Консультация для родителей на тему Избалованный? И да, и нет


Избалованный? И да, и нет.
«Детей надо баловать, тогда из них вырастают настоящие разбойники» Насколько справедливы эти слова?
Какого малыша считать избалованным? Не секрет, что в разных семьях совершенно разные правила: кто – то считает, что покормить кроху по его просьбе на 15 минут позже – недопустимое баловство и серьезное нарушение режима, а некоторые мамы потчуют своих малышей сладостями перед обедом и не видят в этом ничего особенного.
Считается, что избалованные дети – это капризные, эгоистичные, требовательные, нетерпеливые чада. Как же получается, что мамы и папы, желая вырастить милых и добрых малышей, на самом деле пестуют избалованных тиранов?
Давайте начнем разбираться с самого начала.
Что же значит баловать младенца? На этот счет есть распространенный миф: если подходить к ребенку по первому зову, то он вскоре начнет манипулировать мамой. Подобное мнение очень живуче, особенно среди старшего поколения. Но дело в том, что до 3 месяцев ребенок действительно очень остро нуждается в физической близости с матерью. Ее обязанность - быть рядом. Криком младенец оповещает о каком – то неудобстве в своей жизни. Никакая это не вредность, а настоящая необходимость – у него болит животик, ему жарко или, наоборот, он замерз, а может, хочет кушать. Правда, не надо усердствовать и стремиться предупреждать все его малейшие желания. Тянется к погремушке, хочет подняться в кроватке – имейте терпение дождаться, когда это получится у него самостоятельно.
Ну почему же наши любимые дети становятся избалованными?
Первая причина, по которой родители воспитывают избалованных детей – желание обрести собственное спокойствие. Сначала мамы и папы игнорируют детскую самостоятельность, забывая о том, что на втором году жизни малыш активно начинает познавать окружающий мир предметов. Для родителей – это время волнений – они переживают, чтобы ребенок не упал, не обжегся, не поранился. Если мама очень волнуется, то скорее всего, она будет пытаться предупредить малейшую опасность или неудобство в жизни малыша. В результате мама, сама того не желая, существенно ограничивает самостоятельность и активность ребенка. Это ведет, во – первых, к конфликтам, а во – вторых, к постепенному снижению познавательной активности малыша. Ребенок привыкает, что все за него решает и делает мама, и принимает это как должное. Потом побудить его к самостоятельному выполнению будет довольно сложно.
Вторая причина – несхожесть темпераментов. Иногда мама все делает за ребенка только потому, что их темпераменты не совпадают. Например, она – энергичная, а малыш – задумчивый меланхолик. Надо идти в садик, времени осталось совсем немного, а карапуз уже 10 минут обувается. Конечно, удобнее и быстрее просто помочь ему надеть ботинки, но воспитание состоит из мелочей – опоздали бы в садик на несколько минут, но малыш был бы горд своей самостоятельности. В 3 года дети во всем стремятся подражать взрослым. Не отказывайтесь от предложения помощи от маленького помощника, не жалейте времени и терпения, хотя детская помощь часто бывает неуклюжей, а иногда и разрушительной.
Нередко долгожданный поздний ребенок возводится родителями в ранг божества. Им нравится баловать его, потакать всем желаниям, бесконечно дарить игрушки. Они хотят видеть своего ребенка только радостным. Но как бы вы не любили своего ребенка, не стоит делать его жизнь идеальной – без забот и хлопот. Реальность отнюдь не такая, и, осознав это в более старшем возрасте, ребенок может быть потрясен. В семье малышам внушают, что они исключительные, но похвала – это очень тонкий педагогический инструмент, противоположность которого – критика. Если ребенок никогда не знал последнего, то и стимулирующее значение похвалы постепенно снижается, и собственные действия он не может оценить адекватно. Когда 3-летняя малышка ударит дедушку, а мама или бабушка будут смеяться, очевидно, что ребенок не понимает истинных смыслов своих поступков – он дезориентирован семьей. Но в детском коллективе, где другие критерии оценки, не встретив привычного признания, ребенок может заболеть неврозом.
Еще одна из причин – чувство вины перед ребенком.
Если известие о своей беременности женщина воспринимает со смешанными чувствами или, решив рожать, потом сожалеет об этом, то на подсознательном уровне она испытывает чувство вины перед ребенком. Появившись на свет, младенец становится объектом гиперопеки со стороны матери. Все пожелания ребенка исполняются, часто из последних сил. Мама постоянно рядом, веселит, развлекает ребенка. И когда по каким – то причинам она перестает это делать – кроха «устраивает концерт».
Ребенок, как средство решения конфликтов.
В семье, где отношения между разными ее членами конфликтны, малыш зачастую служит средством манипуляции друг другом. Каждый старается добиться детского расположения, используя запрещенные приемы. А ребенок начинает пользоваться им, умело апеллируя то к одной, то к другой стороне для удовлетворения своих желаний.
Часто на улице можно увидеть ребенка, который криками и слезами пытается доказать, что его идея (купить сладости, игрушки, остаться на площадке) лучше маминой, и прохожих, которые бросают косые взгляды – какой избалованный! Но надо понимать, что кроха – это не микрокопия взрослого, а меленький человек с определенными закономерностями психики. Ребенок и не должен походить на стойкого оловянного солдатика. Его нервная система быстрее истощается. Ведь капризничают порой и самые тихие детки.
Как же найти золотую середину?
Прежде всего скажите себе, что вы имеете право на ошибку. Не бывает идеальных родителей. Не бойтесь сделать ребенку строгое замечание и не старайтесь выполнить каждое его требование. Хорошо, если детский плач не выводит вас из себя настолько, что вы готовы идти на любые уступки, лишь бы он прекратился. Иногда твердость необходима, даже если это вызывает слезы. Но всякий раз, когда вы говорите «нет», мотивируйте: «Нельзя есть на улице, потому что руки грязные и потом заболит живот». Избранные вами запреты должны действовать постоянно. Полезно договориться с родными, что будет разрешено ребенку, а что нет.
Поощряйте детскую инициативу и любознательность. Старайтесь предоставлять ребенку выбор в каких – либо ситуациях: «На улице мороз, как ты думаешь, какую шапку тебе лучше надеть?»
Зная и чувствуя потребности своего малыша, вы сможете добиться гармонии в ваших отношениях.