Внеклассное мероприятие Интеллектуальная игра «Лучший автомеханик!» (с элементами телевикторин «К доске» и «Своя игра»)


ГБПОУ ВО «Воронежский государственный промышленно-экономический колледж»
Внеклассное мероприятие
Интеллектуальная игра
«Лучший автомеханик!»(с элементами телевикторин «К доске» и «Своя игра»)
Мастер производственного обучения ВКК Головина Н.А.
г. Воронеж
Пояснительная записка
Реализация личностно-ориентированной технологии обучения является одной из основных задач современного образования. Педагогический процесс при личностно-ориентированной педагогике направлен на развитие уникальной целостной личности, развитие ее задатков и творческого потенциала. При этом необходимо учитывать возможности и особенности каждого студента.
Внеклассные мероприятия, проводимые в свободной игровой форме, способствуют решению вышеозначенной задачи, поскольку создают комфортность общения, поддерживают интерес к учебе и непрерывный рост каждого студента, участвующего в проведении и подготовке мероприятия. Каждый студент может найти себе дело по душе: участие в оформлении или организация команды, подготовка материалов к турниру или участие в выступлении.
Практика свидетельствует: чем разнообразнее по форме и богаче по содержанию жизнь студентов в колледже, тем успешнее развиваются их творческие способности, раскрываются сильные стороны личности молодых людей, растёт их интерес к знаниям, тем самым плодотворнее протекает процесс обучения и воспитания.
Данное внеклассное мероприятие посвящено популяризации профессии механик.
Методическая разработка адресована классным руководителям и мастерам производственного обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Методика проведения мероприятия
При подготовке мероприятия мастер производственного обучения определяет тематику, формулирует цель мероприятия, определяет его задачи. Исходя из поставленных задач и темы, подбирается литература, техническое обеспечение, Интернет-ресурсы. На основе собранного материала создаётся сценарий мероприятия.
Наиболее эффективными и интересными для студентов являются приёмы и элементы методики коллективной творческой деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого подростка.
Группам, участвующим в мероприятии объявляется тема мероприятия, выдаётся задание. Представление участников. Для проведения мероприятия необходимо подготовить кабинет. Мебель расставляется таким образом, чтобы освободить место для выступления команд, выделяются места для судей.
Мероприятие проводится в форме конкурса.
Основная часть
Тема: Интеллектуально-познавательный конкурс с элементами телепроектов «К доске» и «Своя игра» «Лучший автомеханик».
Цель: актуализация профессионально – технических знаний посредством проведения массовых мероприятий, направленных на активизацию познавательной деятельности и творчества студентов.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у студентов умения и навыки постановки и достижения целей;
- повышать интерес к учёбе, как одному из факторов достижения успеха.
Развивающие:
- способствовать развитию интеллекта и расширению кругозора;
- способствовать развитию креативных способностей студентов;
- способствовать развитию профессионально-значимых личностных качеств.
Воспитательные:
- воспитывать чувство профессиональной гордости;
- воспитывать чувство коллективизма;
- побуждать студентов к достижению успехов.
Методические:
- формировать ключевые компетенции в области освоения профессии.
Здоровьесберегающие:
- формирование стремления к здоровому образу жизни;
- создание благоприятной эмоциональной атмосферы.
Формируемые компетенции: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии. Проявлять к ней устойчивый интерес; работать в команде, общаться с коллегами; анализировать рабочую ситуацию, осуществлять оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Форма проведения: внеклассное мероприятие.
Методы и приёмы:
- информационно – рецептивный;
- эвристический;
- проблемно – поисковый.
Средства обучения и оборудование
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- слесарный инструмент;
- кроссворд;
Продолжительность занятия – 40 мин.
Структура мероприятия:
1. Вводная часть
1.1. Определение наличия студентов.
1.2. Объявление темы и цели мероприятия.
2. Основная часть
2.1. Сценарий мероприятия
3. Заключение
3.1. Подведение итогов мероприятия.
3.2. Заключительное слово мастера.
3.3. Заключительное слово жюри.
Внеаудиторное мероприятие по профессии автомеханик
«Лучший автомеханик»
(с элементами телевикторин «К доске» и «Своя игра»)
Правила игры:
Конкурс проводится в три этапа – называются этапы уроками. В игре участвуют три команды, по три человека из каждой команды, которые с экрана выбирают тему вопроса и его оценку. В случае верного ответа на счет команды поступает количество баллов (3,4,5), соответствующее оценки вопроса. Если команда дала неправильный ответ, то количество баллов зачисляются с знаком «-», соответствующее стоимости вопроса (-3, - 4, -5) и на этот вопрос может ответить любой участник команды, тем саамы принося балл своей команде, следующий ход переходит другим командам. Так все участники команд, сменяя друг друга, набирают баллы.
По окончании первого этапа /урока, подводятся итоги и подсчитывают баллы. Уходят на перемену(5 мин). Идет подготовка к следующему уроку.
Раунды игры охватывают материал таких предметов как «Электротехника», «Материаловедение», «Охрана труда», «Слесарное дело», «Устройство автомобиля», «Черчение».
Игровой характер мероприятия, внесение в него элементов импровизации, соревновательности, значительно повышают интерес к учению, развивают потребность в творческом поиске. Практика показывает, что наиболее эффективными и интересными для студентов являются приёмы и элементы методики коллективной творческой деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого подростка.
Цели:
обучающая: повторение программного материала по электротехнике, материаловедению, охране труда, учебной практике, техническому обслуживанию и устройству автомобиля углубление знаний обучающихся с помощью дополнительных источников информации;
развивающая: развитие стремления достичь положительного результата к познанию своей будущей профессии;
воспитательная: воспитание уважения к труду, чувства гордости за свою профессию, усвоение основ коллективизма, воспитание профессиональной культуры;
методические:- формировать ключевые компетенции в области освоения профессии;
здоровьесберегающие:
- формирование стремления к здоровому образу жизни;
- создание благоприятной эмоциональной атмосферы.
Межпредметные связи:электротехника, материаловедение, охрана труда, учебная практика, техническое обслуживание и устройство автомобиля, физика, химия. Формируемые компетенции: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии. Проявлять к ней устойчивый интерес; работать в команде, общаться с коллегами; анализировать рабочую ситуацию, осуществлять оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
Оборудование: компьютер, проектор, слесарные инструменты, верстак.
Сценарий
Ведущий объявляет о начале первого урока.Три команды по три студента. По одному студенту от каждой команды начинают игру, поочередно выбирая предмет и вопрос, из предложенной таблицы на экране /доске/ на оценку «3»; «4»; «5» Ведущий зачитывает вопрос соответствующий предмету и оценке. Время на ответ 10 секунд. Если студент отвечает на вопрос правильно, то получает положительный балл «3»; «4»; «5», а если ответ не верный, то получает тот же балл только с минусом –«3»; -«4»; -«5».. Правильные ответы будут фиксировать, и суммировать судьи.
Соревнования будут состоять из четырёх этапов.
Этап 1- урок с элементами телевикторин «К доске» и «Своя игра» - 3, 4, 5 баллов;
Этап 2- урок с элементами телевикторин «К доске» и «Своя игра» - 3, 4, 5 баллов;
Этап 3- выпускной экзамен – сдан / не сдан;
Этап 4- вопросы командам от эксперта.
1 этап. 1 урок:
Предмет
Оценка/ балл
Устройство автомобилей
3 4 5
Слесарное дело
3 4 5
Материаловедение
3 4 5
Электротехника
3 4 5
Охрана труда
3 4 5
Вопросы первого урока:
Устройство автомобилей: «3» - Назовите основные части автомобиля?
Ответ: Двигатель, шасси, кузов.
«4» - Из каких механизмов состоит шасси автомобиля?
Ответ: Трансмиссия, ходовая часть, рулевое управление, тормоза.
«5» - Какие процессы составляют рабочий цикл четырёхтактного двигателя?
Ответ: впуск, сжатие, расширение (рабочий ход), выпуск
Слесарное дело:«3» - Для обеспечения требуемой посадки и взаимозаменяемости деталей и узлов машин необходимо измерить действительные размеры деталей. Перечислите применяемые измерительные средства.Ответ: Измерительные, поверочные линейки и кронциркули. Разновидности штангенинструментов. Микрометрические инструменты. Шаблоны для проверки сложных профилей деталей и линейных размеров. Калибры. Угломеры (простые, оптические, универсальные).
«4» - Какие инструменты применяют при рубке металла? Ответ: Зубило, крейцмессель, канавочник. Молоток.
«5» - Перечислите необходимый инструмент при сборке и разборке болтовых соединений. Ответ: Гаечные ключи : простые одноразмерные, универсальные (разводные) и ключи специального назначения.
Материаловедение:
«3» - Почему в машиностроении применяют, главным образом сплавы, а не чистые металлы? Ответ: Для усиления качества металла.
«4» - С какой целью в конструкционные стали добавляют легирующие элементы? Ответ: Для усиления прочности качества стали.
«5» - Назовите сплавы на медной основе.Ответ: Латунь – сплав меди и цинка. Бронза – сплав меди с другими металлами: свинцом, алюминием, никелем.
Электротехника:
«3» - Что такое электрический ток? Ответ: Электрический ток – это направленное движение электрических зарядов по проводнику.
«4» - Что такое генератор? Ответ: Генератор – это электрическая машина, в которой механическая энергия превращается в электрическую.
«5» - Назовите мощность лампочки в автомобиле ближнего и дальнего света? Ответ: ближнего – 30WT ,дальнего – 60WT
Охрана труда:
«3» - Как часто должны осматриваться инструменты и оборудование?Ответ: Все инструменты и оборудование ежедневно осматриваются, в случае неисправности инструменты своевременно заменяются.
«4» - Назовите средства пожаротушения?Ответ: топор, ведро, багор, лопата, огнетушители, ящик с песком.
«5» - Для чего заземляют все металлические резервуары, в том числе автоцистерны? Ответ: Для того, что бы предотвратить накопление статического электричества и образование искр при переливе нефтепродуктов, все металлические резервуары заземляют.
Перемена – 5 мин.
2 Этап. 2 урок:
Ведущий объявляет о начале второго урока.
Участники те же. Выбирается предмет в предложенной таблице. Зачитывается вопрос соответственно предмету, все ответы оцениваются по 5-ти бальной системе («5»).
Устройство автомобилей
Слесарное дело Материаловедение
Электротехника
Охрана труда Вопрос на засыпку
Общий вопрос
Устройство автомобилей + Материаловедение
Слесарное дело +Черчение
Каждый участник поочередно отвечает на вопрос выбранного предмета, оценивающийся только в 5 баллов. Правильный ответ + «5» баллов, неправильный –«5» баллов. Все баллы суммируются к ранее набранным баллам на первом уроке.
Вопросы второго урока:
Устройство автомобилей: Назначение вентилятора в системе охлаждения двигателя.Ответ: Для усиления циркуляции воздушного потока через сердцевину радиатора.
Слесарное дело:Как называется слесарная операция, с которой начинается изготовление деталей?Ответ: Разметка - операция по нанесению на обрабатываемую заготовку или на поверхность материала, предназначенного для получения заготовки (лист, пруток, полоса и т.п.) разметочных линий.
Материаловедение:Что такое сталь?Ответ: Это сложный сплав железа с углеродом и другими элементами, в котором количество углерода составляет от 0,05 до 2 %.
Электротехника:Что называют источником электрического тока?Ответ: Приборы или агрегаты, которые превращают один из видов энергии в электрическую.
Охрана труда:Когда и где был принят первый закон, который пытался регулировать отношения работодателя и рабочего и обязанности первого в отношении безопасности и санитарии на рабочих местах?Ответ: В 1795 году, в Великобритании (как следствие вспышек эпидемий, вызванных страшными условиями жизни и работы на первых фабриках в начале промышленной революции).
Вопрос на засыпку:Автомобиль какой марки вышел с конвейера ГАЗ в 1946 году?Ответ: ГАЗ 20 «Победа».
Общий вопрос:В каком году был изобретен первый двигатель внутреннего сгорания?Ответ: В 1860 году.
Устройство автомобилей + Материаловедение:Из какого сплава изготавливают поршень? Ответ: силумин – сплав алюминия
Слесарное дело + Черчение:Что такое допуск размера?
Ответ: Расстояние между наибольшим и наименьшим предельно допустимыми размерами.
Участники команды, набравшие большее количество баллов допускаются к выпускному экзамену и награждаются призами.
Перемена – 5 мин.
3 Этап. Выпускной экзамен:К выпускному экзамену допускается участник набравший большее количество баллов на первом и втором уроках.Участник выбирает номер билета, под которым скрывается название предмета, на вопрос которого необходимо дать ответ.Положительный ответ является сдачей экзамена, отрицательный не сдачей
№ билета
1
2 3
4
5 6
7
8 9
Вопросы на экзамен:
1. Устройство автомобилей: Какие процессы составляют рабочий цикл четырёхтактного двигателя? Ответ: впуск, сжатие, расширение (рабочий ход), выпуск.
2. Электротехника: - ? Ответ: Закон Ома для участка цепи: сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.
3. + 5 Экзамен сдан без вопроса4. Охрана труда:Назовите средства пожаротушения?Ответ: топор, ведро, багор, лопата, огнетушители, ящик с песком.
5. Черчение: Отношение размеров предмета на чертеже к их действительным размерам Ответ: - это …  (масштаб)
6. Общий вопрос:В какой день недели проводится гонка «Формула 1»Ответ: Воскресенье.7. Слесарное дело:Какие инструменты применяют при рубке металла?Ответ: Зубило, крейцмессель, канавочник. Молоток.
8. Устройство автомобилей + Материаловедение:Из чего изготавливают головки блоков цилиндров?Ответ: из легированного чугуна/двигатели-ЗИЛ-635; ЗИЛ-433100; Д-245.12; ЗИЛ-5301/ или алюминиевого сплава/«Волга»; «ГАЗель»; ИЖ-2126/
9. Слесарное дело + Черчение:Нанесение на заготовку линий и точек, для обозначения  границ обработки и центров отверстий называется:Ответ: разметка.
4 этап. Вопросы командам от эксперта.
В заключение нашего конкурса, мы просим независимого эксперта задать интересующие его вопросы командам.
Вопрос 1:Что такое центрифуга?
Ответ: Масляный фильтр грубой очистки.
Вопрос 2: Как определить износ ступичного подшипника переднеприводного автомобиля?
Ответ: при движении автомобиля слышится сильное гудение со стороны поврежденного (изношенного) подшипника.
Вопрос 3: Как определить износ крестовин карданного вала ВАЗ - классика модели (1,2,3,4,5,6,7).
Ответ: При трогании автомобиля с места слышен звонкий щелчок из-под днища
Вопрос 4: При движении автомобиля слышится усиленный «рёв» в подкапотном пространстве, чем это может быть вызвано?
Ответ:– прогорела прокладка между блоком двигателя и выпускным коллектором;
– прогорела прокладка между выпускным коллектором и приёмной трубой;
– прогорела приёмная труба в стыке перехода в резонатор.
Оценочный лист
Урок 1
ФИО участника Оценка/ балл Сумма
баллов
3 4 5 Команда 1 1 2 3 Команда 2 1 2 3 Команда 3 1 2 3 ответ на вопрос правильно, положительный балл «3»; «4»; «5», а если ответ не верный, то тот же балл только с минусом –«3»; -«4»; -«5»..
Урок 2
ФИО участника Оценка/ балл
Устр.автомобилейСлесарное дело Материаловедение Электротехника
Охрана труда Вопрос на засыпку Общий вопрос
Устр. автомобилей + М/ведение Слесарное дело +Черчение Сумма
баллов
5 5 5 5 5 5 5 5 5 Команда 1 1 2 3 Команда 2 1 2 3 Команда 3 1 2 3 Правильный ответ + «5» баллов, неправильный –«5» баллов. Все баллы суммируются к ранее набранным баллам на первом уроке.
Выпускной экзамен
ФИО участника Сдал/ не сдал
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Участник 1 2 3 Положительный ответ является сдачей экзамена, отрицательный не сдачейНаграждение победителя.
Литература
Устройство автомобилей: лаб.практикум: уч.пособие / А.П. Пехальский, И.А. Пехальский. 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 272с.
Ванцвайг П. Десять заповедей творческой личности.- М.: Наука, 2010, - 95-97с.
Пономарёв Я.А. Психология творчества.- М.: Наука, 2009. – 57 с.
Интернет-ресурсы ( http://festival.1september.ru; eknigi.org;litobraz.ru/competition/; infourok.ru)