РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕТелевизор и компьютер в жизни Вашего ребёнка».


Материалы к родительскому собранию на тему:
«Телевизор в жизни семьи и детей»
Подготовила и провела
учитель нач. классов
МБОУ «Максатихинская СОШ №1»
Шутова Татьяна Анатольевна
П.Максатиха 2013 год
Родительское собрание на тему:
«Телевизор в жизни семьи и детей».
Задачи собрания:
1.Обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребёнка с телевизором.
2.Показать влияние телевизионных просмотров на ребёнка.
Подготовительная работа к родительскому собранию:
1.Анкетирование детей по теме собрания.
2.Выставка рисунков обучающихся на тему: «Мой любимый телегерой».
Вопросы для обсуждения с родителями:
1.Какие передачи, на ваш взгляд, положительно влияют на личность ребёнка, а какие наоборот?
2.Считаете ли вы, что телевидение неоднозначно влияет на растущего человека?
3.Согласны ли вы с точкой зрения, что запретами на просмотр телепередач воспитанию не поможешь?
4.Подбираете ли вы телерепертуар для ребёнка или он решает сам, что ему смотреть.
5.Британские учёные убеждают родителей вместо совместных и раздельных просмотров телепередач почаще беседовать со своими детьми на различные темы. Согласны ли вы с такой точкой зрения?
Ход собрания
Вступительное слово учителя.
Телевизор в жизни ребёнка – это хорошо или плохо? Сколько и что должны смотреть дети?
Нужно ли выключать телевизор, если мы считаем, что передача будет ребёнку неинтересна. Эти и другие вопросы требуют сегодня ответа, а теперь немного статистики:
- две трети наших детей в возрасте от 6 до 12 лет смотрят телевизор ежедневно;
- время ежедневного просмотра телепередач ребёнком составляет в среднем, более 2-х часов;
- 50%детей смотря телепередачи подряд, безо всякого выбора и исключений;
- 25% детей в возрасте от 6 до 10 лет смотрят одни и те же телепередачи от 5 до 40 раз подряд;
- 38% ребят в возрасте от 6 до 12 лет при определении рейтинга своего времяпровождения на первое место поставили телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе и общение с семьёй.
Телевидение давно стало частью жизни наших детей, его возможности в развитии ребёнка очевидны. Оно помогает детям находить ответы на те вопросы, на которые не отвечают взрослые из-за занятости; различать, что такое «хорошо» и что такое «плохо»; узнавать о различных явлениях в разных областях знаний; развивать воображение, эмоциональную сферу, фантазию; наконец, занять свободное время ребёнка.
II. Основная часть.
Знакомлю родителей с ответами обучающихся на вопросы анкеты о роли телевидения в их жизни, затем предлагаю родителям прослушать информационный лекторий, а затем организую обмен мнениями и опытом семейного воспитания по обсуждаемому вопросу.
1) Беседа учителя:
Какие опасности таит в себе просмотр телевизионных передач? В первую очередь, это переутомление. Телевизионная программа – калейдоскоп звуков и образов. Пытаясь уследить за ними и разобраться в них, ребёнок тратит много сил. При этом телевизионные передачи вызывают не просто усталость, а перевозбуждение.
Впечатлительные дети после просмотра эмоциональных передач (со стрельбой, убийствами, драками и др.) часто становятся нервными, возбуждёнными. Фильмы ужасов у таких детей могут породить новые или усилить уже существующие страхи. В результате дети плохо спят, становятся неуравновешенными, беспокойными, хуже учатся.
Особенно опасными для ещё не сформировавшейся детской психики являются сцены агрессии, жестокости и насилия. Под воздействием таких сцен дети становятся более готовыми к жестокости в реальном мире, который становится для них более агрессивным и пугающим. В результате, чтобы защититься от этого мира, ребёнок может сам стать более жестоким и агрессивным. В некоторых случаях дети начинают пугаться реальной жизни, ожидая от неё постоянных катастроф, аварий, похищений и убийств. К сожалению, детей почти невозможно оградить от таких сцен. Для этого требуется особый контроль за телепрограммой со стороны родителей.
Другая опасность телевидения заключается в том, что у ребёнка( да и у взрослого) может возникнуть самая настоящая зависимость, страсть к телевидению, замещение им всех остальных ценностей, которое называют телеманией. Если вы частенько включаете телевизор для того, чтобы занять ребёнка, отвлечь его, пока занимаетесь своими делами, он рискует привязаться к нему, как к другу. Ведь телевизор может утешить и отвлечь от неприятных мыслей. При этом он ни о чём не просит и не обижается – чем не настоящий друг? И если время у телевизора можно ограничить волевым решением, нажав кнопку, то сознание – вещь тонкая, не поддающаяся запретам.
По данным разных социологических исследований, современные дети общаются со своими родителями во много раз меньше, чем с телевизором. Но общение с телевизором – одностороннее, ребёнок не является настоящим собеседником, поэтому, как, ни странно, дети, проводящие перед голубым экраном много времени, могут не научиться хорошо и грамотно говорить, ясно излагать свои мысли, как это происходит при чтении книг. Читая, человек сам может контролировать поток информации: остановиться, обдумать прочитанное, перечитать заново. А когда он смотрит телевизор, поток информации огромный, насыщенный, а главное, неконтролируемый, оказывающий сильное влияние и на сознание, и на подсознание.
По информации «Dailymirror» британские учёные утверждают, что за последние пять лет коммуникативные способности детей значительно ухудшились. И виной всему – телевизор, который зачастую является их главным собеседником.
В результате подрастающее поколение не умеет нормально объединять слова в предложения, правильно строить фразы и находить нужные слова, чтобы выразить мысль.
Это исследование было проведено Британским Государственным обществом грамотности совместно с Национальной ассоциацией учителей, и его результаты были донесены до общественности рядом публикаций, в которых особенно подчёркивалась роль родителей в развитии навыков устной речи у детей. «В современном мире телевидения и компьютеров дети всё меньше становятся способны слушать и слышать друг друга, слушать родителей и нормально говорить сами. – Учитывая такую тенденцию, родители должны разговаривать со своими детьми как можно больше, причём с самого раннего возраста». «Наиболее активное развитие мозга ребёнка происходит в течении первых двух лет жизни, поэтому детям в этом возрасте просто необходима качественная лингвистическая среда – не меньше, чем полноценное питание»,- считает учёный, директор БГ общества грамотности Тейл Мак Клеланд. Он и коллеги подчёркивают, что телевизор не учит нормальному языку.
Дети, к сожалению, больше смотрят развлекательные, а не развивающие программы. Это связано с тем, что родители не руководят детьми, не формируют их телевизионные вкусы. Они считают, что диктор или ведущий и так хорошо объяснил. К тому же серьёзные программы требуют от ребёнка напряжения мысли, сосредоточения, способности думать, а это не всегда нравится детям, поэтому они сами чаще выбирают яркие, интересные и лёгкие для просмотра программы. Нельзя не согласиться, что такое «глазение в экран» - пустая трата времени.
Очень вредно для детей, если в квартире постоянно работает телевизор: его, вроде бы, никто не смотрит, но никто и не выключает. Дети вынуждены постоянно находиться в зашумлённой среде: играть, делать уроки, и т.д., и даже засыпать под звук телевизора. Такой звуковой фон действует на детей (да и на взрослых тоже) плохо, вызывает у них дискомфортные ощущения, чувство утомления, усталость. Следует помнить, что всем нам - и детям, и взрослым – иногда нужно побыть в тишине и покое, наедине с собой и своими близкими.
Что делать, если ребёнок уже «заболел» телеманией? Прежде всего, заменить телевизор собой. То есть, выключив экран, не отправлять ребёнка делать уроки или гулять, а заняться чем-нибудь вместе с ним. Вспомните, что ребёнок просил до этого, как начал смотреть телевизор.
Ещё один очень хороший способ – поиграть в театр. С помощью этой игры можно продемонстрировать ребёнку такие качества, как сострадание, научить его быть нежным. Сюжеты можно придумывать вместе. А ещё игра - рисование мультфильмов и т.д.. Ребёнок будет просто счастлив.
И всё же, несмотря на выше перечисленное, не стоит бросаться в крайности и устраивать «борьбу» с телевизором. Ведь программы могут быть обучающими, развивающими творчество и фантазию. Ребёнок может многому научиться. Просто подбирайте ему «телерепертуар», будьте в курсе того, что он смотрит, наблюдайте, как это отражается на психике. Обсуждайте всё, что происходит на экране, высказывайте свою точку зрения, выслушивайте мнение сына или дочери. И от такого времяпровождения вам и вашему ребёнку будет польза и радость!
2) Обмен мнениями и опытом семейного воспитания по обсуждаемому вопросу.
III. Заключение.
Рекомендации:
Задумайтесь о роли телевидения в своей собственной жизни.
Будьте избирательны при выборе телевизионных программ, не смотрите всё подряд, этим вы подадите хороший пример своему ребёнку.
По возможности, определяйте и обсуждайте вместе с ребёнком просмотр телепередач на ближайшую неделю.
Обсуждайте любимые передачи после совместного просмотра.
Телевизор не должен быть значимой частью в жизни родителей, тогда это станет положительным примером для ребёнка.
ПОМНИТЕ
Влияние телевидения на детей резко отличается от влияния на психику взрослого.
Младший школьник не может чётко определить, где правда, а где ложь. Он слепо доверяет всему, что видит на экране. Лишь с 11 лет ребята начинают не столь доверительно относиться к тому, что есть на экране.
Ребёнок, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, свыкается с ними. Необходимо исключить их из просмотра детьми.

Приложение
АНКЕТА (для обучающихся)
1.Что тебе больше всего нравится делать в свободное время?
* Читать книги.
* Смотреть телевизор.
* Смотреть видео.
* Встречаться с друзьями, подругами.
* Ходить в кино.
* Слушать музыку.
* Ходить в театры и на выставки.
* Другое.
2.Какие фильмы вы предпочитаете смотреть?
* Боевики.
* Триллеры.
* Детективы.
* Комедии.
* Документальные.
* Мелодрамы.
* Классику кинематографа.
* Мультипликационные.
3.Обсуждаете ли вы с родителями просмотренные передачи?
4.Какие передачи тебя больше интересуют?
* Политические обзоры.
* Спортивные программы.
* Музыкальные.
* Телесериалы.
* Кинофильмы.
* Телеигры.
* Ток – шоу.
* Познавательные и общеобразовательные.
* Юмористические.
* Другое.
5.Сколько часов в день ты смотришь телевизор?
6.Рекомендуют ли тебе родители, какие передачи смотреть?