Повторение состава числа 10. Решение примеров и задач.

МОУ «Донецкая специализированная школа
№ 68 с углубленным изучением иностранных языков г.Донецка»














Повторение состава числа 10.
Решение примеров и задач.



Подготовила:
Учитель начальных классов Рыбальченко Елена Дмитриевна






Тема: Повторение состава числа 10. Решение примеров и задач.


Цели:
повторение состава и нумерации чисел в пределах 10;
закрепление знаний, умений и навыков сложения и вычитания чисел в пределах 10;
формирование положительной мотивации к обучению;
развитие математической речи учащихся, умения мыслить, работать в парах;
воспитание бережного отношения к дарам природы.

Оборудование:
Старичок-моховичок
10 грибов
6 белок (7 грибов)
плакат съедобные / несъедобные
большие / маленькие
рисунок к 5 заданиям (еж 2 гр + 1)
осеннее дерево
дерево-яблоко
6 дубов из сосны

ХОД УРОКА

Оргмомент.

Учитель:
- Что такое? Что случилось? Почему звенит звонок?
Дети:
- Мы готовы. Стол в порядке. Начинается урок.


Сообщение темы и целей урока.

Учитель:
- Сегодня, ребята, мы вспомним все о числах, которые уже выучили. Вы уже научились писать цифры от 0 до , считать, вычитать и складывать в пределах 10 и даже немного решать задачи.
- А ведь было время, когда наши предки не умели этого делать. Для счета они использовали узелки, камушки, пальцы. Позже пальцы заменили палочки, которые стали располагать в определенном порядке – появились цифры.

Устный счет.

Математика нас ждет,
Начинаем устный счет.
Приглашаю вас, друзья,
По грибы сегодня я.
Кто их может собирать,
И, конечно, различать.
А в лесу нас с вами ждет
Старичок-моховичок.
Приготовил он заданья
На смекалку и на знанья
Задание 1
Коля с мамой в лес ходил,
Там грибы он находил,
А когда домой пришел,
Все грибы сложил на стол.
Тут сестренка его Оля,
Принялась считать их вскоре.
Помогите, дети, Оле
Сосчитать грибы у Коли.
(Счет до 10 в прямом и обратном порядке)

Задание 2

- Назову я вам число,
Всем известное оно.
Попрошу вас не зевать
«Соседей» у числа назвать
У 4? 7? 9?
Задание 3

Белочки грибы сушили,
Ну, а посчитать забыли.
Кто ответит быстро, детки,
Хватит ли грибов всем белкам?
(На наборном полотне 6 белок и 7 грибов)
- Как узнали, объясните?
Свое мнение докажите
(показать у доски).
- Как сделать половину?
(убрать 1 гриб)
Карточки свои возьмите,
Число цифрой покажите.
Сколько белок? (6)
А грибов? (7)
Белок 6, а грибов 7
Какой вывод ясен всем.
- Какие получили неравенства?
(6<7, 7>6).
Задание 4

Вот на солнечной поляне
Повстречались нам грибы.
Поразмыслите, ребятки,
Что за группы здесь даны?
(I группа – съедобные и несъедобные
II группа – большие и маленькие)
- Каких грибов больше больших или маленьких?
- Съедобных или несъедобных? Назовите их.
Вижу можете, ребятки,
Вы грибочки различать,
Ну, а кто же мне подскажет,
Как грибочки собирать?
(Срезать аккуратно, не повреждая грибницу, собирать только съедобные, не сбивать ногой несъедобные грибы – это вкусная – полезная еда для лесных жителей).
Задание 5

На полянке у дубка
Еж увидел 2 грибка,
Походил вокруг осин
И нашел еще один.
Ну-ка, кто считать готов,
Сколько еж нашел грибов?
(3)
- Как узнали? Почему прибавили?




Физкультминутка.
Мы грибочки собирали
И немножечко устали.
А сейчас мы дружно встанем
Отдохнем мы на привале.

Мы листики осенние,
(Плавное покачивание руками вверх над головой)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
(Руки в стороны)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
(Присели)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял
(Плавное покачивание руками вверх над головой)
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
(Дети садятся по местам)

Работа по теме урока.

Работа в парах.
- А сейчас вы будите работать в парах. Перед вами математические карточки, с их помощью продемонстрируйте все возможные случаи, когда можно получить число 10.
(9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, 6 и 4, 5 и 5.)
Работа в тетрадях.
Я тетрадь свою раскрою
И наклонно положу.
Я от вас, друзья, не скрою –
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Минутка каллиграфии
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
- Решение и запись примеров.
- Какое сейчас время года?
- Что происходит с деревьями осенью?
- Переел вами осеннее дерево, мы будем ветром, который срывает листочки. На них примеры, которые мы запишем и решим.
6 + 2 6 – 3
9 – 1 8 – 4
7 + 3 5 + 4
9 + 1 3 + 5
Решение задач.
Чтобы задачи верно решать,
Необходимо думать, рассуждать,
И, конечно, без ошибок вычислять
А для этого нужно внимание
И обязательно старание!

Задача 1

Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели.
8 сладких, налитых,
2 с кислинкой.
Сколько их?
8 + 2 = 10

Задача 2

Вот 6 дубков и три сосны
Как зелены они, стройны!
Деревьев й сколько тут? Узнайте
И хорошенько сосчитайте
6 + 3 = 9

Задача 3 (по учебнику с. 49 № 1)

Физкультминутка.
Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали,
Ручками похлопали,
1, 2, 3.
(Хлопки в ладошки под счет учителя)
Ножками потопали
1, 2, 3.
(Шаги на месте)
Сели, встали, встали, сели,
И друг друга не задели.
(Приседания)
Мы немножко отдохнем
И опять считать начнем.
(Повороты туловища. Ходьба на месте)

Итог урока.

Что на уроке было интересно?
Что повторили?

15