Методическая разработка урока по УД История И помнит мир спасенный….


Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области
«Ростовский – на - Дону строительный колледж»
Цикловая комиссия ОГСЭ и ФЭД
Методическое обеспечение
урока по дисциплине: «История»
по теме: «И помнит мир спасенный..», посвященный итогам и значению Победы советского народа в Великой Отечественной войне
для специальности 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Ростов-на-Дону 2015 год
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании цикловой комиссии ОГСЭ и ФЭД
Протокол № 6 от 01.02.2013 г.
Председатель ЦК
Коваленко Л.А.______________ Заместитель директора по учебно-методической работе
Сухаревская О.В. __________
Составитель: преподаватель истории Каминская Н.И.
Содержание урока «И помнит мир спасенный…»
1 Пояснительная записка
2 Цели и этапы урока
3 Программа урока
4 Приложения
1 Пояснительная записка
Мы живем в сложное, противоречивое время. В наше нестабильное, полное противоречий время, когда иногда утрачивают свое значение нравственные ценности и чувство патриотизма порой вовсе не знакомо подростковому поколению, возникает необходимость в проведении занятий, которые способствуют воспитанию в детях любви и уважения к своей Родине и Защитникам Отечества. Приученные к прагматическому образу жизни, мы начали забывать простые человеческие понятия: честь, достоинство, верность, связь поколений, вечная память и благодарность отцам и дедам за их спасительный подвиг, особенно в годы Великой Отечественной войны. Изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределенностью будущее. В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Военно-политические итоги и уроки Великой Отечественной войны огромны и принципиальны. Прежде всего, победа народов Советского Союза над фашистской Германией имела всемирно-историческое значение. Она оказала огромное влияние на все послевоенное развитие человечества. Были защищены честь и достоинство, национальная государственность и независимость многонационального Советского союза, в том числе и многонациональной Российской Федерации. Человечество это избавлено от угрозы фашистского порабощения. Вооруженные Силы СССР спасли мир, цивилизацию, оказали помощь многим народам Европы и Азии в освобождении от поработителей. Разгром германского фашизма и японского милитаризма привел к падению реакционных режимов в ряде государств Европы и Азии, создал благоприятную обстановку для борьбы трудящихся за мир и демократию во всем мире, за свое социальное и национальное освобождение, крепились позиции прогрессивных, демократических, миролюбивых сил. Ускорился процесс распада колониальной системы.
Великая Отечественная война была тяжелейшей из всех войн мировой истории. Она унесла около 27 млн. жизней советских людей, часть из них гражданское население, погибшее в гитлеровских лагерях смерти, в результате фашистских репрессий, болезней, голода. Эти потери составили свыше 40% всех людских потерь во Второй мировой войне. Материальный ущерб, причиненный немецко-фашистскими захватчиками Советскому Союзу, составил около 30% его «национального богатства, а в районах, подвергшихся оккупации, - около 67%. Этот 'ущерб слагался из потерь, вызванных разрушением, уничтожением и хищением производственных фондов, из военных расходов, ставших необходимыми в результате войны и связанной с ней перестройкой экономики.
 Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию студентов с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма.
Открытый урок по теме: «И помнит мир спасенный..» проводится в курсе изучения дисциплины «История» для студентов первого курса колледжа как итоговый в рамках изучения темы «Вторая мировая война и Великая Отечественная война».
Урок включает три стадии:
Подготовка урока
Проведение урока
Обсуждение урока и подведение итогов (рефлексия)
Открытый урок помогает актуализировать следующие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
2 Цели и этапы урока
Цели урока:
на основе объективного осмысления старшеклассниками исторического значения Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, вклада СССР в разгром фашизма во Второй мировой войне создать условия для  развития мировоззренческих убеждений учащихся;
расширения их социального опыта;
определения личностного отношения к истории Великой Отечественной войны.
Методическая задача:
развитие способностей учащихся сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей;
формирование умений выделять главное в исторических суждениях;
Воспитательная задача:
воспитание в молодом поколении  чувства патриотизма, гражданственности, толерантности, уважительного отношения к историческому прошлому своей страны.
Оснащение урока: икт, аудиозаписи с музыкой военных лет, презентации, документальное видео о блокадном Ленинграде, сообщения.
                                            План урока.
Вступительное слово преподавателя.
2 Периодизация Великой Отечественной войны
Все для фронта, все для Победы.
4 Выдающиеся полководцы Великой Отечественной войны
5. Подвигу жить в веках…  Значение и цена Победы в войне
Основные понятия:  «Барбароссы», «блицкриг», «Ост», «рельсовая война», «концерт» и др.
Важнейшие даты:
ПЕРВЫЙ ПЕРИОД  ВОЙНЫ     (оборонительный )          22 ИЮНЯ 1941 Г. –   18 НОЯБРЯ 1942 Г.
ВТОРОЙ ПЕРИОД  ВОЙНЫ  (борьба за инициативу- наступательный)
           19 НОЯБРЯ 1942 Г. – ДЕКАБРЬ 1943 Г.
ТРЕТИЙ ПЕРИОД  ВОЙНЫ (наступательно – освободительный)
           ДЕКАБРЬ 1943 Г. –   9 МАЯ 1945 Г.
3 Программа урока
Вступительное слово преподавателя. Актуализация темы.
Прошла война, прошла страда 
Но боль взывает к людям
Давайте люди никогда
Об этом не забудем.
    Для нашей Родины всегда будет святым день 9 МАЯ, и всегда мысленно будут возвращаться к маю 1945 г. В те весенние теплые дни был закончен великий путь, отмеченный  многими испытаниями.
И наш человеческий долг поздравляя друг друга с праздником ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ, всегда помнить о тех, кого нет с нами, кто пал на войне.
Народ-победитель
– Какие уроки можно вынести из этой войны?
– Что мы можем сделать для тех, кто сражался, погиб в годы Великой Отечественной войны?
 Политики должны быть предельно ответственны за свои решения, а сами решения — адекватны интересам страны и народа. Ошибки и просчеты, допущенные накануне Великой Отечественной войны и в ходе нее, дорого обошлись советскому народу. Их исправление стоило больших жертв и потребовало огромных усилий. Следовательно, правящие и оппозиционные партии, их лидеры, руководители государств и их правительства обязаны критически оценивать свою деятельность.
Поэтому сегодня, ребята, особое место занимает наш урок, который является одновременно и утверждающим, и обязывающим, и напоминающим: это сила патриотизма, готовность к защите Родины. Как в годы Великой Отечественной, так и теперь, патриотизм — огромная сила в укреплении единства общества, формировании общенациональной идеи, решении экономических, социально-политических, правовых и других насущных проблем. Все мы вышли из прошлого, в котором отцы и деды, матери и бабушки, старшие братья и сестры защищали Родину, строили и укрепляли страну.
Без единства народа, без веры в его собственные силы невозможно осуществить преобразования нашего общего щита — армии и флота, которые позволят надежно защитить Родину. Знание истории минувшей войны способствует формированию жизненной позиции. Новые поколения должны знать о том, как и почему возникла жестокая и кровавая схватка нашего народа с нацизмом, каковы были ее ход и основные события, чем закончилась война и что дала Победа нашему народу, как мы воспользовались ее результатами.
Великая Отечественная война сформировала облик целой эпохи. И вполне закономерно, что не сужается круг острых вопросов ее истории, требующих правдивых и исчерпывающих ответов. При всем переплетении света и теней послевоенных десятилетий неизменным остается главное — бессмертие подвига народа-победителя.
В ходе нашего урока я хотела бы процитировать слова, участника Великой  Отечественной войны, маршала
Г.К. Жукова :«Бывший фронтовик не станет вам жаловаться —  не та закваска характера. Будьте сами предупредительны.
 Не оскорбляя гордости, относитесь к ним чутко и уважительно. Это очень малая плата за все, что они сделали для вас».
Студенты повторяют периодизацию Великой Отечественной войны.
Важнейшие даты:
ПЕРВЫЙ ПЕРИОД  ВОЙНЫ     (оборонительный )          22 ИЮНЯ 1941 Г. –   18 НОЯБРЯ 1942 Г.
ВТОРОЙ ПЕРИОД  ВОЙНЫ  (борьба за инициативу- наступательный)
           19 НОЯБРЯ 1942 Г. – ДЕКАБРЬ 1943 Г.
ТРЕТИЙ ПЕРИОД  ВОЙНЫ (наступательно – освободительный)
           ДЕКАБРЬ 1943 Г. –   9 МАЯ 1945 Г.

В девятый день минующего мая,
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края!
Мир победил! Окончена война!
Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – святее нету слова,
В тоске и славе этих лет
                                                          А.Твардовский
    (под звук метронома звучит речь диктора …. )Все для фронта, все для Победы! (Сообщения студентов и презентации)
Вторая мировая война была самой масштабной и разрушительной в истории человечества. Только в Европе погибло более 50 млн. человек. В войне участвовало 61 государство. Из-за воздушных бомбардировок и упорных боев, истребления на оккупированных территориях народов, провозглашенных гитлеровцами неполноценными, жертвы среди гражданского населения не уступали военным потерям. «Холокост» - истребление примерно 7 млн. евреев одно из самых известных в мире преступлений фашизма.
Из 18 млн. человек, попавших в фашистские концентрационные лагеря, было уничтожено 11 млн. Наибольшие потери в войне понесли следующие страны: Китай - 35 млн. погибших, СССР - около 27 млн. человек, Польша - около 5,6 млн., Югославия - 1,8 млн. человек.Всего, по новейшим данным, потери Красной Армии за годы войны составили около 12 млн. человек (5,2 млн. - учтенные боевые потери, 1,1 млн. - умершие от ран в госпиталях, 0,6 млн. погибшие от болезней, 5,1 млн. - пропавшие без вести и попавшие в плен; при этом известно, что 3,3 млн. погибли в немецких лагерях для военнопленных). Ранения и ожоги получили 15,2 млн. человек, из них инвалидами стали 2,6 млн. От бомбежек, репрессий, голода и болезней на оккупированной территории погибло 13 млн. человек. Примерно 5,3 млн. оказались насильственно угнаны на работы в Германию. От плохого питания и жестокого обращения умерло 2,2 млн. Около 500000 человек; так или иначе служивших немецким властям и отступивших на запад с войсками вермахта, не вернулись на Родину.
В СССР было полностью разрушено 1710 городов и поселков. Более 25 млн. человек лишились крыши над головой. 32 тыс. крупных и средних промышленных предприятий вышли из строя. Разрушению подверглось около 48 тыс. км железных дорог, 1870 мостов, 427 музеев. 1670 церквей было разграблено. Всего было разрушено 31850 промышленных предприятий. Общий ущерб, нанесенный экономике СССР, примерно в 20 раз превышал национальный доход страны за 1940 г.
Всего на советско-германском фронте было разгромлено не менее 2/3 сухопутных сил Германии. Здесь вермахт потерял свыше 73 % своего личного состава, около 75 % танков и артиллерии и минометов, свыше 75 % своей авиации. Советский Союз, безусловно, внес решающий вклад в победу во Второй мировой войне.
Победа во Второй мировой войне способствовала признанию значимости таких ценностей, как гуманизм, свобода иравноправие народов, универсальности единых для всех правовых норм.
Вопрос: Давайте сравним наши потери и потери немцев.. Ещё поработаем с «Фрагментом исторического документа «Людские потери на советско-германском фронте в 1941-1945 гг».
Безвозвратные потери вермахта за весь период войны составили 13,4 млн. человек, в том числе на Восточном фронте - 7,2 млн. человек. От бомбежек и в результате военных действий в Германии погибло и без вести пропало не менее 3,3 млн. человек ее союзников (Италии, Венгрии, Румынии, Финляндии, Болгарии) потеряли на советско-германском фронте около 1,5 млн. человек. Точное число военнопленных, оказавшихся в годы войны на территории СССР, неизвестно, оно измерялось числом от 4 до 6 млн. человек. Многие из них погибли из-за сурового, непривычного для них климата, голода и болезней. По данным на апрель 1946 г., на территории Советского Союза находилось около 1,6 млн. военнопленных - бывших военнослужащих германской армии и
500 000 - японской. К весне 1950 г. большинство из них были репатриированы (возвращены на родину). 
Блокадный Ленинград….Одна из самых страшных и героических страниц Великой отечественной войне. (Презентация )
Партизанское движение и подполье в годы Великой Отечественной войны.
В тылу, как в бою.  Оружие Победы.
 Германское руководство помимо плана захвата СССР « Барбаросса» разработало план "ОСТ", план покорения народов Восточной Европы. Основные положения плана:
ликвидация СССР как единого государства;
полное уничтожение некоторых народов СССР и резкое сокращение численности остальных;
"онемечивание" эстонцев и латышей;
заселение освободившихся земель немцами.
Первоочередная задача сформированных отрядов: наладить связь с "Большой Землей".
Цель: получать снаряжение и боеприпасы.
Несмотря на трудности, партизанское движение стало силой, с которой пришлось считаться оккупантам, начиная с 1942 г. Партизаны установили контроль над рядом территорий:
Белоруссии;
Северной Украины;
Брянской области;
Смоленской области;
Орловской области.
30 мая 1942 г. создается Центральный штаб партизанского движения (возглавлял первый секретарь ЦК ВКП(б) Белоруссии Пономаренко).
В августе—сентябре 1942 г. в Москве проводится заседание командиров партизанских соединений:
Борьба на оккупированных территориях была всенародной, несмотря на массовые казни мирных жителей. Мирные жители прятали евреев, коммунистов, раненых бойцов и командиров Красной Армии, помогали партизанам и подпольщикам.
Партизанская война наводила ужас на фашистских захватчиков. Героями Великой Отечественной войны стали комсомольцы из подпольной молодежной организации "Молодая гвардия " в Краснодоне.
Советский тыл в годы Великой Отечественной войны
Победы Красной Армии в 1942—1943 гг. были обусловлены титаническими усилиями по перестройке экономики на военный лад.
Быстрое продвижение фашистских войск на восток, захват ими территорий, на которых производилась значительная часть промышленной и сельскохозяйственной продукции, поставили экономику СССР в тяжелейшие условия. Но это сблизило людей, которые понимали, что в борьбе решается судьба всего Отечества.
В 1941 г. производство упало до 52% от уровня 1940 г., так как большинство промышленных предприятий находилось в пути следования к новым местам дислокации (проходил первый, а затем второй этап эвакуации предприятий).
Эвакуация осуществлялась Советом по эвакуации (возглавлял Шверник).
Эвакуировано 1500 предприятий и 11 тысяч человек.
Усилилась централизация управления экономикой.
           Основные мероприятия ГКО:
введение обязательных сверхурочных;
введение 11 -часового рабочего дня и 6-дневной рабочей недели;
отмена отпусков и выходных дней;
прикрепление рабочих к предприятиям;
усиление централизованного планирования производства;
ужесточение санкций за нарушение трудовой дисциплины;
увеличение в колхозах минимума трудодней (в 1,5 раза);
установление минимума трудодней и для подростков 12 лет.
Несмотря на суровый и самоотверженный труд, быстро восполнить потери было невозможно.
С февраля 1942 г. с целью замены ушедших на фронт специалистов около 2 млн. взрослых и юношей прошли ускоренный курс ФЗУ (профессионального обучения). Произошло обновление рабочего класса. Доля женщин в народном хозяйстве стала преобладающей (например, число женщин-трактористов составляло 40%).
Полученное в 1942 г. зерно позволило обеспечить армию и население продовольствием.
Тем не менее, в конце 1942 г. СССР значительно опередил Германию в выпуске боевой техники и ликвидировал превосходство Германии в количественном производстве основных видов вооружения и их качестве:
была сконструирована 152-мм гаубица;
начался массовый выпуск "Катюш";
появились новые истребители Як-9, Як-3 (конструкторское бюро А. Яковлева);
стал серийным выпуск пикирующего бомбардировщика Пе-2 и штурмовика Ил-2;
 в 1942 г. советские заводы выпустили 25 тысяч самолетов (Германия - 15 тысяч);
на вооружении Красной Армии появился танк Т-34 (конструкторское бюро М. Кошкина);
ужас на немецких танкистов наводил тяжелый танк ИС ("Иосиф Сталин");
 (танков было выпущено за годы войны 102 800 (Германия - 43 400);
был налажен массовый выпуск пистолета-пулемета Дегтярева и автомата Калашникова;
в 1944 г. выпуск военной продукции достиг высшей точки.
Выдающие полководцы в годы Великой Отечественной войны: Г.К. Жуков, С.К. Тимошенко, К.А. Мерецков, А.М. Василевский, К.К. Рокоссовский, А.И. Еременко, И.С. Конев, И.Х. Баграмян, П.А. Ротмистров, Р.Я. Малиновский, Л. А. Говоров, И.Д. Черняховский и другие, внесшие неоценимый вклад в дело Великой Победы. (Сообщения и презентации о полководцах)
,
Подвигу жить в веках…. Значение и цена Победы в войне.
                              Источники Победы:
Массовый героизм и самоотверженность людей;
Единство фронта и тыла;
превосходство советской экономики в обеспечении фронта, героическая работа тыла;
Окрепшая в войне сила Красной Армии, выросшее военное искусство полководцев;
Героическая борьба партизанских соединений  и подполья ;Создание антигитлеровской коалиции,  открытие второго фронта.
                                    Итоги войны:
была создана мощная военная промышленность в СССР;
выдвинулись замечательные полководцы советской военной школы
(Жуков, Василевский, Рокоссовский, Конев и другие),
СССР по итогам войны закрепил за собой земли, приобретенные, в 1939-1940 гг. и получил новые территории:
- Калининградскую и Закарпатскую области на Западе,
- вернул отошедшие по Портсмутскому миру (1905г.) территории: Курильские острова и Южный Сахалин на Востоке;
были заложены основы послевоенного мирного порядка, приняты решения по созданию Организации Объединенных Наций (ООН);
Советским Союзом был завоеван большой международный: авторитет, заложена основа для создания социалистического блока государств в Европе и Азии;
открылись возможности демократического развития, распались колониальные империи в Азии и Африке;
на Нюрнбергском процессе (1945- 46 гг.) были осуждены руководители III рейха и фашистская идеология;
произошло укрепление сталинского тоталитарного режима.
. Заключительный этап урока. Подведение итогов. Формирование выводов и своего отношения к теме Великой Отечественной войны.

Великая победа, главным источником которой были стойкость и героизм народов СССР, изменила социально-психологическую атмосферу в обществе, сознание людей. Патриотизм, готовность отдать жизнь за Родину были осознанным выбором. Формировались такие качества личности, как инициативность и ответственность, готовность принимать самостоятельные решения. Фронтовики мечтали о послевоенной жизни, в которой не будет места репрессиям и несправедливости — об этом ярко говорят строки письма из действующей армии: «Знаешь, родная, я часто думаю о том, как будут жить люди после войны, мне кажется, что за это время все так научились ценить жизнь — даже в самых простых ее проявлениях, что каждая минута ее будет радостна и каждое движение благостно» (из письма В.Л.Занадворова жене, 19 октября 1942 г.).
ЛИТЕРАТУРА:
Борисов Н.С., Левандовский А.А., ЩетиновЮ.А.Ключ к истории Отечества - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.- 192с.
Великая Отечественная война: Вопросы и ответы /Бобылев П.Н., Липицкий С.В., Монин М.Е., Панкратов Н.Р. - М.: Политиздат, 1984.- 430с.
Данилов А.А., Косулина Л.Г.История России, ХХ век - М.: Просвещение, 1995.- 366с.
Жукова Л.В.История. Ответы на вопросы - М.: 1 Федеративная Книготорговая Компания, 1998.- 256с.
История Отечества: Учеб.-метод. пособие /Редкол.: А.П. Лебедев, С.К. Котков, Л.Г. Филатов и др. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1998.- 140с.
История России IХ-ХХ вв.: Курс лекций /Под ред. док.истор. наук проф. В.В. Леванова - М.: «Зел О», 1997.- 727с.
История России. ХХ век /А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитриенко и др. - М.: Изд-во АСТ, 1996.- 608с.
КардашовВ.И.Рокоссовский: ЖЗЛ - М.: Молодая гвардия, 1973.- 448с.
МильтюховМ.Тайны без истории. «Альтернативный подход» в узости «широчайших возможностей» //Книжное обозрение «ExlibrisНГ» Приложение к «Независимой газете» №43, ноябрь 1998г.
Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохин Г.А.История России - М.: Проспект, 1998.- 544с.
Полководцы и военачальники Великой Отечественной: Сборник. ЖЗЛ /Сост. и науч. ред. А.Н. Киселев - М.: Молодая гвардия, 1971.- 448с.
http://wwii-soldat.narod.ru/http://militarymaps.narod.ru/ Карты военных действий второй мировой войны.
http://soldat1941-1945.narod.ru/index.html «Солдат 1941-1945»