Внеклассное мероприятие по русскому языку в 9 классе (предметная неделя)


Интеллектуальная игра «Знатоки русского языка» для 9 классов
Учитель: Татьяна Ивановна Борисова
МАОУ «СОШ №4»
Эпиграф:
Русский язык создан русским народом, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью:
А.Н. Толстой
(1 слайд)
Цели:
• Актуализировать знания по русскому языку;
• Научить логическому, творческому мышлению;
• Научить быстро и правильно выполнять задания;
• Привить чувство любви к русскому языку.
Помните притчу, в которой говорится о зарытых талантах? Я вам сейчас ее напомню.
Некто, уходя в дальние края, поручил рабам заботу о своем состоянии. Одному он дал пять талантов (серебряная монета, имевшая хождение в античную эпоху), другому- три, третьему – один. Двое хорошо потрудились и приумножили состояние хозяина. Третий раб, ленивый и хитрый, зарыл свою монету в землю... Трудолюбие первых двух было вознаграждено. Вернувшийся хозяин подарил им заработанные таланты. А у нерадивого раба отобрал и последние. Так и появилось выражение “зарыть свой талант в землю”.
Я желаю вам приумножать свои таланты.
Первый тур:
1. О каких знаках препинания идет речь?
Когда слова гремели и блистали,
Я в моде был, я был на пьедестале!
Однако время новое настало -
Оно меня и свергло с пьедестала.
(Восклицательный знак)
Что о себе сказать могу?
Согнула жизнь меня в дугу.
За свой характер я плачу -
За то, что много знать хочу.
(Вопросительный знак)
Известно миру с давних пор,
Что знак я немаловажный
И не окончен разговор:
И начинает думать каждый.
(Многоточие)
Проверяем (2 слайд)
2. Составьте предложение из 6 (минимум) слов, начинающихся на букву –П, –О, -М, -Д.
Например: Прасковья Петровна пригласила Порфирия Петровича поужинать пирогами.
Наша Настя носит непосильную ношу на ногах.
3. Что означают эти выражения? Когда мы их употребляем?
• Шиворот на выворот ("Совсем наоборот");
• Спустя рукава ("Трудиться неохотно");
• Точить лясы ("ничего не делать", "без пользы проводить время за разговором").
• Не покладая рук («Неустанно»)
Проверяем (3 слайд)
Второй тур:
1. Перечислить по порядку с помощью наречий пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
Проверяем (4 слайд)
2. Назвать существительные мужского рода: корова-… курица-…, овца-…, лошадь-… .
Проверяем (5 слайд)
3. Превратите слово "мел" в мелкое место, угол - в топливо, шест - в число (сделать конечный согласный мягким).
Проверяем (6 слайд)
4. Подберите синонимы: горе -…, бежать-…, весёлый - …, рынок-…, жара-… .
Проверяем (7 слайд)
5. В одной восточной легенде Свинья пожаловалась Корове: «Почему такая несправедливость – тебя любят, а меня нет?» Что ответила корова свинье? (Я даю людям продукты при жизни, а ты после смерти)
6. Что означает выражение «Внести свою лепту». Что такое лепта? (мелкая древнегреческая монета)
Третий тур:
1. Подобрать по десять фразеологизмов с общим для них словом (существительным).
Нос
Задирать (задрать) нос;. вешать (повесить) нос;
водить за нос;
зарубить на носу;
встретиться носом к носу;
клевать носом;
не видеть дальше своего носа;. бояться нос показать;
не показывать носа;
остаться с носом;
держать нос по ветру.
Глаз
Мозолить глаза (кому-нибудь);
хлопать глазами;
говорить в глаза (кому-нибудь, что-нибудь);
пускать пыль в глаза (кому-нибудь);
глазом не моргнуть;
с глазу на глаз;
хоть глаза выколи;
смотреть чужими глазами;
открыть (кому-нибудь) глаза;
как бельмо на глазу.
Голова
Человек с головой;
морочить голову (кому-нибудь) ; вскружить голову;
потерять голову;
не сносить головы;
отвечать головой (за что-нибудь, перед кем-нибудь);
как снег на голову;
голова идет кругом;
свалить с больной головы на здоровую;
постоять головой (за что-нибудь) .Рука
Золотые руки
Рукой подать
Горит в руках
С протянутой рукой
Протянуть руку помощи
Приложить руку
Нечист на руку
Развязать руки
Умывать руки
Чужими руками жар загребать
Сходит с рук
Выворачивать руки
2. Составьте антонимичные пары:
заваривать кашу - расхлёбывать кашу
по чайной ложке - одним духом
коломенская верста - от горшка два вершка
чуть свет - на ночь глядя
повесить нос - воспрянуть духом
жить душа в душу - как кошка с собакой
сидеть сложа руки - не покладая рук
Четвертый тур.
1.Отгадайте загадки, загаданные пословицами и поговорками.
1. Кто глянется, к тому оно и тянется. И у курицы оно есть. Оно не камень – тает. Ему не прикажешь. (Сердце).
2.Не расти ему на елке. Кто его в день съедает, у врача не бывает. Здоровое оно с ветки не падает. Красному ему червоточинка не в укор. (Яблоко).
3.Её и доверие теряют только один раз. Она на коленях позорнее смерти. Её прожить – не поле перейти. (Жизнь).
4.Если люди объединятся, они смогут связать и его. Не буди спящего его. (Лев).
5. Её за деньги не купишь. Она не пожар: загорится – не потушишь. (Любовь).
Проверяем (8 слайд – 12 слайд)
2.Переводчик
Переведите на современный язык устаревшие слова
1.Каково ваше порекло? (прозвище)
2. Покажите потылицу (затылок).
3.Покажите длани (ладони).
4.Выполните задание. Левую руку положите на правое рамо, а правую –на левое рамо. (плечо)
3.Толкование каких слов приводится в “Словаре живого великорусского языка” Владимира Ивановича Даля.
1. Палка, прут, спица; заостренная с конца или с концов железная, костяная, деревянная протыкалка с ушком или без ушка. (Игла.)\
2.Роговистые, трубчатые нити, растущие на теле человека и большей части млекопитающих. (Волосы.)
3. Круглая прорешка среди радужной перепонки. (Зрачок.)
4. Всякое многоствольное низменное растение, многолетнее растение с деревянистым стволом, малорослое дерево. (Куст).
4.Узнайте пословицы и поговорки
1.В нижних конечностях правды нет. (В ногах правды нет).
2.Сильная боязнь имеет большие органы зрения. (У страха глаза велики).
3.Аукцион. Центральный орган кровообращения не подчиняется его распоряжениям. (Сердцу не прикажешь).
4.Некто неспешно передвигается со скоростью, присущей пресмыкающемуся в костном панцире. (Ползет, как черепаха).
5. Сердечное чувство настолько жестоко, что заставит вас испытывать сильное влечение к домашнему парнокопытному семейства полорогих. (Любовь зла – полюбишь и козла).
Проверяем (13 слайд)
5.Подумай
1.Каким словом одинаково названы женский шарф из меха или перьев и крупная южноамериканская змея семейства удавов? (Боа).
2. Глагол в повелительном наклонении, в форме второго лица единственного числа и птица тропических стран с ярким оперением. Назовите их. (Попугай).
3. С предлога начинается, отрицательной частицей заканчивается. Как это млекопитающее называется? (Пони).
Проверяем (14 -16 слайд)
6.Финал. Всякая всячина
1.Как правильно назвать того, кто плетёт интриги? (Интриган).
2. Как называется словарь, в котором даны нормы произношения звуков и нормы ударения? (Орфоэпический)
3.К какому типу лексических единиц относятся слова клёвый, тусовка, крутой пацан? (Жаргонизмы)
4. Какого рода существительное зубрила? (Общего)
5. Слитно, раздельно или через дефис пишется слово пол-литровый? (Через дефис)
6. Автор современного толкового словаря. (С.Ожегов)
7. Синоним к слову антитеза. (Противопоставление)
9. Жалюзи или жалюзИ?
10. Со школы или из школы? (Из школы)
15. Разносклоняемое существительное м.р.? (Путь).
Подведение итогов
Заключительное слово учителя.
Талантливый педагог В. А. Сухомлинский писал: “Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду, словом можно убить и оживить, ранить и излечить, ... сотворить улыбку – и вызвать слезы, породить веру в человека - и заронить недоверие”.
Действительно, слово – это великая сила. Учитесь, каждый день правильно обращаться со словом, если не хотите остаться слабым звеном в цепи великих государственных свершений.
Из каждой строчки выберите лишь те буквы, которые не повторяются, и составьте из них пожелание.
(11 слайд)
АОБООУАДА -
ИПЬРТПЕИР -
ЭПВФЭСФПЕ-
ВЮЛГВДЛАЮ –
ЖЗСУУЧЖАЗ –
ОАСАОТАЛО-
ГЦИДВГЦЫД –
Проверяем (17 слайд)
Ответ: Будьте всегда счастливы!