План урока по истории на тему Гражданская война в России (9 класс)

Тема урока: «Гражданская война»
Класс: 9
Предмет: история
Цель урока:
Образовательная: создать целостное представление о Гражданской войне; обеспечить усвоение учащимися целей, политической и экономической программы белого движения, причин его поражения, выяснить причины победы большевиков.
Развивающая: развивать умение самостоятельной работы с фактическим материалом; содействовать развитию критического мышления через генерирование идей и принятие командного решения, развитию навыков классифицирования информации; содействовать развитию коммуникативных умений и сотрудничества, навыков активного слушания и возможности обучаться друг у друга.
Воспитательная: показать глубину трагедии российского народа, ввергнутого в братоубийственную войну, воспитание патриотизма, любви к Родине, толерантности, чувства справедливости и нравственности, помочь учащимся выработать собственную позицию по отношению к событиям того времени.
Основные и опорные понятия: гражданская война, интервенция, сепаратный мир.
Оборудование урока: презентация.

План урока.
Организационный момент.
Цель: подготовка учащихся к работе на уроке.
Проверка домашнего задания.
Цель: выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, способствовать развитию навыков активного слушания и возможности обучаться друг у друга.
Структура Релли Робин (работа в парах: учитель задает вопрос, 1 ученик отвечает на вопрос, второй его слушает, затем учитель спрашивает второго, и т.д.).
Какие вопросы предложил решить Ленин на 2 съезде Советов?/о мире, о земле, о власти/.
Что означал Декрет о мире? /Выход России из войны, призыв к воюющим странам к миру без аннексий и контрибуций. Аннексия – насильственный захват территории другого государства. Контрибуция – платежи, налагаемые странами победителями на побежденные в войне страны./
В чем состоял декрет о земле? /Землю конфисковали безвозмездно у помещиков и распределили между крестьянами безвозмездно/
Что провозгласил Декрет о власти? /Власть повсеместно переходит к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов./
Высший орган власти по Конституции: Всероссийский съезд Советов.
А в промежутках между съездами: ВЦИК. /Высший законодательной, распорядительный и контрлирующий орган советской власти с 1918 по 1937 год/
Структура Тэйк оф – Тач Даун / сесть-встать (если утверждение верно, надо встать, если – нет, не вставать)
Первая Конституция России была принята в 1918 году. +
Высшим исполнительным органом власти Был ВЦИК -
Второй съезд Советов открылся 25 октября 1917 г. +
Председателем ВЧК был назначен Ульянов-Ленин -
Председателем СНК был избран Ульянов-Ленин.
Высшим органом исполнительной власти был СНК. +
Подготовка учащихся к усвоению нового материала – 2 мин.
Цель: показать значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы.
Структура Плейсмэт консенсус (Карта согласия)
Цель: повторить определение и характерные черты понятия «конституция», способствовать развитию умения генерировать идеи, принимать командные решения.
Тема: что такое гражданская война?
Записать максимальное количество идей по теме на своей части листа. По очереди обменяться своими идеями. Если команда приходит к консенсусу, один ученик записывает эту идею в центральный квадрат. Ученики продолжают до тех пор, пока все не поделятся своими идеями. Идеи, записанные в квадрат, являются решением всей команды.













План изучения нового материала.
Основные понятия: Гражданская война, интервенция.
Причины и начало Гражданской войны.
«Краски войны».
Периодизация Гражданской войны.
Итоги Гражданской войны
Закрепление изученного материала.
Цель: закрепить знания и умения учащихся по новому материалу; содействовать развитию коммуникативных умений и сотрудничества, навыков критического мышления и внимательности; навыков активного слушания и возможности обучаться друг у друга.
Структура Куиз-куиз-трейд (Опроси-опроси-обменяйся карточками)

Подведение итогов урока.
Цель: сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.
Домашнее задание.
§ 14, 15.
Написать резюме урока по теме «Гражданская война – это героические или трагические страницы в истории нашей страны?» стоимостью 1000 рублей.
При написании необходимо использовать не менее 10 основных и опорных понятий, положений по данной теме.
1 понятие оценивается в 100 рублей.
Что такое гражданская война?



15