Презентация по русскому языку Коррекционная работа при подготовке к ОГЭ с учащимися группы риска


Коррекционная работа по подготовке к ОГЭ с учениками, состоящими в группе риска. Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №10Камешкова Т.В. Начиная учебный год с учащимися 9 класса, перед каждым учителем встает очень важная задача: подготовить учеников к предстоящей итоговой аттестации. Итоговая аттестация – проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат. Диагностика уровня остаточных знаний и степени усвоения программного материала по русскому языку учащимися  9-х классов показывает, что некоторые из них имеют низкие результаты и могут не справиться с заданиями ОГЭ. Это так называемая группа учащихся, которые могут не набрать минимальное количество баллов, подтверждающее освоение общеобразовательных программ основного и среднего (полного) общего образования. Первым заданием  ОГЭ по русскому языку является написание сжатого изложения. Что такое сжатое изложение? Сжатое изложение – это письменный пересказ текста, основу которого составляет воспроизведение главного, основного содержания.   ("максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств" (Валгина Н.С.) При обучении сжатому изложению мы вырабатываем навыки точной и лаконичной речи, то есть формируются следующие коммуникативно-речевые умения: 1.умение вычленять главное в информации; 2.сокращать текст разными способами; 3.правильно, логично и лаконично излагать свои мысли; 4.находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.Вместе с тем, этот вид изложений способствует  совершенствованию и общих коммуникативных умений: раскрывать тему и основную мысль текста; планировать высказывание; улучшать созданный текст и др. Подготовка к написанию сжатого изложения. При подготовке к написанию сжатого изложения работаю с проблемными учащимися дополнительно. Перед тем как начать читать текст, обращаю внимание на определение темы по ключевым словам, по вопросу (о чем текст?), на нахождение границ частей текста ( более долгая пауза при чтении). Прошу ребят постараться обязательно записать предложения, начинающие абзацы. Проверяем. Дети сначала пересказывают текст частями. Читаю первый абзац. Вместе с учениками определяем микротему и ключевые слова. Устно пересказывают. После второго прочтения прошу изложить текст на бумаге с использованием приемов компрессии По такому же плану работаем с остальными частями текста. Обращаю внимание ребят на то, что, когда они будут проверять черновик, найти в своем тексте предложения, связывающие части, на то, удалось ли им раскрыть тему, заявленную в тексте. Для этого они отвечают на вопрос, о чем их изложение. Во время проверки работ не только указываю на недочет, объясняю письменно суть ошибки, иногда исправляю её. (Пример?) Если в тексте ученик пересказал очень подробно, квадратными скобками обозначаю лишние предложения. (Пример?)На дополнительном занятии разбираем каждое изложение. Прошу ребят исправить текст и переписать.   Таким образом, следует отметить, что при сжатии исходного текста выпускник создаёт новое речевое произведение, в котором предложения должны быть объединены общим смыслом, а содержание передано последовательно без нарушения абзацного членения и без логических ошибок. Вторая часть Целью заданий 2-3 является выявление уровня сформированности практических умений по текстоведению. Задания 4-5 направлены на проверку сформированных орфографических навыков, отражающих знания о правописании приставок, правописание суффиксов различных частей речи, а также о правописании личных окончаний глаголов. Задания 6-14 направлены на проверку ряда специальных лингвистических и языковых умений.Коррекционную работу с группой учеников при подготовке к написанию 2 части ОГЭ провожу один раз в неделю. Каждое задание части мы решаем по особому плану.Сначала прошу прочитать задание, обращаю внимание на каждое слово. Затем по ключевым словам прошу определить задачу, которую ученику предстоит решить. (пример)Затем каждый решает задание второй части. Если во время решения возникают вопросы, отвечаю на них.Проверяю. Если есть ошибки, повторяем теорию, решаем примеры на данное правило. (пример)Затем снова даю это же задание из другого варианта. Если есть ошибки, прошу дома выучить наизусть теорию. Следующее занятие начинаю с выполнения этого же задания. Затем готовимся к выполнению следующего и по плану продолжаем решать 2 часть ОГЭ.Работая с учениками «группы риска», необходимо помнить, что им свойственно быстрое забывание невостребованных знаний и умений, и следовательно для них необходимо готовить задания по принципу накопления умений: если ученик начал правильно выполнять задание по определенным темам, то в последующих индивидуальных работах на эти темы необходимо предусматривать  хотя бы по одному заданию базового уровня сложности и включать задания из другой, еще не усвоенной темы. Таким образом, отрабатываем с учениками в течение месяца от 2 до 4 заданий.  3 часть Сочинение Задание проверяет коммуникативную компетенцию школьников, в частности, умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. При этом неслучайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст: воспитание культуры доказательного аргументированного рассуждения выступает важнейшей задачей всей системы современного образования.   Работу над написанием сочинения с учащимися коррекционной группы провожу индивидуально. Предлагаю написать сочинение 15.3. Выдаю распечатки «моральных категорий».(образец)Советую выучить наизусть толкование понятий и комментарий. Распечатываю каждому шаблон для написания сочинения. Напоминаю о наличии абзацев в тексте.Пишем сочинение в классе. Проверяю. Анализируем каждую часть и все сочинение по критериям.Обращаю внимание на то, что в каждой части сочинения должен быть термин, заявленный в теме. Каждый педагог вырабатывает свою систему коррекционной работы по подготовке к ОГЭ учащихся, относящихся к группе риска , но всех нас объединяет одно: необходим результат. Это успешная сдача выпускниками экзамена по русскому языку, Приёмы сжатия текстаПервый прием – обобщение конкретных, единичных явлений (сокращение текста целыми предложениями или частями в сложном, в которых не отражена главная мысль микротемы); второй прием – исключение подробностей, деталей (сокращаем, исключая сходные понятия, конструкции объединяем два предложения в одно); и, наконец, третий – упрощение (текст микротемы передаем своими словами).