Викторина по произведениям К. Паустовского


Викторина по произведениям К. Паустовского (3 – 4 класс)
Форма проведения: урок – исследование «Юный следопыт»
(работа индивидуальная или групповая)
Цель: формирование навыка смыслового чтения и умения находить информацию, данную в явном и неявном виде.
Задание 1:
Из рассказа «Золотой линь»
Отрывок: «Когда в лугах покосы, то лучше не ловить рыбу на луговых озёрах». «Всем известно, что на рыбной ловле разговаривать нельзя»
Вопрос: О каких правилах рыбалки здесь идёт речь?
Задание 2:
Из рассказа «Золотой линь»
Отрывок: «Недавно я ночевал у паромщика, мы с ним варили уху у костра, и лягва прыгнула прямо в котелок, там и сварилась».
Вопрос: Кто такая лягва?
Задание 3:
Из рассказа «Последний чёрт»
Отрывок: «Во время перевозки зверинца сбежала птица пеликан. Приметы: перо розовое, большой клюв с мешком для рыбы, на голове пух, птица старая, очень злая, не любит и бьет детей, взрослых трогает редко»
Вопрос: почему местные жители боялись этой птицы, не узнавали её, и считали её диковинной?
Задание 4:
Из рассказа «Заячьи лапы»
Отрывок: «Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: Погоди, милый, не беги так быстро!». Заяц вывел деда из огня.
Вопрос: почему дед в этой страшной ситуации поверил зайцу?
Задание 5:
Из рассказа «Барсучий нос»
Отрывок: «Около пня, спиной к нам, стоял барсук. Он расковырял пень и засунул в середину пня, в мокрую и холодную труху, обожженный нос».
Вопрос: Почему именно в пне барсук лечил свой нос?
Задание 6:
Из рассказа «Сивый мерин»
Отрывок: « Однажды днём в лугах ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня, задевала за плечо, кричала жалобно и настойчиво, будто я у неё отнял птенца, и она просила отдать его обратно. Она летела за мной, не отставая, два часа, и в конце концов мне стало не по себе. Я не мог догадаться, что ей нужно».
Вопрос: А что было нужно ласточке от человека?
Задание 7:
Из рассказа «Старый мерин»
Отрывок: «Старый мерин нас не испугал, хотя и шёл сзади так близко, что иногда толкал меня мордой в спину. Старого мерина мы знали давно, и ничего таинственного в том, что он увязался за нами не было –попросту ему было скучно стоять одному под ивой. Мы всегда думали, о чем думают лошади ночью. Мне казалось, что лошади ни о чем не думают».
Вопрос: Думают ли лошади? И почему старый мерин увязался за людьми именно на рыбалку?
Задание 8:
Из рассказа «Собрание чудес»
Отрывок: «Ваня говорит: С Лёнькой все дерутся. Он непременно сведёт весь лес, порубит на дрова. А я больше всего на свете боюсь, когда сводят лес. Страсть как боюсь!»
Вопрос: Почему Ваня боится, что порубят весь лес?
Задание 9:
Из рассказа «Собрание чудес»
Отрывок: «Я давно заметил, что почти все полковские крестьяне отличаются от окрестных жителей высоким ростом»
Вопрос: Почему они так отличались от других жителей этих мест?
Задание 10:
Из рассказа «Собрание чудес»
Отрывок: «Вода в Ларином озере была глубокая и прозрачная до самого дна»
Вопрос: Обычно в озерах вода застаивается и покрывается водорослями. Почему в этом озере вода другая: чистая и прозрачная?
Задание 11:
Из рассказа «Подарок»
Отрывок: «Мы принесли из сарая ящик, насыпали его доверху землей и пересадили в него маленькую берёзку. Мы мечтали, что в зимние снежные дни береза будет зеленеть в комнатах и напоминать нам о лете. Но… почти вся она за эту ночь пожелтела»
Вопрос: Почему люди не смогли спасти зеленую листву на березе?
Задание 12:
Из рассказа «Прощание с летом»
Отрывок: «Однажды я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и наконец понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют мертвой.»Вопрос: Когда так бывает?
Задание 13:
Из рассказа «Прощание с летом»
Отрывок: «В стародавние времена красавицы умывались первым снегом из серебряного кувшина»
Вопрос: Зачем они это делали?