Рабочая программа пришкольный учебно-опытный участок


ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ
БІЛІМ ЖЭНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
№ 9 ОРТА ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРУ ГИМНАЗИЯ – МЕКТЕБІ
.
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ГИМНАЗИЯ №9
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРИШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНО-ОПЫТНЫЙ УЧАСТОК
Ответственный учитель: Бокомбай Анара Бокомбайкызы
СОДЕРЖАНИЕ
Положение об учебно-опытном участке………….........................……………. …3
Соблюдение требований техники безопасности…….........................…… ………4
Образовательные программы учебно-опытного участка…….............................7
Задачи работы на учебно-опытном участке…………………..........................…...8
Опытническая работа на УОУ...............................……………................................9
Агротехнический план работ отдела полевых ........................................................9
Положение об учебно-опытном участке
1. Общие положения.
1.1.Школьный учебно-опытный участок организуется в целях воспитания у учащихся интереса и любви к природе и сельскому хозяйству; обеспечения связи изучения основ наук с сельскохозяйственным трудом учащихся; успешного освоения знаний по природоведению, биологии, химии, географии и другим предметам; приобретения учащимся элементарных практических умений и навыков по выращиванию растений; проведения опытнической работы.
1.2. На школьном учебно-опытном участке проводится работа с учащимися 1-4 классов и 5-7 классов в соответствии с программами трудового обучения; природоведения, биологии. На участке организуются общественно-полезный труд, летняя трудовая практика школьников, опытническая и природоохранительная работа. Режим труда школьников определяется образовательными программами, правилами техники безопасности и установленными санитарно-эпидемическими правилами и нормативами.
1.3. Работа учащихся на школьном участке проводится в тесной связи с изучением основ наук.
1.4 Учебно-опытный участок обеспечивается сельскохозяйственным инвентарем в соответствии с образовательными программами, планами и объемами работ. Участок обеспечивается водой для полива растений.
2.Организация земельной площади школьного учебно-опытного участка.
2.1. Под учебно-опытный участок СОШГ №9 выделен земельный участок площадью на территории школы.
2.2. На УОУ организуются:
- отдел декоративный, лекарственный, отдел злаковых растений.
2.3. В лекарственном отделе выращиваются однолетние, двулетние и многолетние растения.
2.4. В отделе злаковых растений посажены и выращиваются такие виды семейства злаковые как гречиха, пшеница, рожь, овес, ячмень
2.5. В подсобном помещении хранятся сельскохозяйственный инвентарь, аптечка с необходимыми для оказания первой помощи медикаментами и перевязочными материалами.
2.6. Участок обеспечен водой для полива растений.
Организация и содержание работы учащихся на школьном учебно-опытном участке.
3.1. Работа учащихся на школьном участке проводится за счет времени, отводимого учебным планом на трудовое обучение.
3.2. Основными направлениями деятельности обучающихся на участке являются выращивание растений, наблюдение за их ростом и развитием, проведение сельскохозяйственных опытов, формирование практических умений и навыков школьников основ с/х труда в соответствии с программами трудового обучения, окружающего мира, биологии.
3.3. Учителя, привлекаемые к руководству работой учащихся, обучают школьников культуре труда, рациональному использованию времени, выполнению правил техники безопасности, систематически знакомят школьников с гигиеническими правилами и требуют их соблюдения. В летний период к работе на пришкольном участке по согласию обучающихся и родителей (законных представителей) учащиеся проходят трудовую практику по установленному графику:
3.4. Работа на участке проводится в соответствии со специально разработанным планом, который утверждается директором школы.
Летняя практика на пришкольном участке.
1. Условия отработки летней практике на пришкольном участке:
Школа обеспечивает учащихся сельхозинвентарём (лопаты, ведра, мотыги и т.д).
Обязанности учащихся отрабатывающих на пришкольном участке.
Соблюдать режим дня.
Соблюдать правила техники безопасности при работе.
Бережно относится к тому, что посажено на участке.
Бережно относится к школьному, своему, других учащихся сельхозинвентарю.
В случае нанесения ущерба возместить ущерб в полном объёме (новыми растениями, деньгами или ремонт школьного имущества за свой счёт).
Запрещено:
- нарушать режим дня;
- не подчинятся требованиям учителя;
- покидать участок без разрешения учителя;
- нарушать правила по технике безопасности при работе с колющими и режущими предметами;
- работать с ядохимикатами;
- сажать на участке колючие кустарники и ядовитые растения, а так же растения содержащие наркотические вещества;
- переносить тяжести больше допустимой нормы
Руководство работой учащихся на школьном учебно-опытном участке.
5.1. Директор школы несёт ответственность за состояние учебно-опытного участка, осуществляет общее руководство работы на школьном УОУ:
- Несет ответственность за педагогически продуманную организацию и содержание труда учащихся на школьном УОУ;
- Обеспечивает педагогическим руководством работу учащихся на весь вегетационный период;
- Обеспечивает своевременное приобретение сельскохозяйственного инвентаря, приобретение семян, посадочного материала, удобрений, ядохимикатов, а также обеспечивает водоснабжение, соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда, а так же правил пожарной безопасности.
- Привлекает по договоренности спонсоров и родителей для оказания помощи школе в благоустройстве школьного участка.
5.2. Непосредственное руководство работой на школьном УОУ директор поручает учителю биологии или другому учителю школы, имеющему соответствующую подготовку.
5.3. Заведующий школьным участком несет непосредственную ответственность за состояние школьного учебно-опытного участка и организацию работ учащихся на нем.
Имущественно-материальные ценности, необходимые для организации работы на учебно-опытном участке, находятся на ответственном хранении у заведующего учебно-опытным участком. Он ведет учет этих ценностей в установленном порядке.
5.4. Заведующий школьным участком с привлечением учителей составляет план работы на школьном УОУ и принимает необходимые меры к выполнению всех предусмотренных планом мероприятий.
5.5. В летний период с наступлением школьных каникул работой учащихся на УОУ руководят в соответствии с установленным графиком учителя, назначенные приказом директора школы;
5.6. Заведующий школьным УОУ и учителя биологии инструктируют учителей и других работников, привлекаемых в летний период к руководству трудом учащихся, сообщают план предстоящих работ и особенности их проведения.
5.7. Учителя, работающие на пришкольном участке, проводят с детьми вводный инструктаж и инструктажи на рабочем месте.Обучают их правильным и безопасным приёмам работы, обеспечивают соблюдение школьниками правил техники безопасности и санитарно-гигиенического режима, а также осуществляют надзор за исправным состоянием и безопасной эксплуатацией оборудования, инвентаря.
5.8. Ежегодно в начале учебного года подводятся итоги работы на участке, организуются выставки различной тематики.
Соблюдение требований техники безопасности
Инструкция по охране труда при работе на учебно-опытном участке
Общие требования безопасности:
К работе на учебно-опытном участке допускаются лица, прошедшие осмотр и инструктаж по охране труда.
В процессе работы учащиеся должны соблюдать порядок выполнения работ, правильно применять рабочий инвентарь, соблюдать правила личной гигиены.
В процессе работы учащихся на учебно-опытном участке обязательно наличие аптечки с необходимым набором медикаментов и перевязочных средств.
При получении учащимся травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.
Опасные производственные факторы:
Переноска тяжестей сверх допустимой нормы.
Травмы при небрежном обращении с сельскохозяйственным инвентарем.
Травмирование рук при очистке почвы от посторонних предметов и при прополке делянок.
Нарушения трудовой дисциплины.
Требования безопасности перед началом работы:
Надеть одежду и обувь, соответствующую конкретным погодным условиям, не затрудняющую движений. В жаркие солнечные дни надеть светлый головной убор. При работе по прополке делянок надеть перчатки.
Проверить исправность и заточку сельскохозяйственного инвентаря.
4. Требования безопасности во время работы:
Соблюдать осторожность при работе с использованием сельскохозяйственного инвентаря, переносить его только в вертикальном положении заостренной частью вниз, не передавать его друг другу броском, не класть на землю заостренной частью вверх, не направлять заостренной частью на себя и на своих товарищей.
При копании и рыхлении земли, а так же при внесения удобрения в землю пользоваться рукавицами или перчатками.
Собирая травы, обращать внимание на отсутствие предметов, которые могут вызвать ранения.
Для обрезки сучьев пользоваться специальными ножницами. Крупные ветки обрезать ножовкой. Обрезку мелких сучьев производить специальным ножом. Обрезка простым ножом не допускается.
Грядки для посадки рассады готовить с помощью инструмента. Готовить грядки голыми руками без инструментов и приспособления не допускается.
При переноске земли, воды, удобрений и пр. не превышать предельно допустимую норму переноски тяжестей для учащихся:
начальных классов – не более 3 кг;
14 лет – девушки – 6,0 кг, юноши – 6,0 кг;
15 лет – девушки – 6,8 кг; юноши – 8,2 кг;
16 лет – девушки – 8,0 кг; юноши – 12,0 кг;
17 лет – девушки – 9,0 кг; юноши – 16,4 кг;
Для предотвращения быстрого переутомления необходимо чередовать виды работа, а также через каждые 45 минут работы делать перерыв на 15 минут для активного отдыха.
Очистку почвы от посторонних предметов (камней, осколков стекла, кусков металла и пр.) производить только с помощью лопат, граблей и другого инвентаря.
При прополке делянок во избежание порезов рук работать в перчатках.
Во избежание заражения желудочно-кишечными болезнями не употреблять немытые корнеплоды, овощи, фрукты и ягоды.
Запрещается какая-либо работа учащихся с ядохимикатами, инсектицидами и гербицидами.
Запрещается посадка колючих кустарников и ядовитых растений.
5. Требования безопасности в аварийных ситуациях:
При выходе из строя сельскохозяйственного инвентаря или его затупления прекратить работу и сообщить об этом учителю (преподавателю).
При получении учащимся травмы сообщить об этом учителю (преподавателю), оказать первую помощь пострадавшему, сообщить администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
Требования безопасности по окончании работы:
Очистить и сдать на хранение сельскохозяйственный инвентарь.
По окончании работы на учебно-опытном участке тщательно вымыть руки с мылом.
Инструкция по технике безопасности для учащихся во время работы на школьном учебно-опытном участкеПриходи на работу на школьном участке в рабочей одежде и обуви.
Переноси заостренные сельскохозяйственные орудия (лопаты, грабли, вилы) в вертикальном положении так, чтобы рабочая их часть была направлена вниз: это предохранит твоих товарищей от травмы.
Вскапывая почву лопатой, работай попеременно то с правой, то с левой ноги (по 5 минут). Это предупредит искривление позвоночника.
При переноске земли соблюдай нормы, указанные учителем.
При переноске тяжестей равномерно нагружай обе руки.
Соблюдай указанный учителем ритм работы.
Во избежание переутомления делай в работе десятиминутные перерывы через каждые 20 или 30 минут по указанию учителя.
Работай лопатой, следи за тем, чтобы она не ранила твои ноги. Не перегружай лопату землей: нагружай ее не более чем на одну треть штыка. Во время работы граблями, вилами не направляй их рабочую часть на окружающих.
При прополке работай обязательно в перчатках.
Не опрыскивай и не опыливай растения ядохимикатами. Если это будет необходимо, такую работу выполнят взрослые. После обработки участка ядохимикатами не заходи туда 5 суток.
Не ешь немытые корнеплоды, овощи, ягоды.
По окончании работы на участке очисти инвентарь, сдай его, сними рабочую одежду и тщательно вымой руки с мылом.
В случае какой-либо травмы сейчас же обратись к учителю; он окажет тебе помощь.
Правила по технике безопасности при работе на школьном учебно-опытном участкеНа школьном учебно-опытном участке категорически запрещается посадка колючих кустарников и ядовитых растений.
При переноске заостренных орудий (лопат, грабель, вил) с места хранения на учебно-опытный участок учащиеся должны держать их вертикально, рабочей частью вниз, во избежание нанесения травм другим ученикам.
Сельскохозяйственные орудия должны соответствовать возрасту и росту учащихся. Рабочая часть лопат должна быть небольшой, ручки их следует делать легкими; длина ручек лопат должна быть различной с учетом роста учащихся разных возрастных групп.
Применять на школьном учебно-опытном участке лейки небольших размеров вместимостью до 4 л.
Продолжительность работы учащихся на школьном учебно-опытном участке устанавливается в соответствии с их возрастом. Учащиеся работают на участке 2 часа, с 10-ти минутными перерывами через каждые 20 минут. Во время каждого занятия необходимо разнообразить виды деятельности учащихся, переключая звенья с одних видов работы на другие.
Учащимся до 15 лет запрещается подъем и переноска тяжестей с помощью носилок, ведер и т. Д.
Перед началом каждого занятия учитель проводит инструктаж учащихся с обязательным показом приемов работы, позволяющих обеспечить правильную позу во время трудового процесса, оптимальные ритм и нагрузку в работе мышц, а также предупреждающих возможный травматизм.
Очистка почвы от засоряющих ее посторонних предметов (камней, осколков стекла, обломков металла и т. Д.) проводится с помощью лопат, грабель, мотыг. Проводить такие работы руками запрещается.
В каждом конкретном случае учитель, руководящий работой школьников на участке, обязан инструктировать детей, как пользоваться сельскохозяйственными орудиями, чтобы не нанести повреждений ни себе, ни окружающим.
Учащимся, работающим на школьном участке, категорически запрещается какая-либо работа с удобрениями (органическими и минеральными), ядохимикатами, инсектицидами и гербицидами. В случае крайней необходимости опрыскивание или опыливание растений проводится взрослыми (учителями, лаборантами, техническим персоналом) в отсутствии детей, которые затем в течение 5 суток на участок не допускаются.
Во время работы на школьном учебно-опытном участке нельзя разрешать учащимся проводить прополку руками. Для этого используются мотыги, рыхлители. Учащиеся при выполнении таких работ во избежание загрязнения рук землей обязательно должны защищать их перчатками или рукавицами.
В течение всего времени занятий на школьном учебно-опытном участке учитель, руководящий этой работой, должен присутствовать на таких занятиях и обеспечить наблюдение за выполнением учащимися правил техники безопасности.
Образовательные программы учебно-опытного участка
Учебно-опытный участок школы позволяет решить познавательные и воспитательные задачи:
реализация биологического образования, опытнической работы и трудового обучения;
Формирование у сельских школьников интереса к познанию природы родного края может в немалой степени содействовать тому, чтобы после окончания школы они не покидали родные места.
развивает у школьников интерес к сельскохозяйственным профессиям;
формирует у школьников ответственное отношение к труду, к организации мер по защите окружающей среды;
развивает интеллект и эстетические чувства школьников;
учебно-опытный участок – это место проведения экскурсий и практических занятий в течение всего учебного года с 5 по 11 класс. В ходе практических занятий учитель может наглядно показать материальную сущность и познаваемость многих процессов и явлений.
Для более полной реализации поставленных задач на участке школьники под руководством учителя биологии производят закладку опытов; самостоятельные наблюдения, групповые экскурсии;
В результате реализации предусмотренных программ обучающиеся должны:
Уметь:
Собирать семена, производить калибровку, проверять их всхожесть, производить посев;
Использовать органические и минеральные удобрения;
Проводить прополку, знать сорные растения, болезни растений;
Проводить механическую, химическую и биологическую борьбу с вредителями растений;
Проводить простейшие опыты с растениями на учебно-опытном участке, наблюдать и объяснять результаты, анализировать.
Знать:
Что такое почва, плодородие, её структура и химический состав;
Способы повышения плодородия с помощью внесения удобрений;
Особенности семейства злаковые
Способы размножения растений;
Значение зеленых растений для других живых организмов на Земле.
Практические занятия
Структура практического занятия определяется его содержанием и методами, но на каждом этапе должны иметь место следующие моменты:
Организационная часть (2-3 мин.).
Вводная беседа, во время которой разъясняются теоретические и практические задачи данного занятия.
Инструктаж по разъяснению трудовых заданий, показ приемов работы и проверка усвоения их обучающимися.
Определение трудовых заданий каждому звену и выдача необходимых для работы инструментов и материалов.
Практическая работа обучающихся по выполнению трудовых заданий при контроле учителя (основная часть).
Заключительная часть: оценка труда обучающихся, приведение в порядок инвентаря и участка.
Записи о выполненных агроприемах и проведенных учетах и наблюдениях.
За время обучения в школе каждый ученик должен получить следующие умения и навыки:
Посадка и выращивание комнатных растений, уход за ними;
Обработка почвы и внесение удобрений;
Посадка злаковых и уход за ними;
Использовать способы размножения растений;
Проводить опыты в соответствии с программой и оформлять полученные наблюдения
Мероприятия по природоохранной работе
благоустройство школьной территории; обрезка кустарников; удаление больных, усохших ветвей; скашивание травы;
декоративное оформление газонов на территории школы: подбор и посадка цветочно-декоративных культур, уход за ними в течение лета;
поддержка чистоты на улицах, прилегающих к школе ;
Задачи работы на учебно-опытном участке
Развивать практические навыки и умения ухода за культурными растениями, обобщить знания учащихся об агротехнике полевых культур;
Обеспечить глубокие знания закономерностей растительных организмов с помощью опытов и наблюдений, проводимых на УОУ учащимися.
Закрепить и обобщить на практике теоретические знания о растениях, полученные в курсе школьного курса биологии;
Давать возможность широко применять полученные знания, умения и навыки на практике.
Способствовать развитию самостоятельности школьников к проявлению ими инициативы.
Способствовать профессиональной направленности учащихся;
Приобрести раздаточный и гербарный материал для уроков биологии;
Способствовать развитию трудового, эстетического, физического и нравственного воспитания.
Отделы растений на учебно-опытном участке
Отдел полевых культур
Полевой отдел представляет из себя коллекцию зерновых культур, представленную районированными сортами: ячмень, овес, пшеница, рожь, гречиха.
Отдел предназначен для: знакомства учащихся с основными полевыми культурами; условиями их произрастания; использования в качестве продуктов питания; корма для животных; сырья для технической переработки; принципа проведения опытов с с/х культурами.
Основные работы на пришкольном участке.
Основными работами учащихся школы на пришкольном участке являются: выращивание растений, наблюдение за их ростом и развитием, проведение сельскохозяйственных опытов в соответствии с программами трудового обучения, природоведения, биологии, кружковых занятий. Здесь организуются общественно полезный труд, трудовая практика школьников и природоохранная работа.
На пришкольном участке сами учащиеся проводят все сезонные работы: подготовку почвы, посев, посадку рассады, уход за растениями в течение года, уборку и сбор семян. На пришкольном участке заготавливают живой и гербарный раздаточный материал для уроков биологии.
Важная задача работы учащихся – ознакомление в теории и на практике наиболее общими основами выращивания растений.
Процесс возделывания сельскохозяйственных растений включает:
- обработку почвы для создания необходимых физических свойств, определяющих лучшие условия жизни растений, развития корневой системы;
- улучшение химических свойств почвы, условия питания растений путем применения органических, минеральных удобрении;
- подбор лучшего сорта конкретной культуры, отвечающего местным условиям;
- воздействие на растение, обеспечивающее лучшие жизни (влага, воздух, питательные вещества);
- рациональная уборка данной культуры с учетом назначения урожая и условий его последующего использования;
- получение семян отличного качества, сущность массовой селекции.
В процессе ухода на пришкольном участком учащиеся наблюдают за растениями на отдельных делянках – вариантах опыта, оформляют гербарии и ведут дневники.
При уборке урожая производят качественный учет продукции всех повторностей по каждому варианту, тщательно взвешивая, урожай и производят расчеты.
При проведении всех видов работ на пришкольном участке учащиеся знакомятся внешними видами семян и растений, с их биологическими особенностями, наблюдают за проявлением всходов и последующими развитием растений, изучают жизнь растения и условия его выращивания.
Важнейшее звено сельскохозяйственного опыта – это активное участие самих учащихся в разработке плана опыта, обсуждении и детализации планов опытов своих товарищей.
Опытническая работа на УОУ.
При организации опытнической работы наиболее важными являются два условия: труд учащихся должен быть разнообразным, интересным и посильным; школьники при этом должны решать конкретные производственные задачи. Такой подход к организации опытнической работы позволит увлечь учащихся и дать им возможность на практике убедиться в значении их деятельности, ввести их в круг актуальных проблем с/х производства, мобилизовать знания школьников на планирование и организацию своего труда, на качественное выполнение его, расширять биологический кругозор.
Опытническая работа является продолжением учебной программы многих предметов: трудового обучения, природоведения, географии, биологии, экологии, химии, некоторых тем физики, математики. Теоретические знания по этим предметам находят свое применение в проведении полевого или лабораторного эксперимента. Но этих знаний обычно бывает недостаточно, и для решения возникающих проблем приходится обращаться к дополнительным источникам информации, овладевать новыми методами познания.
Каждый год на УОУ ставится 2-3 опыта . При этом учитываем :1) какой опыт и в каких классах , какой культурой будет ставиться; 2) на контрольной делянке и на делянке, где будет проводиться опыт должна быть одинаковая земляная смесь; 3) контрольная и опытническая делянка должны находиться рядом, форма и площадь должны быть одинаковыми;4) для более простых опытов нужна одна делянка для контроля и одна делянка для опыта.5) площадь делянки для опытов зависит от возраста учащихся , от культуры , которая взята для опыта, зависит от площади УОУ.
         Вместе с проведением опыта учащиеся ведут фенологические наблюдения
Ход работы и фенологические особенности записываются в дневник наблюдений.

6.Агротехнический план работы.
№ Содержание работы. Срок
1
2
3
4
5
6
7
8 Подготовка почвы
Посадка Прополка
Прореживание по схеме
Прополка
Поливка
Рыхление междурядий
Наблюдение
Уборка урожая 20мая
22 мая
24 июня
В течении лета
В течении лета
В течении лета
В течении лета
Сентябрь
Перспективы
В перспективе мы планируем продолжить опытническую и исследовательскую работу учащихся.