Конспект урока по обществознанию на тему Что такое мораль? (8 класс)


смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Общеобразовательный центр
комплексного сопровождения обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
«Южный»
Конспект урока по обществознанию (8 класс)
Тема: «Что такое мораль?»
Подготовила и провела: Л.М. Романова, учитель
г. Рославль
Тема урока: Что такое мораль?
Цель: познакомить учащихся с понятием «мораль», ее функциями в жизни человека и общества.
Задачи:
образовательные: формировать понимание того, что мораль возникает в обществе и относится к культурным нормам общества;
коррекционно-развивающие: объяснять понятие морали, назначение тех или иных санкций в обществе;
воспитательные: воспитывать у учащихся чувство уважения к человеку, гражданину, патриоту своего Отечества; активизировать положительное отношение к сохранению и укреплению здоровья.
Основные термины: мораль.
Тип урока: сообщение новых знаний.
Ресурсный материал: презентация «Мораль», тесты, видео физкультминутка.Ход урока
Организационный момент.
Учащиеся проверяют наличие учебных принадлежностей.
Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
Назовите тему предыдущего урока.
Перечислите отрасли права.
Что изучает трудовое право?
Назовите нормы семейного права.
Что изучает уголовное право?
Что вам известно об административном праве?
Какие трудности вы встретили, выполняя домашнее задание?
Проверка домашнего тестового задания.
Объявление новой темы.
Рассказ учителя. Работа с презентацией.
Раскройте сущность этих явлений: «Культурные нормы одобряют разумные поступки и запрещают совершать противоправные деяния». (Человек культурный, значит правильно воспитанный, никогда не совершит противоправный проступок, зная то, что ошибка может стоить жизни.)
Учитель зачитывает отрывок из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?».
Как вы понимаете слово «хорошо»? Приведите примеры.
Что такое «плохо»? Приведите примеры.
Что включают в себя понятия «правильно» и «неправильно»?
Представления людей о хорошем и плохом, правильном и неправильном составляют основу морали общества. Мораль определяет этические нормы, духовные принципы, которые положены в основу важнейших сторон жизни общества.
Мораль – это предписание того, что такое правильное и неправильное поведение в соответствии с провозглашёнными нормами. Мораль существует в двух видах: моральное поведение и аморальное поведение – нарушающее предписанные правила поведения. Мораль является сугубо человеческим качеством. Она не свойственна животным и богам, если допустить их существование. Мораль присуща только человеку. Мораль содержит в себе тёмное и светлое начало. Убийца хладнокровно намечает свою жертву и осуществляет коварный замысел. Часто люди совершают противоправные деяния, не думая о последствиях трагедий. Разум и чувства могут быть также плохими и хорошими, нравственными и безнравственными.
- Можно ли назвать хорошим поведением тех подростков, которые идут по улице, выражаясь нецензурно, распивают спиртные напитки в присутствии других несовершеннолетних?
- Как можно назвать данное поведение? (Аморальным.)
- Каждый человек должен контролировать своё поведение и руководствоваться искренними чувствами. Нравственность формируется только изнутри – через самоконтроль – и только добровольно. Принуждением нельзя добиться возвышенных чувств и правильных поступков. Часто в обществе люди ссылаются на такие категории, как «много», «мало», «совсем», «чуть-чуть», но в сфере морали нет или почти нет таких категорий.
- Часто в народе говорят: стоит один раз переступить нравственный принцип, как дальше покатишься под откос. Переступить черту означает сделать нравственный надлом своей личности. Человек, совершивший добрые дела, всегда находит удовлетворение от предоставленной помощи, а человек, совершивший проступок или преступление, становится совершенно другим, теряя человеческий облик. Главное в этой жизни не переступить роковую черту. Морально воспитанный человек умеет сдерживать себя, властвовать над страстями. Чем выше человек в нравственном отношении, тем критичней он к себе.
- В обществе существуют санкции. Санкции – средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

Видео физкультминутка.
Работа с тестом.
Тест
Ответь письменно на вопросы.
Выпиши задачи морали.
Что такое мораль?
Прочитай задание и выбери правильный ответ.
«Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы к тебе относились люди» - один из принципов:
а) искусства; б) права; в) морали.
Верны ли следующие суждения о морали?
а) Нормы морали действуют только в духовной сфере жизни общества.
б) В морали закреплены правила поведения.
1) Верно только А; 3) верны оба суждения;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
Верны ли следующие суждения о морали?
а) В морали отражены оценки поведения человека с позиции добра и зла.
б) Мораль не распространяется на экономику и политику.
1) Верно только А; 3) верны оба суждения;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
Ниже приведён ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к категориям морали:
а) долг; б) совесть; в) честь; г) сознание; д)достоинство.
Найди и напиши номер понятия, выпадающего из этого ряда.
Было ли тебе когда-нибудь стыдно за твои проступки? Свой ответ объясни.
Закрепление нового материала.
Продолжите фразы:
Всеобщее осуждение окружающих вызывает …
Человека в обществе будут уважать за …
Если человек нарушил права – нормы, его наказывают, а если он совершил некрасивый поступок, в чём будет заключаться его наказание? (Свой ответ объясни.)
Подведение итогов урока.
Что нового узнали на уроке? Какой вопрос вызвал у вас особый интерес?
Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться с друзьями?
Какое задание понравилось больше всего? Какое задание вызвало затруднение?
Что бы вы хотели еще узнать по данной теме?
Домашнее задание: прочитать конспект урока, запомнить определения, выполнить задание на карточке.
Карточка
Прочитай задание, запиши ответ.
Для многих выбросить мусор в неподобающем месте – невелика беда. Представьте, что вы съели мороженое. Что вы сделаете с обёрткой?
а) Поищите мусорную корзину;
б) Незаметно выбросите куда-нибудь;
в) Положите в карман или подержите в руках, чтобы выбросить в ближайшую урну для мусора;
г) Откровенно выкинете тут же на землю;
15982211614820д) Свой ответ