Внеклассное мероприятие Тема: «Мы разные — в этом наше богатство, мы вместе — в этом наша сила.»


Внеклассное мероприятие
Тема: «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила.»Цель: формирование всесторонней и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальных и семейных традиций, ценностей культуры; создание условий для развития толерантного сознания обучающихся. Планируемые результаты:Личностные:1. Положительное отношение к культуре всех народов.2. Желание приобретать новые поликультурные знания, умения, совершенствовать имеющиеся.3. Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивая новые виды поликультурной деятельности.Метапредметные:Регулятивные УУД1. Самостоятельно определять цель внеурочной деятельности, соотносить свои действия с поставленной целью.2. Составлять план выполнения заданий внеурочной деятельности под руководством воспитателя.3. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиям выполнения, результатом действия на определенном этапе.4. Осуществлять выбор под определённую задачу литературы.5. Оценивать собственную успешность в выполнении заданий.Познавательные УУД:1.Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации в рамках проектной деятельности.2. Извлекать информацию, представленную в разных формах.3. Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ.4. Активно участвовать в обсуждении заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия.Коммуникативные УУД:1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.2. Читать вслух и про себя тексты художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятное.3. Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.4. Участвовать в работе группы в ходе проектной деятельности, распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель.5. Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.Оборудование: мультимедиа-проектор, презентации PowerPoint; музыка представленных народов, костюмы, карточки с названием стран, свеча.Участники: учащиеся начальной школы(4), педагоги и родители.Эпиграф слайд 1(Записан на доске или на плакате)«Наша школа — наш общий дом,Наше общее счастье,С нею встречи мы ждем,Чтобы вместе собраться,Разных народов сыны —Здесь как одна мы семья.Разные мы, но равны,Будь это ты или я…»
Ход мероприятия:I. Организационный моментДеятельность учащихся: Дети заходят в зал и садятся на заранее поставленные стулья перед проектором, приветствуют гостей пришедших на мероприятие. Приветствие:Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие друзья! Приветствуем наших гостей собравшихся на нашем открытом мероприятии.Видеоролик - (что такое толерантность, как переводится это слово, что означает; как стать толерантным) слайд 2Вводное слово:- Все мы разные, и, тем не менее, у нас много общего. В школе, как и везде, есть маленькие, большие, худые, полные, инвалиды, иностранцы, цыгане, девочки, мальчики. Все мы разные. Почему иногда мы некоторых отвергаем, подсмеиваемся над ними? Потому что мы их боимся, не хотим делиться с ними или мы не уверены в себе. Конечно, мы не обязаны всех любить! Однако все люди, даже если они бедные, старые или больные, имеют одинаковое право достойно жить на нашей планете и не страдать от презрения или оскорблений. Несмотря на наши различия, мы все принадлежим к человеческому роду, и каждый из нас, будь то мужчина, женщина или ребёнок, неповторим и значим.На нашей планете живут люди разных национальностей. Между ними есть, что - то схожее, а есть и различия. Сегодня, в преддверии дня толерантности мы поговорим на тему: «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила». Упражнение «Самый главный человек ».Учитель: Я предлагаю вам познакомиться с самым главным человеком, портрет которого находиться в «волшебном сундучке».(Дети заглядывают в шкатулки и видят своё отражение в зеркале.)Вывод – самый главный человек на земле это они сами.Учитель: Кто вы такие? Дети: Сын, дочь, брат, сестра, житель России, внук, внучка, ученик (ца)…Далее учитель задаёт вопросы: Ребята,…1. Поднимите руки – кто родился зимой…, весной и т.д.2. Встаньте те, у кого глаза голубые…, карие…, зелёные…3. Встаньте в шеренгу по росту (от самого маленького до самого высокого), по цвету волос (от самого тёмного до самого светлого).Учитель: Вот видите, какие вы все разные. А что вас объединяет?Учащиеся: - мы учимся в одном классе- мы живём в одном городе- одинаковые по возрасту и т.д.Учитель: Вас объединяет коллектив, определённые правила, которые действуют в обществе.1. Упражнение-приветствие.Учитель: раздает карточки с названиями стран и учащиеся здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах (предлагается на выбор страна листочки с названиями стран)- объятие и троекратное целование поочередно в обе щеки (Россия); - легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай); - рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция); - легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия); - легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония); - поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера (Испания); - простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия); - мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия); Теперь Вы стали чуточку ближе друг другу, почувствовали энергию другого человека, поддержку, а это порой так необходимо в нашей жизни».2.Учитель: Наша страна очень огромна и многонациональна, богата и удивительна. В ней сосуществуют разные вероисповедания и разные национальности. Живут, дружат, помогают друг другу на протяжении многих веков. Ребята назовите известные вам национальности, живущие на планете.Учащиеся называют известные им национальностиУчитель: посмотрите на доску (презентация о людях разных национальностей – картинки людей в национальных костюмах и музыка). Чем отличаются национальности друг от друга?Учащиеся называют отличия.
3. Учитель: А сейчас я прочитаю вам стихотворение А. Усачёва, а вы представьте себе главного героя.У речки стоял удивительный домик,В домике жил удивительный гномик,До пола росла у него борода,А в той бороде проживала Звезда.Не знал ни забот, ни тревог этот Гном.Звезда освещала собою весь домИ печку топила, и кашу варила,И сказки ему перед сном говорила…И Гном с восхищеньем чесал в бороде,Что было, конечно, приятно Звезде.Кормилась она только крошками хлеба,А ночью гулять улетала на небо.Так шли потихоньку года и века…Но кончилась в доме однажды мука.И Гном, распростившись с насиженной печкой,С рассветом отправился в город за речкой.А в городе том не носили бород.«Ха-ха, хи-хи-хи» - стал смеяться народ.«Вот чучело» - каждый ему говорил.И Гном испугался, и бороду сбрил.И на пол упала его борода,И тут же его закатилась Звезда.У речки теперь есть обычнейший дом,Живёт в этом доме обычнейший Гном.Опять отросла у него борода,Но больше к нему не вернулась Звезда.
Учитель: Почему люди отнеслись к нему так, а не иначе?Как бы вы поступила в такой ситуации?Учитель выслушивает ответы учащихся и делает выводы, которые дети записывают в тетрадь: каждый человек единственный и неповторимый, каждый человек – личность, имеющая права и обязанности перед собой и другими людьми.4.Учитель: Ребята, а теперь давайте подумаем о Золотом правиле – «Поступай с другими людьми так, как ты хотел бы, чтоб они поступали с тобой».
Можете ли вы ответить, почему люди должны следовать этому правилу и заботиться о других?Ученики: - так советуют вести себя родители и учителя. Если вести себя иначе, можно попасть в беду.- если заботишься об окружающих, то они, скорее всего, будут заботиться о тебе.- если ты добрый и честный человек, о тебе будут хорошо думать окружающие.- возможны другие варианты ответов.Учитель: допустим, что вы представляете общество, где уже царят жестокость и гнёт, ваше собственное поведение должно соответствовать установленным правилам. Значит ли это, что следует плохо вести себя по отношению к окружающим?Учащиеся: Нет, люди имеют право на то, чтобы к ним относились с уважением. У других людей есть такие же права, как и у тебя.5.Учитель: Давайте все вместе попробуем отгадать загадки разных народов мира.Никто не обижает, а ее все толкают (казах.). - дверьЦелый день летает,Всем надоедает,Ночь настанет,Тогда перестанет (белорус.). - мухаНа четырех парней одна шапка надета (башк.) - столДеревянная шея, железный клюв, кричит: «Тук-тук-тук!» (нан.) – молотокУчитель: На нашей планете живут люди разных национальностей. Каждый народ славит и чтит свои традиции, обычаи, праздники, у каждого народа есть свои национальные костюмы, блюда, народные поэты и художники, у каждой национальности есть свой родной язык и даже президент, герб, флаг и гимн. Между ними есть, что - то схожее, а есть и различия. Мы с вами живем на большой-большой территории, которая правильно называется Российская Федерация, в которой живут много людей с разными национальностями. Наш класс тоже многонационален и сегодня ребята подготовили для вас интересную информацию о своих народах.Далее выступают учащиеся класса, каждый рассказывает о своей национальности. (Фоном звучит музыка народа)Учитель: А теперь поиграем.6. Игра «Что нас отличает?»Цель: осознание индивидуальности окружающих людейЕсли ребят немного, можно работать всем вместе, если более 15 человек, можно поделить их на две команды и провести между ними соревнование.Задания:• построиться по первой букве своего имени (в качестве проверки выполнения задания просим ребят назвать свое полное имя);• построиться по цвету волос: от самых светлых, блондинов, до самых темных, брюнетов;• построиться по цвету глаз: от светло-голубых до темно-карих (это задание вызывает обычно бурные эмоции, потому что, проучившись вместе десять лет, многие не знают, какого цвета глаза у его одноклассника).Возможны вариации заданий на усмотрение учителя и учащихся, можно предложить ребятам придумать задания такого типа.Вывод: что нас отличает? (ответы ребят):РостЦвет волос и глазОдеждаЗнанияИмяНациональностьФигураВозрастХарактерКультура…Мы все такие разные: блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые, лысые и с косичками, грустные и веселые…Нас объединяет то, что- Все мы людиЖивем в одной стране, на одной планетеЖивем в одном городе, республикеУчимся в одной школе, в одном классеЗанимаемся одним делом и проч.Стихотворение С.Я Маршака «Всемирный хоровод» - читают дети.
1 ученик:Стихи для ребят всех народов и стран: Для абиссинцев и англичан,Для испанских детей и для русских, Шведских, турецких, немецких, французских.2 ученик:Негров, чья родина – Африки берег; Для краснокожих обеих Америк.Для желтокожих, которым вставать Надо, когда мы ложимся в кровать. 3 ученик:Для эскимосов, что в стужу и снегЛезут в мешок меховой на ночлег.Из тропических стран, где на деревьяхНе счесть обезьян; 4 ученик:Для ребятишек одетых и голых.Тех, что живут в городах и селах.Весь этот шумный, задорный народПусть соберется в один хоровод.Север планеты пусть встретится с Югом,Запад – с Востоком,А дети – друг с другом.Учитель: О чём это стихотворение?Дети: Дети разных цветов кожи должны дружить друг с другомУчитель: А почему они должны жить дружно?Дети: Чтобы не было войны.
7. Упражнение «Давайте пофантазируем…»Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)1. Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?2. Хорошо или плохо, что мы все разные?3. Как жить в мире, где столько разных людей?Ведущий делает вывод: Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.Не оценивайте людей, а цените! 
Рефлексия. «Проблема на ладошке».Свеча – символ домашнего очага передается по кругу. Все говорят о том, чему научились, что поняли на занятии.Заключительное слово учителя: Однажды Антуан де Сент - Экзюпери сказал: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Его слова - это не только урок нам, живущим в 21 веке, но и подтверждение того, что мир, как и природа, многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на Земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традиции и обычаях. А продолжение этой красоты в том, что мы – люди этой планеты. Каждый из нас должен помнить - «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила»!!! «Ключевое слово в этой фразе – «мы», именно оно объединяет нас, таких разных, но живущих вместе россиян!Социальный ролик - Все мы разные. (поют песню)