Карта урока истории на тему «Гражданская война в России» (9 класс)


Карта урока истории на тему «Гражданская война в России» в 9 классе.
Учитель: Егорова Ольга Александровна
Тип урока: урок формирования новых знанийЦель: дать общее представление о величайшей трагедии в истории России XX века – Гражданской войне.
Задачи:
в ходе изучения темы учащиеся должны понять, что в гражданской войне нет победителей, воспитывать толерантное отношение к различным политическим взглядам;
выяснить предпосылки и особенности Гражданской войны в России, рассмотреть расстановку противоборствующих сил в гражданском конфликте, их социальный состав и политические ориентации, последствия для судьбы страны в XX веке;
совершенствовать умение работать в группе;
развивать технологическую и коммуникативную компетентности.
Методы работы: поисково-исследовательскийТехнология: проблемное обучение
Формируемые УУД:
Регулятивные: умение организовывать свою деятельность; определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической, выдвигать версии; умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения.
Коммуникативные: Планировать учебные действия с учителем; умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность; умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность.
Личностные: осознание себя с судьбой страны, культурой; умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи; умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
Познавательные: логические действия - анализ объектов с целью выделения признаков; поиск и выделение необходимой информации; поиск и выделение необходимой информации.
Карта урока истории на тему «Гражданская война в России» в 9 классе.
№ УЭ Задания Выполнение задания
УЭ0В результате работы учащиеся должны усвоить:
Определение гражданской войны. Причины, этапы, участники.
Определение интервенции. Начало интервенции.
Окончание гражданской войны.
Причины победы большевиков.
Научиться:
Рационально использовать своё время.
Осуществлять контроль и самоконтроль.
Уметь соотносить результат работы с поставленными целями.
Уметь устанавливать причины событий, работать с картой, делать выводы. Прочтите задачи. Тему урока запишите в тетрадь.
УЭ1Входной контроль.
Причины Гражданской войны.
− Каковы были причины гражданской войны? Обведите кружком номера утверждений, с которыми вы согласны:1) несоответствие целей по преобразованию общества с методами их достижения;2) гражданская война – справедливая месть народа эксплуататорам;3) национализация всей земли конфискация помещичьих земель;4) гражданскую войну вызвали иностранные империалисты;5) национализация промышленности, ликвидация товарно-денежных отношений;6) гражданская война – это схватка нового со старым, отжившим;7) создание однопартийной системы, установление диктатуры пролетариата. Запишите ответы в своей тетради. Оцените свою работу по 3- балльной системе.
УЭ2Этапы Гражданской войны.
Вы должны изучить несколько точек зрения на начало и периодизацию гражданской войны. Прочтите текст в учебнике на стр. 165-168. Выполните одно из двух заданий:
1. Перечислите особенности гражданской войны и интервенции на каждом этапе, заполнив таблицу (год, гражданская война, интервенция);
2. Составьте кольцо фронтов в 1918 году и определение интервенции. Вы работаете в паре. Внимательно выслушайте ответы друг друга. Оцените свою работу. Поставьте оценку в таблице оценок.
Контрольное задание.
Сопоставьте тактику «красных» и «белых» в годы Гражданской войны. Какие проблемы оказались равнозначно сложными и вынудили прибегнуть и тех и других к террору? Выполните контрольное задание на отдельном листе и сдайте его учителю.
УЭ3 Изучите военные действия: разгром Колчака, Деникина, Врангеля, войну с Польшей. Составить краткие записи – схемы военных действий. Прочтите текст, стр. 168-170 (выборочно), стр. 171-174 и составьте записи схемы. Работаете в группе по 4 человека. Самостоятельно оцените результаты и занесите в таблицу оценок.
Контрольное задание.
1.К какому году гражданской войны относятся ниже перечисленные события? Поставьте соответствующие буквы на линии времени.а) Мятеж чешского корпуса;б) установление «красного террора»;в) разгром армии Врангеля;г) разгром армии Колчака;д) советско-польская война;е) разгром армии Деникина;ж) принятие первой Советской Конституции;з) разгром армии Юденича.
2. Установите соответствие между правой и левой колонками (соедините стрелками).Контрольное задание выполните на отдельном листе и сдайте учителю.
УЭ4Итоги Гражданской войны.
Задача: выявить последствия Гражданской войны.
Прочтите стр. 179-180, повторите стр. 173-174. Обсудите вопросы в группе:
1) Какая из оценок гражданской войны наиболее верна:а) это столкновение нескольких сил: красных, белых и «зеленых» (крестьянское движение);б) это трагедия народа;в) это героическая страница истории?
2) Как зеленые, крестьяне, относились к двум другим силам? Отметьте ответ, с которым вы согласны, или закончите свой:а) сочувствовали красным, давшим им мир и землю;б) боролись с красными, запретившими торговлю хлебом;в) «наплевать, наплевать – надоело воевать»;г) боролись как с красными, так и с белыми, которые одинаково грабили и убивали крестьян;д) соблюдали дружелюбный нейтралитет;е) в конце войны, желая стабильности, поддержали сильнейших, сохранивших власть в столице, т.е. красных.
3) Почему крестьяне не выступили самостоятельной силой (кроме Махно в Гуляй-поле) и поддерживали то белых, то красных?
4) Кто, по вашему мнению, победил в гражданской войне? Отметьте аргументы, которые вы считает верными:а) победили красные, так как Советская власть, диктатура пролетариата, сохранилась и даже укрепилась;б) победили белые, так как властью были сделаны уступки (экономические и политические) свергнутым эксплуататорским классом;в) победили зеленые, т.к. после войны Советская власть была вынуждена под влиянием их требований перейти от продразверстки к продналогу.5)Какое влияние оказала гражданская война на политическое развитие России?6) Отметьте понятия, которыми можно охарактеризовать советское государство в 1920-21 годах:многопартийность / однопартийность;демократия / диктатура;открытость общества / закрытость общества.
7) Определите причины победы большевиков:а) попытка реставрации помещичьего землевладения оттолкнула крестьян от Белого движения;б) население национальных окраин поддержало большевиков, поверив декларации «о правах наций на самоопределение» и другим обращениям к нерусским народам;в) большевики сумели создать массовую дисциплинированную армию на основе всеобщей воинской повинности, мобилизовать все ресурсы страны, превратив её в единый военный лагерь.Оцените свою работу в микрогруппе (4 человека) в таблице оценок.
УЭ5 Итоговый контроль.
Проверьте усвоение темы, ответьте на вопросы:
1.После Октября 1917 г. оппозиционные большевикам партии:А. Поддержали политику большевиков;Б. Вступили в ряды Красной Армии;В. Возглавили антибольшевистские выступления;Г. Приглашены большевиками в правительство.
2. К 1920 г. относится:А. прорыв обороны П.Н.Врангеля на Перекопе;Б. выступление А.И.Деникина на Москву;В. поход войск Н.Н.Юденича на Петроград;Г. поход войск Л.Г. Корнилова на Петроград.
3. В годы Гражданской войны:А. Улучшилось положение рабочих;Б. Ухудшилось положение всего населения;В. Участились забастовки рабочих и служащих;Г. Население не помогало Красной Армии.
4. К причинам победы большевиков в Гражданской войне не относится:А. Свержение национальных правительств;Б. Разгром антисоветских сил внутри России;В. Поддержка населением идей большевиков;Г. Введение сепаратных переговоров с Германией.
5. К 1920 г. относится:А. Советско-польская война;Б. Поход генерала Н.Н.Юденича на Петроград;В. Выступление чехословацкого корпуса;Г. Расстрел царской семьи.
6. Когда в Красной Армии был введен институт военных комиссаров:А. апрель 1918г.;
Б. ноябрь 1918 г.;
В. май 1919 г.
7. Почему красные смогли одержать победу в Гражданской войне?А. Большевики смогли в короткий срок создать дисциплинированную армию;Б. Политическая и организационная слабость белого движения; В. Умелая мобилизация экономических и людских ресурсов на нужды фронта;Г. Верны все ответы. Листы с ответами сдайте учителю.
УЭ6Рефлексия.
Ответьте на вопросы:
1. Что нового вы узнали на уроке?
2. С каким настроением вы изучали материал?
3. Все ли было понятно?
4. Было ли интересно?