимание детей в помещении и на участке к тому, как взрослый ухаживает за растениями (поливает);
- воспитывать бережное отношение к растениям, желания и умения заботиться о них.
Развивающие:
- развивать логическое мышление и зрительную память. Совершенствовать навыки диалогической речи;
- формировать начальные навыки ролевого поведения; умения связывать сюжетные действия с ролью;
- формировать самостоятельность, активность в игре с персонажами-игрушками;
- обогащать чувственный опыт детей в играх с дидактическим материалом;
- развивать интерес к растительному миру;
- развитие понимания речи и активизация словаря на основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении;
- развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания;
- развитие эстетического восприятия окружающих предметов;
- развитие интереса к действиям с карандашами, кистью, красками, пластилином;
- формирование умения различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные. Подведение детей к рисованию предметов округлой формы;
- развитие интереса детей к лепке.
- формирование умения аккуратно пользоваться материалами;
- формирование представления о том, что карандашами, фломастерами и красками рисуют, а из глины лепят;
- развитие умения отвечать на вопросы по содержанию картинок;
- развитие интереса детей к окружающему;
- вызвать у детей интерес к луку через стихи, загадки, проектно-исследовательскую деятельность и организацию художественно- продуктивной творческой деятельности.
Активизация словаря: лук, земля, вода, солнце, пенек, колобок, сказка, трава, животные, сажать, поливать, смотреть, наблюдать,.Работа над проектом с родителями:
- привлечь родителей к организации и реализации проекта;
- обсуждение темы проекта;
- рекомендации по созданию мини-огорода в домашних условиях.
Работа над проектом с детьми:
Познавательно – исследовательская деятельность (НОД):
- рассматривание луковиц (понятия большая - маленькая; одна - много);
- наблюдение за посадкой, первыми всходами;
Коммуникативная деятельность (беседы, чтение художественной литературы);
Игровая деятельность (игры, игровые ситуации);
Продуктивная деятельность:
- лепка «Волшебный лучок»;
- раскрашивание лука;
- рисование лука.
Работа с педагогами:
Обобщение опыта работы по теме «Огород на подоконнике».
Предполагаемый результат:
1. Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают.
2. Дети получат представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия.
3. Проводимая работа позволяет воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
4. Все участники проекта (дети, педагоги группы, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный:
1. Создание условий для проекта «Огород на подоконнике»;
2. Изучение методических пособий и литературы по теме;
3. Подбор художественной литературы (пословицы, стихи, загадки, игры);
4. Обсуждение с родителями на тему: «Участвуем в проекте «Огород на подоконнике»;
5. Составление перспективного плана мероприятий.
2 этап – основной:
1. НОД;
2. Беседы;
3. Рассматривание картин, иллюстраций;
4. Чтение художественной литературы;
5. Дидактические игры;
6. Художественное творчество (лепка, аппликация, рисование, раскрашивание).
3 этап – заключительный.
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей.
4 этап - презентационный:
- Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями».
- Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, связанных с тематикой проекта.
- Презентация фотоальбома «Огород на подоконнике».
Этапы реализации проекта.

п/пМероприятия Цели Ответственные Сроки реализации
1 этап – подготовительный
11. Изучение и сбор теоретического и методического материала по использованию проектного метода Повышение собственной профессиональной компетентности через изучение технологии проектирования Воспитатель 1 неделя
22 Составление плана над проектом. Реализация мероприятий по проектной деятельности Воспитатель 1 неделя
3.3 Беседа с родителями на тему «Огород на подоконнике» Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта Воспитатель, родители 1 неделя
4.4 4.1.Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, художественных произведений, информационного материала о луке (энциклопедии), дидактических и театрализованных игр, бросового материала, произведения устного народного творчества.
4.2.Создание условий для организации работы: приобретение емкости, почвы, лука, бросового материала для оформления Создать условия для реализации проекта «Огород на подоконнике» Воспитатель, родители. 1 неделя.
5 Консультация для родителей «Огород на подоконнике» Просвещать родителей по данной теме. Воспитатель 1 неделя
6 Ознакомление с фотоматериалом по огороду детского сада. Сформировать интерес у детей к проектной деятельности на тему «Огород на подоконнике» Воспитатель, дети, родители. 1 неделя
2 этап – основной
1 Рассматривание иллюстрации о луке, беседы с детьми. Вызвать интерес к луку, желание заботиться о нем, углубить и расширить знания о луке.
Воспитатель 2 неделя
2 Составление плана- схемы огорода. Определение правильного места для каждого элемента «Огорода на подоконнике», вызывать желание создать «огород». Воспитатель, дети. 2 неделя
3 НОД - Комплексное занятие по сказке «Репка» (д/и большой - маленький) Упражнения в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название. Формирование умения называть свойства предметов: большой, маленький и др.
Воспитатель 2 неделя
44. НОД: занятия по развитию речи «Путешествие в страну сказок»Напомнить детям содержание сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок»; развивать речевую активность путем использования малых фольклорных форм; учить детей воспринимать изображение на картине, отвечать на вопросы по ее содержанию, развивать интерес к художественному слову, детской картинке.
воспитатель 3,4 неделя
5.5 НОД: занятие по формированию целостной картины мира, расширение кругозора «Колобок идет трудиться». Учить детей группировать предметы по назначению; воспитывать желание помогать взрослым. воспитатель 3 неделя
6.6 НОД: занятие по «Художественному творчеству» - раскрашивание «Раскрасим лучок». Развитие эстетического восприятия окружающих предметов. Формирование умения различать цвет карандашей (зеленый и желтые цвета), правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, наклонные). воспитатель 3 неделя
7.7 НОД: занятие по ознакомлению с художественной литературой: Рассказывание русской народной сказки "Колобок"» Учить внимательно, слушать литературное произведение, чтение которого сопровождается показом. воспитатель 4 неделя
8.8 НОД: Конспект занятия по сенсорному развитию (дидактическая игра) «Чудесный мешок колобка». Обогащение чувственный опыт детей в играх с дидактическим материалом; развитие внимания и памяти; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики руки; учить детей правильно употреблять в речи название качеств предметов (величина, цвет), отвечать на вопросы полными ответами, составлять небольшой рассказ. воспитатель 4 неделя
99 НОД – посадка лука «Волшебный лучок для Колобка». Воспитывать у детей желание участвовать в трудовой деятельности. Научить с помощью воспитателя сажать лук. Поливать растения под руководством воспитателя. Дать представления о выращивании растений из луковиц. Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям. Воспитатель, дети 4 неделя
110. НОД: занятие по лепке «Забавный лучок». Развитие умения отламывать комочки пластилина от большого куска; лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями; соединять один концы палочки, плотно прижимая их друг к другу. Формирование умения раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы. Развитие умения соединять две вылепленные формы в один предмет. Воспитатель, дети 4 неделя
111. НОД: занятие по рисованию «Рисуем волшебный лучок для Колобка». Развитие эстетического восприятия окружающих предметов. Формирование умения различать цвет краски (зеленый), правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, наклонные), Подведение детей к рисованию предметов округлой формы. Воспитатель, дети 4 неделя
3 этап – заключительный
1.1 Подведение итогов Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей. Воспитатель, дети 5 неделя
4 этап - демонстрационный
1.1 Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями».- Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, связанных с тематикой проекта. Презентация фотоальбома «Огород на подоконнике» Обобщение опыта работы Воспитатель, дети, родители 5 неделя
Приложение
3187065177808803829162
3187065122555-208915127635
 
 
3187519291736-208915291465
Художественное творчество (лепка, рисование, раскрашивание).
12090402177
40068535560
 
40077668489
20986756440805-4267204652010692785216535