Самоанализ урока «Сложение двузначных чисел (общий случай). Закрепление алгоритма сложения»


Самоанализ урока математики,
проведенного во 2 классе «В» МБОУ «СОШ №32»,
учителем начальных классов Фаваризовой Г.Х.
Тема: «Сложение двузначных чисел (общий случай). Закрепление алгоритма сложения».
Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Способы сложения и вычитания в пределах 100».Тип урока: комбинированный, урок закрепления, поэтому в структуре урока этапы:
I. Организационный момент
II. Целеполагание
III. Устный счёт
IV. Минутка чистописания
V. Закрепление по алгоритму решение простых примеров.
VI. Закрепление по алгоритму решение составных примеров.
VII. Физминутка
VIII. Самостоятельная работа
IХ. Решение задачи
Х. Многоугольники
ХI. Домашнее задание
ХII. Итог урока
ХIII. Рефлексия
Класс обучается по УМК «Начальная школа 21 века». В классе 24 ученика. Дети с разным уровнем познавательной активности, темпом работы. Исходя из особенностей класса и темы урока, поставила следующие цели и задачи:
Цель: Создание условий для формирования умения применять алгоритм сложения.
Задачи:
образовательные: совершенствовать вычислительные навыки, частные и общие приемы сложения и вычитания двузначных чисел, навыки решения задач, закреплять знания учащихся о многоугольниках;
Развивающие: развивать умение рассуждать и обобщать, анализировать и сравнивать, развивать мышление, память, внимание, способность к самоконтролю.
воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру; аккуратность, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению математики.
Здоровьесберегающая задача: сохранение физического и эмоционального здоровья учащихся во время урока. 1
Работая над здоровьесберегающей задачей я использовала: звуковую, изобразительную, внутреннюю (речь учителя) для поддержания эмоционального настроя учащихся; смену поз (работа, стоя, выход к доске, работа в паре допускалась в удобной позе); целевую физминутку. Во время письменных работ я не забывала контролировать правильную посадку учащихся во время письма.
В ходе урока применяла разнообразные методы: словесный, наглядный, практический. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах, самостоятельная работа, работа с учебником, учитель-ученик, проговаривание алгоритма сложения и вычитания по цепочке.
В результате у обучающихся были сформированы УУД Предметные УУД,личностные УУД,метапредметные УУД.
Предметные УУД- знание названия и обозначения операции сложения и вычитания, находить значения выражений, содержащих одно действие «столбиком».
Личностные УУД:Формирование:
- интереса к математике;
- желания выполнять учебные действия в содружестве;
- мотивация к учебной деятельности;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата.
Метапредметные универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
- самостоятельное формулирование познавательной цели, умение определять тему урока; умение производить простые логические действия (сравнение, обобщение); поиск и выделение необходимой информации; применение деятельностного метода обучения.
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками при работе в паре; умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами, объяснять свой выбор, аргументировать; формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю).
Регулятивные УУД:
- целеполагание, контроль деятельности в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, в форме обратной связи; волевая саморегуляция; коррекция; оценка. 2
На первом этапе урока мною была визуально проверена подготовка учащихся к занятию и установлен первый эмоциональный контакт с целью создания благоприятной психологической и эмоциональной обстановки для дальнейшей работы. С этой же целью была использована изобразительная и звуковая наглядность. Проведена пальчиковая гимнастика.
На следующем этапе запись числа, классной работы + памятные даты: Международный день школьных библиотек. 75 лет назад изобрели ксерокопию. Цель этогоэтапа обратить внимание учеников на наиболее значимые даты из истории.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: тему и задачи урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
Посмотрев на экран, дети увидели, что будут складывать и вычитать числа, решать задачи, чертить многоугольники.Для формирования познавательного мотива, повышения интереса к уроку я ввела детей в мир путешествия, применила наглядность и собственную речь: электронная почта: обучающимся предлагала числовые выражения, они называли значение этих выражений. Правильные ответы помогли нам открыть буквы имени сказочного героя, тем самым на этом этапе урока совершенствовала вычислительные навыки. С целью повышения мотивации я прибегала к похвале учащихся.
Следующий этап - устный счёт – работали в парах, по цепочке, продолжала вводить детей в мир путешествия. Нам нужно было сложить части разорванной карты, по которой можно найти дом Лесовичка, а для этого нужно правильно решить примеры устного счёта.Для обеспечения активной познавательной деятельности использовала сочетание фронтальной и индивидуальной работы, использовала парную форму работы.
Карта сказочного леса.Все ответы устного счёта появлялись на слайде.
Расположили числа в порядке убывания, возрастания, самое маленькое число записали на минутке чистописания. Основной целью данного этапа являлось развитие внимания и формирование навыка каллиграфического письма.
Работа с пословицей развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики – это и есть цель данного этапа.
Продолжаем искать путь Лесовичка, идём по тропинкам, 1 тропинка - закрепление по алгоритму решение простых примеров, 2–закрепление по алгоритму решение составных примеров.Рефлексивно – оценочные этапы.Их дидактическая задача – воспроизведение опорных знаний предыдущего урока, установление осознанности их понимания, полноты и правильности их применения. На этих этапах мне удалось вовлечь учащихся в процесс активного взаимодействия по реконструкции ранее изученного материала. 3
3 тропинка – самостоятельная работа. Во время этого этапа, я использовала задания, нацеленные на формирование умения применять полученные знания. Дифференцированное задание нацелено на поддержание успеха выполнения, что развивает самооценку и свободу выбора ученика. На этом этапе удалось определить уровень усвоения материала. Учащиеся на этом этапе работали практически самостоятельно. Моя роль на данном этапе заключалась в координации и консультации (индивидуальной). Я занимала позицию: «Я рядом. Я с вами». По окончанию самостоятельной работы, с помощью готовых решений на экране, учащиеся осуществили самопроверку. Результаты проверки афишировались поднятием руки.
Физминутка позволила частично нейтрализовать физическую усталость поддержать эмоциональный настрой.
Мы получили ответы, значит, пришли в единую точку на карте, на дорогу, ведущую к домику Лесовичка. Решение задачи. Разбор задачи,словарная работа: цистерна и платформы, решение задачи по группам: самостоятельно и со мной.Деятельность ученика:ориентироваться в предложенном материале, описывать явления и события с использованием чисел.Планируемые результаты:предметные: знание названия и обозначения операции сложения; находить значения выражений, содержащих два действия, знание алгоритма. Регулятивные: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с задачей.Оценка результатов деятельности ученика:проверка.
Дальше путешествуя, подошли к домику Лесовичка. Он предлагает выполнить задание 17 стр.71. Цель данного этапа - создание условий для закрепления умения изображать многоугольник и обозначать его буквами, находить периметр, работа с интерактивной доской и с выбором заливки.
Встреча с Лесовичком.
Подведение итога урока. Оценка деятельности учащихся.
Рефлексия в конце урока позволила увидеть эмоциональное состояние детей.
Дифференцированная домашняя работа.Спасибо за урок.
На данном уроке использовались следующие методы обучения:
- методы словесной передачи и слухового восприятия (объяснение, фронтальный опрос, беседа, рассказ)
- методы наглядной передачи и зрительного восприятия (иллюстрации, презентация, показ образца выполнения, демонстрация)
- практические методы (выполнение практических заданий с помощью учителя, самостоятельно, в группе)
- проблемно-поисковые методы
- методы совместной организации проведения урока (учитель -ученики, ученик-ученик)
- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности 4
- методы контроля и самоконтроля
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и поисковой. В ходе урока осуществлялись коллективные и групповые формы работы. В течение всего урока поддерживался благоприятный эмоциональный настрой и активность учащихся.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную деятельность.
Этапы урока были между собой тесно связаны, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и соответствовал их жизненному опыту.
Эстетическому развитию способствовал разнообразный наглядный материал. Коммуникативность учащихся проявлялась в умении вести учебный диалог, рассуждать и отвечать на поставленные вопросы, проводить самооценку, активно взаимодействовать в паре с товарищем.
Для учеников была созданаситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников второго класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержаний заданий и подачи учебного материала, появились возможности учеников в достижении поставленных задач на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом психофизических особенностей второклассников.
Опыт моей работы показывает, что наиболее высокий результат достигается за счет системы разнообразных заданий, преподнесенных в необычной форме, с использованием технических средств обучения, на уроках нетрадиционного вида, каким явился мой сегодняшний урок.
Я считаю, что поставленная мною цель достигнута, план реализован.
Думаю, что данный урок надолго сохранится в памяти учеников, и завтра они будут готовы совершать новые открытия на уроках математики.
5