Конспект урока слушания в 1 классе. С.Романовский Москва


Урок слушания в 1 классе. Рассказы о Родине. С.Романовский. "Москва".
Цели:
познакомить с рассказом С. Романовского "Москва";
учить слушать научно-познавательный текст; воспитывать чувство патриотизма, интерес к истории и культуре России;
уважительное отношение к одноклассникам и их работам;
учить моделировать обложку;
отрабатывать навык чтения
Оборудование: рассказ С.Романовского «Москва», книжки- самоделки со стихами о Родине, фотографии о Москве
Ход урока
I. Организационный момент. Введение в тему урока.
-Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идем.Что мы Родиной зовём? Поле с тонким колоском, Наши праздники и песни, Тёплый вечер за окном.Что мы Родиной зовём? Всё, что в сердце бережём, И под небом синим-синим Флаг России над Кремлём.
- Как называется наша Родина? Россия - это страна, в которой мы живём. Россия занимает первое место по территории среди всех стран мира. В России проживают люди многих национальностей, это и русские, татары, чуваши, ненцы, якуты, украинцы, белорусы и многие другие. А Родиной мы зовем ее потому, что здесь мы родились, все вокруг для нас родное.
II. Работа по теме урока.
1. Слушание рассказа С. Романовского "Москва". Беседа после чтения.
- Ребята, послушайте, я буду читать (первичное чтение текста)
- На берегах какой реки стоит город Москва? (Древние города возводили по берегам рек. Город Москва возник на высоком берегу Москвы - реки при слиянии ее с речкой Неглинкой. По имени реки Москвы и был назван город.) Что вы узнали о Москве из рассказа? Кто запомнил, что означает слово "Москва"?
На доске карточки со словами : Москва, Россия, Родина.
- Прочитайте слова. Почему эти слова написаны рядом?
- У русского народа есть такая поговорка: "Москва всем городам мать". Почему так говорят? (Москва - столица нашей Родины. Когда-то, много - много лет назад, Москва объединила вокруг себя другие города, и стала главным городом русской земли.)
Словарная работа.
Уроженец - человек, родившийся в каком-либо месте.
Вековые деревья - живущие, существующие столетия, века, очень долго.
Пригляден для жилья - хорошо подходит для житья.
Пригревки - место, согретое освещенное солнцем.
Росчисть - вырубленное и выжженное место в лесу для пашни.
Крепостца - небольшая, незначительная крепость.
Крепость - укреплённый оборонительный пункт. Крепостью называют как одиночное оборонительное строение, так и комплекс строений. Как правило, это обнесённая крепостной стеной территория, в которой находится постоянный гарнизон:
Повторное чтение текста.
Составление модели обложки.

Учитель работает на доске, а ученики - на своих листах.
- Положите перед собой лист для моделирования обложки.
- Кто написал рассказ, который вы прослушали? Романовский - это фамилия автора. Заменим фамилию красной рамочкой вверху. Вот так.
- Как называется рассказ Романовского? Это заголовок. Заменим заголовок синей рамочкой внизу.
- Ведите пальчиком, "прочитайте" заголовок.
- Что вы слушали: стихотворение или рассказ? Договоримся обозначать рассказ прямоугольником. Нарисуйте прямоугольник вместо слова "рассказ".
- О чем этот рассказ? Рассказ о Родине, поэтому закрасим прямоугольник красным цветом.
- Сравните свою работу с образцом на доске.
- Сравните модель вашей обложки с моделью к стихотворениям о Родине. Чем отличаются модели? (Модели отличаются "заместителями" жанра.)
- Как на модели обложки обозначается стихотворение? Рассказ? Каким цветом замещаем тему произведения? Почему на разных моделях цвет темы одинаковый - красный? (Произведения о Родине.) Какое произведение (Романовского "Москва" или стихи о Родине) дало вам новые сведения о Москве? Какое затронуло ваши чувства?
Физкультминутка
2. Работа по учебнику.
Работа с иллюстрацией.
- Удалось ли художнику передать то, что сказал писатель своим рассказом? На какой иллюстрации современная Москва? Кто любуется вечерней Москвой на первой иллюстрации?
Упражнение в чтении.
На доске карточки со словами Родина, Москва, Москва-река, холмы, крепость.
- Прочитайте слова. Почему слова Москва, Родина написаны с большой буквы? Прочитайте слова и предложения в учебнике.
3. Работа в тетради.
- Какой рисунок вы сделали? (Кремль, Спасская башня и др.)
Кремль ( фотография Кремля)
Сердцем Москвы, как и всякого старинного города, всегда был Кремль. Это крепость, которая обычно размещалась в центре города и хорошо защищала от врагов.
Да и само слово город в старину означало ограду, стену, а не само поселение.
Спасская башня (фотография)
Самая главная и самая красивая - Спасская башня. На ней установлены главные часы страны - куранты - они показывают точное московское время.
Москва - это Красная площадь.Москва - это башни Кремля.Москва - это сердце России,Которое любит тебя.
Весной 1147 года на холме, поросшем бором (Боровицком холме), стал строиться город, названный Москвой в честь реки, около которой он был заложен.
III. Итог урока.
- Что вы сегодня слушали? О чем этот рассказ? Кто автор рассказа? Покажите на модели фамилию автора. (Романовский.) Покажите заголовок и "прочитайте" хором. (Москва.)
- Мы познакомились с рассказом о Родине.
Для самостоятельной работы (по желанию): найдите книгу о Москве или книгу с рассказами о Родине, о природе; рассмотрите с родителями иллюстрации в учебнике; раскрасьте рисунок к рассказу в тетради.