Презентация по литературе на тему Пока в России Пушкин длится


Автор проекта:Чепель Раиса Парфирьевна учитель русского языка и литературы Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Кидышевская средняя общеобразовательная школа» село Кидыш, Уйский район, Челябинская область. Инновационный педагогический проект «Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы» Предметный раздел: предметы гуманитарного циклаПредмет: русский языкБаза реализации: обучающиеся 5-11 классовКраткое описание проекта: в проекте рассматриваются возможности формирования ключевых компетенций обучающихся в процессе использования на уроках русского языка Технологии Развития Критического Мышления Через чтение и Письмо, даются методические рекомендации по созданию такого типа уроков, приводится пример сценария урока (фрагмент)???.Тип проекта по методу: исследовательскийпо цели: практико-ориентированныйПо времени реализации: долгосрочный Diagram PowerPoint 2002+ Материально-технические ресурсы: мультимедийная установка: экран, проектор, компьютер дополнительная и методическая литература, программно – методические материалы Ресурсное обеспечение учебная аудитория рабочие программы, составленные на основе авторских предметных программ под ред. Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой УМК«Просвеще-ние» Объект Предмет Деятельность участниковобразовательногопроцесса Технология уроков Объект и предмет проектирования Актуальность выбранной темы проекта в том, что критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них. Актуальность проекта Diagram Можно ли решить это противоречие? обучающиеся и выпускники школдолжны быть активными, творческими личностями,способными самостоятельно приобретатьновые знания и навыки, действовать и решать проблемы. сложившееся традиционное обучение ограничивается учебнымиситуациями, репродуктивнымиметодами обучения, действиями пообразцу, а инновационные идеи, подходы, технологиитолько начинают активно интегрироватьсяв образовательнуюсистему. Да. Основные противоречия Гипотеза Совершенствование практических умений и навыков, эффективная организация самостоятельной работы, индивидуализация процесса обучения, повышение уровня интереса к урокам русского языка и литературы, активизация познавательной деятельности учащихся возможна лишь при условии, если на уроках русского языка и литературы будут применяться современные образовательные технологии. Это осовременит урок, будет способствовать более глубокому и эффективному изучению учебного материала. Цель проекта: Diagram - -- создание условий для всестороннего развития личности обучающихся, совершенствование их; -развитие умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. -развитие познавательных навыков учащихся; Задачи Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи: -изучение теоретического обоснования возникновения и развития технологии критического мышления в психолого-педагогических аспектах; Методологической базой данного проекта стали труды известных педагогов и психологов:в области проблемы личностно- ориентированного обучения и критического мышления (Алексеева Н., Гурьевой А, Загишева И, Клустера (Клаустера) Д.);смысловой структуры учебного текста и его понимания ( Граника Г., Доблаева Л.); использования новых образовательных технологий на уроках русского языка, в том числе и приема кластера, представляются методологически значимыми (Мезенцевой Н., Неретиной М., Свечковой А., Столбуновой С.) Изучение и анализ перечисленного опыта и практика собственного опыта работы, показывают, что от того, насколько грамотно используется технология применения кластера как методического приема на уроках русского языка., зависит способность учащегося ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. Методологическая база проекта Инновационная направленность проекта Этапы проекта Использование технологии РКМЧП на уроках русского языка в школе предоставляет учащимся большую возможность пошагово прийти к открытиям новых знаний на уроках. творческий, новизна в комбинации известных методик;информационный метод, здоровьесберегающая технология;открыта к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных и воспитательных задач;освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие; решение большого спектра проблем в образовательной сфере;электронный архив презентаций, создаваемых учителем. Сущность педагогического проекта Diagram поисково – экспериментальный (развивает познавательный интерес самостоятельной поисковой деятельности); практический (преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления связей между ними, причин их изменения). Методы: -целостность – соединениеобразовательногопроцесса с его компетентностнымвоплощением; -открытость –возможность включения в разработку и реализацию проекта всех заинтересован-ных субъектов; -сотрудничество-комплекснаяработа и взаимодействиес максимальным количествомпартнёров из разных сферобщественнойжизни. Принципы проекта: Diagram Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач: Принцип исследования изучаемых проблем Принцип самообучения Принцип мотивации Принцип проблемности Принцип взаимо-обучения Принцип индивидуа-лизации Принципы организации учебно-познавательной деятельности систематизация информационныхисточников по теме проекта; сценарии уроков с составлением кластеров и мультимедийным сопровождением; методические рекомендации для учителя; продукты учебнойдеятельностиобучающихся. Прямые: Ожидаемые результаты: изменение отношения детей к образованию, повышение ихмотивации к обучению; повышение уровня сформи-рованности ключевых компетенций обучающихся; повышение качества обученности попредмету; повышение профессионального уровняпедагога, а в результате - изменение качества и содержания урока. Косвенные: Ожидаемые результаты: Критическое мышление – один из инновационных путей раскрытия духовного потенциала человека, а также особая нравственная деятельность, заключающаяся в духовном самоанализе как способе отношения к жизни, в борьбе с собственными недостатками и преодолении сомнений в собственных силах и возможностях. (Д. Клустер «Что такое критическое мышление?») «Кластер» (его виды: «Фишбоун», «Корзина идей», «Планета и ее спутники», «Блок – схема») «Денотантный граф» «Верные – неверные утверждения» Таблица «Плюс – минус – интересно» Таблица «ЗХУ» «Ромашка Блума» «Синквейн» Эссе «Психорисунок» «Двухчастный дневник» Text «Инсерт» «Трехчастный дневник» Основные приемы ТРКМ ПРОВЕРЯЕМЫЕ ГЛАСНЫЕ НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ ударные безударные словарные проверки не требует проверяется ударением проверяется «Орфографическим словарем» проверяется «Толковым словарем» Примеры использования приёма 1. Учитель сам представляет кластер перед тем, как начинает рассказывать новый материал. По окончании рассказа он просит дополнить этот кластер. 2. Учитель записывает на доске перечень ключевых слов, которые встретятся в новом материале, а по окончании объяснения он просит названные слова представить в виде кластера. Приём «Корзина идей, понятий, имен »  Используется на стадии вызова, когда каждый ученик вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по той или иной проблеме (1-2 минуты), потом идет обсуждение этой проблемы в паре (2-3 минуты), а дальше все знания по порядку складываются в  «корзину».  Прием «Инсерт» или «Пометки на полях» 1. Читая, ученик делает пометки в тексте:V – уже знал,+ - новое,- - думал иначе,? – не понял, есть вопросы.2. Читая, второй раз, заполняет таблицу, систематизируя материал. V (уже знал) +(узнал новое) - (думал иначе) ? (Интересно, непонятно, нужно разобраться) Функции стадии рефлексии Коммуникационная(обмен мнениями о новой информации) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Информационная(приобретение новых знаний) Приёмы на стадии рефлексии СинквейнЭссе и др. Diagram Синквейн – стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях, состоящее из 5 строк. Приём №1 «Синквейн» УчительТрудолюбивый, знающийПомогает, учит, поощряетУчитель нужный человекТворец. Этот прием позволяет ученикам проявлять свое творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению. Развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас. Для его написания существуют правила: Название Существительное - 1 Описание Прилагательное - 2 Действия Глагол - 3 Чувства Фраза из 4-х слов Повторение сути Синоним – 1 слово Приём «Эссе» Эссе (свободное письмо на заданную тему) рационально использовать в конце урока, данный вид работы позволяет учащимся подвести итог занятия, подытожить свои знания. Предлагается ответить на вопросы: - Что узнал и чему научился на уроке? - Что хотел бы узнать? Смысл этого приема можно выразить следующими словами: “Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю”. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. Прием «Незаконченное предложение» Закончите предложения.Синонимы – это…Широкий, узкий - это…Омонимы – это… «Фишбоун» полученные выводы могут быть учтены в практике преподавания русского языка в школе как в среднем звене, так и в старших классах. результаты исследования могут быть использованы при изучении темы самообразования «Теория методики обучения русскому языку», Практическая значимость проекта: установка на неуспех априори отсутствует; обучающийся не боится высказывать свою точку зрения (даже если сомневается в её абсолютной правильности), экспериментировать, творчески переосмысливать факты, которыми владеет; обучающийся уже полностью осваивает методику составления кластера и не испытывает страх перед самостоятельным, индивидуальным выполнением задания. Психологическая целесообразность проекта: Diagram Автор проекта родители СМИ Интернет библиотека учителя ученики Социальное партнёрство создание условий для добывания учащимися знаний из реальной жизни; овладения различными методами действий в нестандартных ситуациях; выработке знаний и умений планирования, целенаправленности, анализа, самооценки познавательной деятельности. Таким образом, данный педагогический проект помогает учащемуся: самореализоваться в жизни;адаптироваться к динамичной картине мира, эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы; быть активным членом общества, аргументированно, убедительно и дружелюбно отстаивать свою позицию, делать позитивные выводы, вносить предложения, быть полезным обществу. Социальная направленность проекта: результативной - обеспечивает способность ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения; общепедагогической - реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени; здоровьесберегающей -позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний. Технология критического мышления является: В основе методики критического мышления лежит трехступенчатая модель «Рефлексия» «Осмысление» «Вызов» актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме или проблеме; побудить ученика к активной работе на уроке и дома. Первая стадия – вызова. Эта стадия позволяет: Методические приемы Корзина идей Верные-неверныеутверждения Таблицы Рассказ-предположение Кластеры Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет:: получить новую информацию;осмыслить её;соотнести с уже имеющимися знаниями. Методические приемы Взаимоопрос Таблица вопросов Чтение с остановками ИНСЕРТ Третья стадия – рефлексия. Эта стадия позволяет: осмыслить всю полученную информацию;присвоить новое знание;сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу. Методические приемы Синквейн Парная мозговая атака Кластер Эссе Мини - сочинение 9,10,11 классы 55% 8,9,10 классы 50% 7,8,9 классы 45% 2014/15 2013/14 2012/13 Результативность: Результаты ЕГЭ по русскому языку ( средний балл) Результаты ЕГЭ по литературе (средний балл) Результаты ОГЭ по русскому языку ( качество в %) Здоровьесбережение Diagram Анализ теоретико-методической литературы и мониторинг исследований показали, что оправдано и эффективно использование технологии РКМЧП , представляющей собой целостную систему,формирующую умения и навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Рефлексия показала, что критическое мышление способствует объективной оценке положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. Апробация показала, что уроки с использованием технологии РКМЧП способствуют развитию инициативы, знания конструируются в процессе обучения, а не присваиваются в «готовом» виде, предполагают самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями в жизни, искореняют такие присущие традиционному обучению негативные явления, как списывание, боязнь плохих отметок, закомплексованность. Эффективность проекта с точки зрения полученных результатов Технология КМ учит : Спасибо