Творческая разработка по теме:Системно -деятельностный подход на уроке математики Сложение двузначных чисел (общий случай).



















ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: Системно – деятельностный подход на уроке математики
«Сложение двузначных чисел (общий случай)»
(УМК «Начальная школа XXI века», 2 класс)





Выполнила: Дубовик С.Т., учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ№13»














Новокузнецк, 2014



Содержание


Страницы

1.
Введение

С. 3

2.
Основная часть
Проект урока по математике «Сложение двузначных чисел (общий случай)».


С. 5-8


3.
Заключение

С. 9

4.
Список литературы

С. 10

5.
Приложение

С. 11-13





























2
Введение

Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооружённые знаниями, сколько умеющие их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает совокупность приёмов, способов организации рассмотрении объекта, как целостного множества элементов в совокупности отношений и связи между ними.
Сущность системно-деятельностного подхода проявляется в формировании личности ученика и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Системно – деятельностный подход к обучению предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить). Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности. Категория деятельности при таком подходе к обучению является фундаментальной и смыслообразующей всего процесса обучения. На уроках учитель организует поиски учащимися знаний,
решений; управляет этими поисками, развивая познавательную деятельность учащихся; учит учиться. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
Для построения образовательного процесса, отвечающим всем данным требованиям, педагогу крайне необходимы конкретные, знания ФГОС и умения их реализовать в практике.
Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Предмет (математика) помогает реализовывать данные задачи:
обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико-математического мышления, овладение учащимися математической речью, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;
предоставление основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений у младших школьников: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); применять алгоритмы арифметических действий для вычислений;
реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к знаниям
3

математикой. Приобрести привычку доводить начатую работу до конца,
получать удовлетворение и от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.
В данной творческой разработке представлена работа по реализации системно-деятельностного подхода. «Математика» (2 класс) по программе «Начальная школа XXI века», Рудницкая .В.Н.




































4
Тема. Сложение двузначных чисел (общий случай).
Тип урока. Изучение нового материала.
Цель: 1.Создание условий для организации наблюдения за приёмами сложения двузначных чисел, формирования умения применять алгоритм сложения. Способствовать овладению письменным приёмом сложения двузначных чисел с переходом через десяток.
2.Формирование умения различать знание и незнание на примерах сложения двузначных чисел.
3.Развивитие умения сравнивать, анализировать, обобщать.
4.Воспитание интереса к математике.
Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, карточка с алгоритмом действий, карточки с цифрами и моделями.
Ход урока
I.Орг. момент.
II.Актуализация знаний
1.Устный счёт.
-Ребята, посмотрите на доску.
-Что у меня записано?
-Посмотрите, выражения записаны не просто в столбик, а парами.
-Сравните выражения в каждой паре. ( 1-ые слагаемые одинаковые; это всё суммы; значения суммы получатся одинаковые в верхнем выражении и в нижнем. В верхнем выражении два слагаемых, в нижнем - три; в верхнем выражении складываем сразу, а в нижнем – показано сложение по частям, добавление до 10)

8+6 6+6 7+8
8+2+4 6+4+2 7+3+5
-При решении данных выражений мы вспомним таблицу сложения в пределах 20.
-Но надо ли находить значение выражения и первого и второго?
-Ты какое выражение считал? (я считал второе выражение и в ответе получилось 14)
-А ты? (я считал первое выражение и в ответе получил 14) и т.д.
( Работа фронтально).
-Молодцы, ребята, у Вас хорошо получилось.
2.-Следующее задание.
-На доске записаны числа.
6 , 12, 24
Они расположены в определённой последовательности. Последовательность скрыта.
-Найдите закономерность.
-Каким способом получили второе число? (6+6= 12)
-Каким способом получили следующее число?
-Как вы умеете складывать? (12+12=24. Ученик рассказывает устный приём
5
сложения)
-Определите, какое число следующее? (48)
-Как получили? (24+24)
-Какими способами мы умеем складывать? (Один ученик рассказывает устный приём сложения)
-Как по-другому?(можно складывать по 1)
-А по 2 можно складывать?
– Я считаю, что нельзя. (Можно, но это долго и можно ошибиться)
-Верно, ребята, это нерационально и можно ошибиться. Хотя такой способ тоже правильный.
-А кто ещё какой способ знает?(Можно записать и решить его в столбик)
-Давайте запишем этим способом.
(Ученик выходит к доске проговаривая вслух алгоритм, рассказывает как получил ответ 48, дети записывают в тетрадь)
На доске:
24
+24
48
-Молодец, отлично справился с заданием.
-Что помогло нам справиться с этим заданием? (знание способа сложения двузначных чисел)
-В чём он заключается?
-Ребята, оцените себя.
-Кто хорошо освоил способ сложения поставьте рядом с выражением+ .
-Что важно при письменном сложении двузначных чисел? (Запись по разрядам, последовательность сложения, знание таблицы)
III. Постановка учебной задачи.
-Образуйте следующее число в закономерности (Затрудняются с ответом)
-Какие следующие два числа нужно сложить? (48+48)
-Можно воспользоваться известными способами?
-Я считаю, что нельзя. Кто согласен? Кто нет? Обоснуйте.
-Кто пойдёт к доске и запишет это выражение в столбик? (Единицы пишу под единицами, десятки под десятками,складываем единицы 8+8=16 пишу под единицами)
-В чём затруднение? (не знаю куда писать двузначное число,появилась лишняя цифра)
Проблемная ситуация
-Чего нет в известном способе? (при сложении единиц не было двузначных чисел)
-При нахождении значения этого выражения мы сможем воспользоваться способом, который раньше использовали? (нет)
-Каких знаний нам не хвататет? Что трудно? (мы не можем записать числа, когда единиц при сложении больше 10 )
-А хотите сами открыть новый способ?
6
-Давайте я на доске, а вы на партах с помощью модели сложим эти два числа.

·
·
·
·8+
·
·
·
·8=
·
·
·
·
·
·
·
·
·6
-Какой получили ответ? (96)
-Одним способом решили. Молодцы!
-А на письме как это сделать?
-Запишем решение выражения проговаривая вслух алгоритм действий.
На доске:
1
48
+48
96
-Что за единица у нас появилась над десятками? (Это мы перенесли десяток от числа 16)
-Да, ребята, когда переполнен разряд единиц мы один десяток передадим десяткам, чтобы о нём не забыть нам поможет запись наверху над десятками простым карандашом, когда единиц при сложении больше 10.
Схема на доске:

·

·
·
+
·
·

·
·
-Итак, как сложить два двузначных числа, когда разряд единиц переполнен?
Физминутка.
Дидактическая игра на развитие внимания.
На партах листочки, в них указано на какое место вы должны пересесть по моей команде (у некоторых детей совпали номера мест). (Получилось, что два ребёнка сели на один стул).
-Что случилось?
-Почему не получилось пересесть?
-Почему не садитесь вместе?
-Устно мы сможем работать в таком положении? (да)
-А письменно?
-Будет нам удобно? (качество работы будет страдать).
-У каждого из нас на уроке своё место, так и в математике у каждой цифры своё место в числе при записи.
IV. Первичное закрепление.
1.Рабочая тетрадь. С. 25, №2.
-Прочитайте задание про себя.
-Что нужно сделать?
-О чём мы не должны забывать? (Если при сложении происходит переполнение единиц, то не забываем, что под единицами пишем одну цифру, которая обозначает количество отдельных единиц, а 1 десяток передаём десяткам).

7
Дети выходят к доске по желанию по одному (решаем с коментированием).
После решения.
-Поменялись тетрадями.
-При выполнении решения в тетрадях, вы ребята, использовали алгоритм. Поставьте напротив каждого правильного шага +, если сосед выполнил шаг правильно при решении выражения.
(Учитель проходит по классу и смотрит у всех детй и везде ли стоят +)
2.Предлагаю поработать в парах. (карточки вразброс)
Задание: восстановить порядок действий при нахождении значения выражений в столбик, когда разряд единиц переполнен.
На партах: -Складываю
-Выделяю отд. ед.
-Пишу под ед.
-1 дес. Передаём дес.
-Складываем все дес.
-Пишу под дес.
-Читаю ответ.
- Проверка (на доске вывешивает алгоритм та пара, которая справилась быстрее всех)
-Молодцы. Справились на отлично.
3.Учебник С.68,задача №7
-Прочитайте задачу про себя.
-Сможем мы ответить на главный вопрос задачи?
-Почему?
-Запишите решение по действиям с пояснением.
-При записи решения можем применить изученный способ?
(один ученик к доске, с объяснением записывает решение)
V. Рефлексия.
-Каким способом находили значения выражения 24+24?
-Смогли сразу найти значение выражения 48+48?
-Почему не смогли?
-Что делали для того, чтобы найти значение данного выражения?
-Какой способ использовали на уроке?
-Приведите примеры выражений, где нужно использовать новый способ.
VI.Домашнее задание.
Рабочая тетрадь. С.26, №5.
Дополнительное задание.
На листочках придумайте свои 2 примера (для соседа) и решите их. Для соседа запишите на карточке.
VII. Итог.
-Мы узнали новый способ сложения двузначных чисел?
-Так какой способ сложения есть в математике?

8
Заключение

Урок, представленный в данной творческой разработке, направлен на создание условий для организации наблюдения за приёмами сложения двузначных чисел, формирования умения применять алгоритм сложения. Способствовать овладению письменным приёмом сложения двузначных чисел с переходом через десяток.
Ученикам класса была предоставлена возможность совместно с учителем найти новый способ сложения двузначных чисел с переходом через разряд, осмыслить и внутренне принять мотивы познавательной деятельности, связанные с самим процессом познания и его результатом.
На первом этапе урока через личностную мотивацию учащихся создана ситуация успеха, где ученик был уверен в том, что это я знаю, умею, могу. На уроке использовались методы фронтальной беседы, моделирование.
Активное включение ученика в учебно-познавательную деятельность, обеспечение диалогического общения между учителем и учениками в процессе добывания новых знаний позволило в максимальной степени достигнуть цели урока, сделать его интересным, деятельностным, соответствующим новым требованиям к обучению.
Задания были подобраны с учётом возрастных особенностей учащихся, направленные на развитие основных мыслительных операций: умения сравнивать, анализировать, делать выводы, находить закономерности, рассуждать.
Проектируя урок в системно – деятельностном подходе я для себя поняла, что необходимо соблюдать этапы урока, организовывать учебную ситуацию, в которой учащиеся вовлекаются в активную познавательную деятельность, где определяют цели и задачи, работают в самостоятельном поиске, обобщают и делают выводы.

















9
Список литературы

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
3. Рудницкая В.Н. Математика: 2 класс: ч.2: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва. – 5-е изд., перераб. – М. :Вентана-Граф, 2012. – 128с. : ил.- (Начальная школа XXI века).
4. Рудницкая В.Н. Математика: 2 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений / В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва. – 4-е изд., перераб. – М. :Вентана-Граф, 2012. – 48с. : ил.- (Начальная школа XXI века).





























10
Приложение 1
Приложение 2


Приложение 3





15