Занятие по математике в средней группе Цирка яркие огни


МБОУ «Травинская СОШ» детский сад
Конспект занятия по математике в средней группе
«ЦИРКА ЯРКИЕ ОГНИ»

Воспитатель: Головенкова С.В.
2016
Цели:
Дать детям обобщенные представления о цирке, цирковых артистах, используя метод плоскостного моделирования;
Учить детей определять плоскостные геометрические фигуры на основе осязательно-двигательного обследования и называть их;
Учить исследовать предметы разной формы, цвета и размера, подбирать предметы по 1-2 качествам;
Совершенствовать конструктивные навыки, техническое мышление, навыки пространственной ориентировки;
Обогащать сенсорный опыт детей, знакомя их с широким кругом предметов и объектов, побуждая к поиску, к экспериментированию;
Упражнять в анализе образцов, дать представление о фигурах прямоугольник и овал и их свойствах (в сравнении с квадратом и кругом)
Развивать осязание, творческое воображение, игровое общение детей;
Воспитывать потребность в творческой деятельности, трудолюбие, самостоятельность, наблюдательность.
СОДЕРЖАНИЕ:
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Воспитатель:
-Ребята сегодня нас ждёт увлекательное занятие.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
2.СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ
(стук в дверь, за дверью письмо с воздушными шариками в виде геометрических фигур.)
Воспитатель:
-Интересно, что в этом необычном письме? (читает)
«Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в необычную сказочную страну, в страну, где живут радость и веселье, где происходят чудеса и превращения, где артисты и животные показывают своё умение, силу, ловкость; где звучит прекрасная музыка».
-Вы догадались, что это за страна? (Это цирк)
Воспитатель:
А что это за фигурки на конверте? (Геометрические фигуры)
Назовите их. (Круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник…)
Нас пригласили в цирк геометрических фигур! Вы согласны? (Да!)
(Дети под цирковую музыку входят в зал и садятся на стульчики к столам, поставленный как арена цирка по кругу)
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель:
-В цирке зрительный зал в виде круга, называется арена или манеж, на котором выступают цирковые артисты, а зрители размещаются по кругу на сиденьях. (картинка с изображением арены цирка)
-Вы - зрители циркового представления. А что делают зрители после выступления артистов? ( Хлопают в ладоши)
-Покажите как?! (дети аплодируют)
- Итак, начинаем цирковое представление! Внимание!
1) Выходят на арену силачи!
(показ картинки с изображением силачей)
-Они подковы гнут как калачи!
И цепи рвут движением руки!
Выходят два мальчика-силача.
Воспитатель:
- Единственные в мире Атлеты-силачи Подбрасывают гири, Как детские мячи. (мальчики выполняют упражнения с игрушечными гирей и гантелей)
СИЛАЧ 1:
Растянули мы квадратИ представили на взгляд,На кого он стал похожимИли с чем-то очень схожим? (растягивает квадрат в прямоугольник)
Воспитатель:
Не кирпич, не треугольник -Стал квадрат…(дети – Прямоугольник!)
СИЛАЧ 2:
Нам  овалы  сделать просто:Круг растянут больше роста.Нет углов и нет сторон,Очень вытянутый он. (вытягивает круг в овал)
Воспитатель:
-Ребята, какие фигуры получились у силачей? (овал и прямоугольник)
-Как они это сделали? (растянули круг и квадрат)
- Какие сильные! Давайте им похлопаем!
2) Фокусник
Воспитатель:
- Кто еще выступает в цирке? (ответы детей)
(воспитатель одевает костюм фокусника и берет волшебную палочку)
- Фокусы - это волшебство, чудеса и превращения. Сейчас я вам покажу цветные фокусы.
-Что в баночках? (вода)
-Вода не имеет цвета, но только до тех пор, пока к ней не прикоснется моя волшебная палочка. (вызываю помощника)
- Но сначала загадки:
1. Спрятан этот цвет в листочкахИ в гороховых стручочках.Даже огурец соленыйТоже летом был... (зеленый)
(помощник прикасается к банке волшебной палочкой)
Воспитатель:
-Была водичка простой,
Стань водичка цветной!
(начинаю активно взбалтывать воду в банке)
2. Нарисую я арбуз,
Замечательный на вкус.
Стану мякоть рисовать,
А какую краску взять? (красную)
3. Пушистые цыплятки,
Дружные ребятки,
Появились этим летом,
А какого они цвета? (желтого)
Воспитатель:
-Вам понравились фокусы? Похлопайте!
Воспитатель:
3) Звери-артисты цирка
- Звери живут в цирке, каждый в своей клетке (домике). После выступления они там отдыхают. Давайте посмотрим на них.
Загадка-
Хобот есть, большие уши,Важно шествуют по суше,Он отважен и силен.
Угадали? Это… (Слон)
-Из каких фигур состоит слон? (круги)
Загадка-
Хитрая плутовка,Рыжая головка,Пушистый хвост-красаКто это? ...(Лиса)
-Какие фигуры на картинке с лисой? (треугольники)
Загадка-
Раньше он в берлоге спал,Цирк его к себе позвал.Поднимает гири он -Цирковой артист силен. (Медведь)
- На картинке у медведя мы видим фигуры…? (квадраты)
Загадка-
В нашем цирке, в синей клетке
Ловко прыгает по сетке,
Корчит рожи, есть бананы.
Кто? Конечно… (Обезьяна)
- На картинке у обезьянки мы видим …? (овалы)
Задание зрителям: У вас на столе фигуры этих животных и «домики» для них. Расселите каждое животное в свою клетку (домик), но помните про геометрические фигуры.
(самостоятельная работа детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Цирковые животные очень умные и послушные! Давайте им похлопаем.
Аплодисменты…
Воспитатель:
4) Клоун
- Без какого артиста в цирке было бы скучно? (клоун)
(показ нарисованного клоуна)
- Молодцы! Внимание! На манеже веселый клоун!
Под музыку вбегает клоун (ребенок старшей группы)
Клоун –
Я клоун!Я к зрителям буду спешить.
Я клоун!Я зрителей буду смешить.Пожалуйста, смейтесьИ громче кричите,И все надо мною до слёз хохочите!Пускай у вас слёзыОт хохота льются!Я очень люблю,когда люди смеются.
Воспитатель:
-Клоун, а что у тебя в руках?
Клоун- Это волшебный мешочек с сюрпризом для ребят!
Воспитатель: Ребята, отгадаем, что у клоуна в мешке? Надо опустить руку в мешок, нащупать предмет и назвать его, не видя, что это конкретно.
(все геометрические фигуры вывешиваются на доску в беспорядочном виде)
Воспитатель:
Ребята, подумайте, как расположить эти фигуры на доске, чтобы получился еще один цирковой артист. (ребенок у доски пробует сконструировать собачку)
- Кто у нас получился? (собачка)
-Собачки выступают в цирке, они такие разные и забавные, всегда слушаются своего дрессировщика.
-Посмотрите, какие они! Это щенки - начинающие артисты цирка. (показ игрушечных собачек, украшенных бантиками и ленточками)
Воспитатель:
- Внимание! На арене цирка дрессированные собачки! Каждый из вас превращается в дрессированного щенка.
5) Музыкальная физминутка «Дрессированный щенок»
Воспитатель:
6) Дрессированные собачки
-Давайте рассмотрим, из каких геометрических фигур состоит наша дрессированная собачка?
( Голова – круг, туловище – овал, лапки- прямоугольники, ушки и хвостик – треугольники)
- Задание: у вас на столе эти фигуры тоже есть, на круге (арене) сконструируйте собачку самостоятельно и украсьте ее бантиком.
(дети выкладывают на арене (круге) собачку)
4. ИТОГ
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, какие у нас получились собачки?
(Дети - Весёлые, радостные и т.п.)
Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за наших новых друзей-собачек.
- Друзья, пришла пора прощаться с цирком.
- Вам понравилось наше посещение цирка? (что больше всего понравилось?)
И когда мы уйдём, нашим зверям не будет скучно. А почему?
(Дети- Потому что с ними остаются дрессированные собачки)
Клоун приготовил для вас сюрприз (шоколадки)
Воспитатель: Давайте дружно скажем «спасибо» клоуну, «до свидания» зверям, собачкам, а также нашим зрителям.
(Дети -  До свидания, до новых встреч!