Пока в России Пушкин длится


Пока в России Пушкин длится,
Метелям не задуть свечу.
Давид Самойлов
На сцену входит группа экскурсантов.(Ученики 7 класса).
Экскурсовод. Добрый день, ребята. Все вы знаете ,что такое музей. Да, это то место, где хранятся старинные вещи. А откуда возникло само название.
Слово музей восходит к глубокой древности. В древней Греции «мусеем» – называли храм или место, посвященное музам – дочерям богини памяти Мнемосины и могущественного верховного бога Зевса. От слова мусейон и произошло современное обозначение зданий, где для обозрения выставляются коллекции произведений искусства или другие памятники прошедших времен. Греки почитали муз как богинь – покровительниц творчества и наук. Муз было 9, и каждая исполняла свои обязанности, покровительствуя определенному виду искусств .
Какие же бывают музеи? Они очень непохожие друг на друга: исторические, в которых хранят памятники истории, художественные, собирающиеся произведения искусства, технические, посвященные изобретениям человека, естественно-научные, хранящие памятники природы (в этих музеях человек изучает природу и ставит опыты), литературные, посвященные писателям, поэтам.
Ребята, мы с вами находимся в уникальном музее "Пока в России Пушкин длится...",который состоит из воспоминаний о А.С.Пушкине. Открывает нашу экспозицию зал, посвящённый творчеству писателей 19-20вв. Перед вами портрет великого русского писателя А.С.Пушкина. ( А.С.Пушкин вдруг выходит из рамки)

А.С.Пушкин:
Здравствуй,племя,младое,незнакомое!   Не я увижу твой могучий поздний возраст!
1 –ый экскурсант. Здравствуйте ,Александр Сергеевич! Вы… Живой.
А.С.Пушкин.
Нет, весь я не умру - душа в заветной лиреМой прах переживёт и тлeнья убежит -И славен буду я, доколь в подлунном миреЖив будет хоть один пиит.Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,И назовёт меня всяк сущий в ней язык,И гордый внук славян, и финн, и ныне дикийТунгус, и друг степей калмык.И долго буду тем любезен я народу,Что чувства добрые я лирой пробуждал,Что в мой жестокий век восславил я свободуИ милость к падшим призывал.
(А.С.Пушкин потихоньку отступает, входит в рамку).
Экскурсовод: Ребята, о гение русской литературы мы узнаем из воспоминаний его современников.
А сейчас подоидём поближе к этому портрету.Этого писателя вы,конечно,узнали-это Николай Васильевич Гоголь.
(Н.В.Гоголь выходит из картины)
Н.В.Гоголь:
При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нем, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал все пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла. (уходит, входит в картину)
Экскурсовод:
Николай Васильевич Гоголь…
Одним из первых дел по приезде в Петербург было представиться Пушкину. Гоголь пришёл сам, без приятелей или рекомендаций - и постучал с улицы в дверь дома, где жил поэт…Через два года Плетнёв писал Пушкину: "Надобно тебя познакомить с молодым писателем, который обещает что-то очень хорошее. Пушкин был на десять лет старше Гоголя. Встретились они, когда Пушкину был тридцать один год, а Гоголю - двадцать один. Пушкин недавно женился. Жизнь его изменилась - поэт остепенился, оставил дружеские пирушки, стал писать больше рассказов, чем стихов. Гоголь оказался для Пушкина подарком судьбы. "Маленькое сокровище" - так назвала Гоголя одна из подруг Пушкина, красавица Смирнова. Гоголь происходил из хуторских, захудалых дворян, не имел ни хороших манер, ни блестящего образования, ни вида и звания. Пушкин почувствовал в Гоголе такой талант, который всё искупал. Пушкин был очень привередлив на знакомства, а похвалиться дружбой с ним могли во всей России два-три человека. Пушкин уважительно и задушевно обращался с Гоголем. Великий поэт в зените своей славы навещал малоизвестного молодого сочинителя. Пушкин требовал новых рассказов, рылся в бумагах Гоголя, выуживал и читал их. Гоголь сочинял всё по-своему, выдумывал новые слова, использовал малороссийские выражения, нарушал правила правописания и грамматики. Получалось смешно и увлекательно - "неправильный" язык Гоголя передавал приключенческий и волшебный дух его историй. Предания старины, легенды о пугачевском бунте, о царствовании Петра Первого и славе предков вдохновляли Пушкина.
Следующий писатель, великий наследник Александра Сергеевича Пушкина –это Михаил Юрьевич Лермонтов. Пушкин и Лермонтов — современники, но они никогда не встречались. Так ли это? Оба родились в Москве, и оба стали потом петербуржцами.Отец Пушкина, Сергей Львович, — майор в отставке.Отец Лермонтова, Юрий Петрович, — капитан.Пушкин и Лермонтов происходили из старинных дворянских родов.Предком Пушкина был Гаврило Олексич, соратник Александра Невского, мать Пушкина, Надежда Осиповна, была внучкой «арапа Петра Великого» А. П. Ганнибала, уроженца Эфиопии (Камеруна?).И у Лермонтова иностранные корни: его род, по преданию, происходил от Георга Лермонта, выходца из Шотландии, взятого в плен русскими войсками осенью 1613 года, оставшегося в России и ставшего в 1621 году русским дворянином.У Пушкина и Лермонтова были общие знакомые. Корнет Лермонтов — однополчанин поручика Гончарова, шурина Пушкина.Но Пушкин, видимо, даже не слышал имени Лермонтова. Почему? Дело не только в разнице в возрасте. И Пушкин, и Лермонтов опубликовали свои первые стихи в 15 лет.
Но Лермонтов, анонимно напечатавший свое первое стихотворение «Весна» в журнале «Атеней» в сентябре 1830 года, холодно встреченное читателями, смертельно обиделся на них и почти 6 лет не отдавал стихи в печать.
Как мог Пушкин узнать о прекрасных стихотворениях Лермонтова?И тем не менее Пушкин и  Лермонтов встречались! Когда? Летом 1820 года Пушкин, уже известный в России поэт, и 5-летний Лермонтов со своей бабушкой одновременно находились на Кавказских Минеральных Водах. В Пятигорске одна улица вела к источникам и ваннам и заканчивалась у них. Великий Пушкин, конечно, встречался на улице или у источников, где и народа было всего несколько десятков человек, с юным Лермонтовым — своим будущим великим наследником в русской поэзии. Так что Миша Лермонтов видел и слышал Пушкина.
(М.Ю.Лермонтов выходит из портрета)
М.Ю.Лермонтов:
Но это всероссийское признание, торжественное и национальное, почти государственное, - наконец, признание литературное и ученое, - не то, о чем мечтается и что нужно; нужно не ему, а нам. Хочется, чтобы он вошел другом в каждую русскую семью, стал дядькою-сказочником для детей, благородным другом-джентльменом молодых матерей, собеседником старцев.
Пушкин - это покой, ясность и уравновешенность. Пушкин - это какая-то странная вечность. Ничего не устарело в языке, в течении речи, в душевном отношении автора к людям, вещам, общественным отношениям. Это - чудо. Пушкин нисколько не состарился; Все возрасты взяты Пушкиным; и каждому возрасту он сказал на ухо скрытые думки его и слово нежного участия, утешения, поддержки. И все - немногословно. О, как все коротко и многодумно! Пушкина нужно "знать от доски до доски", и слова его
Над вымыслом слезами обольюсь -
есть завещание и вместе упрек нам - его благородный, неязвительный упрек. Заметьте еще: ничего язвительного на протяжении всех его томов! Это - прямо чудо... А как он негодовал! Но ядом не облил ни одну свою страницу. Вот почему он так воспитателен и здоров для души. Во всех его томах ни одной страницы презрения к человеку. Какая-то удивительно чистая кровь - почти суть Пушкина. И он не входит в "Курс русской словесности", а он есть вся русская словесность.
К Пушкину, господа! - к Пушкину снова!.. Он дохнул бы на нашу желчь, - и желчь превратилась бы в улыбки. (Уходит ,входит в рамку)
Экскурсовод: (Остановится перед портретом Г.Тукая).
Пушкин был для Тукая не просто наставником. В его отношении к Пушкину, мы чувствуем какую-то особенную внутреннюю теплоту и неистовство, свойственные только натурам поэтическим. Тукай смог впервые познакомиться с произведениями Пушкина, когда он стал шакирдом медресе в Уральске. В медресе преподавался русский язык, в учебном обиходе были некоторые произведения русской классической литературы. Здесь Тукай впервые начал читать произведения Пушкина. В дальнейшем Тукай не расставался с Пушкиным во все годы своей жизни. Интерес к Пушкину не только не ослабевал, но с течением времени углублялся и расширялся, причём в весьма определённом направлении . Если раннее стихотворение Тукая "Пушкину" (1906 г) свидетельствует о восхищении татарского поэта поэзией Пушкина, то одно из последних -"Ответ" (1911 г) является доказательством того, что Тукай уже активно защищает авторитет творчества великого русского поэта. (Г.Тукай выходит из рамки)
Г.Тукай:
Добро пожаловать! Мы рады встрече,
Для нас вы словно предрассветный ветер. (Не удержав восхищения)
О пора,когда сердце чище родника!
О пора,когда,как листья.жизнь свежа,нежна,ярка.
Так, вы пришли к Пушкину? Слушайте!
Пушкин, ты сердца пленил стихом цветущим, молодым .
Мой порыв, мои стремленья с детских лет сродни твоим . ...
В каждой строчке, в каждом звуке - юность, радость разлиты.
Ты, как солнце, светел Пушкин, и, как мир, огромен ты ! ...
Я стихи твои и прозу, как святыню, берегу.
И тебе, моей святыне, не молиться не смогу!
Я б хотел с тобой сравняться, - только недостанет сил .
Солнечным стихом навеки ты сердца людей пленил!
(Г.Тукай отходит,входит в рамку)
Экскурсовод: Вся эпоха мало-помалу стала называться пушкинской. Все красавицы, фрейлины, хозяйки салонов, кавалерственные дамы, члены высочайшего двора, министры, аншефы и неаншефы постепенно начали именоваться пушкинскими современниками, а затем просто опочили в картотеках и именных указателях (с перевранными датами рождения и смерти) пушкинских изданий.
Он победил и время и пространство.
Говорят: пушкинская эпоха, пушкинский Петербург. И это уже к литературе прямого отношения не имеет, это что-то совсем другое. В дворцовых залах, где они танцевали и сплетничали о поэте, висят его портреты и хранятся его книги, а их бедные тени изгнаны оттуда навсегда. Про их великолепные дворцы и особняки говорят: здесь бывал Пушкин, или: здесь не бывал Пушкин. Все остальное никому не интересно. Государь император Николай Павлович в белых лосинах очень величественно красуется на стене Пушкинского музея; рукописи, дневники и письма начинают цениться, если там появляется магическое слово «Пушкин», и, что самое для них страшное,- они могли бы услышать от поэта:
За меня не будете в ответе,Можете пока спокойно спать.Сила - право, только ваши детиЗа меня вас будут проклинать.
И напрасно люди думают, что десятки рукотворных памятников могут заменить тот один нерукотворный .