Методическая разработка занятия с элементами тренинга на тему: Конфликт: его роль в повседневной жизни (8 класс)


ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
(составил: педагог-психолог МАОУ «Центр образования № 1» г. Белгорода Черкашина Е.А.)
1. Организационно-методическая часть:
1.1. Тема занятия: «Конфликт: его роль в повседневной жизни».
1.2. Обоснование выбора темы:
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Целью образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Достижение этой цели достигается путем сознательного, активного присвоения социального опыта обучающимися школы в рамках образовательного процесса. Из этого следует, что проблема развития школьника как субъекта деятельности стала одной из главных задач образования. В соответствии с этим, основная образовательная программа школы проектируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей. Таким образом, в условиях реализации нового образовательного стандарта возрастает роль практических психологов образования, которые сопровождают образовательный процесс с целью содействия в формировании ключевых компетенций личности у обучающихся. В свою очередь, к ключевым компетенциям личности относятся:
умение точно истолковывать эмоциональные состояния других людей и сопереживать им;
умение анализировать жизненные ситуации;
умение выстраивать коммуникацию в тактичной форме, учитывая позицию партнёров по общению;
умение логически верно конструировать коммуникативные послания;
умение полно и чётко выражать свои мысли, намерения или просьбы;
умение находить конструктивные решения конфликтных ситуаций, которые возникают в ходе коммуникации.
Если вышеперечисленные умения слабо развиты у человека, то велика вероятность того, что он будет испытывать трудности в социальной адаптации, которые могут осложняться конфликтными отношениями с социальным окружением (одним из видов которых является буллинг).
Таким образом, с целью профилактики возникновения явлений социальной дезадаптации и различных форм конфликтного поведения, а также с целью развития личностной компетенции обучающихся был разработан данный классный час.
В свою очередь, оказание специализированной помощи подросткам в развитии вышеперечисленных личностных компетенций составляет основное содержание профессиональной деятельности психолога образования.
1.3. Библиография по теме занятия:
1. Смирнова Е.Е. Познаю себя и учусь управлять собой. Программа уроков психологии для младших подростков. – СПб.: Речь, 2007. – 216 с.
2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: В 4-х томах. М., 1999. – 872 с.
3. Хухлаева О. В., Кирилина Т. Ю., Федорова О. В. Счастливый подросток. М., 2000. – 321 с.
4. Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М., 1994. – 504 с.
2. Организация занятия:
2.1. Данное занятие предназначено для обучающихся 8-х классов (младших подростков).
2.2. Цель занятия: профилактика возникновения явлений социальной дезадаптации и различных форм конфликтного поведения через развитие личностной компетенции обучающихся.
2.3. Задачи:
Информационные:
– информировать обучающихся об особенностях конфликта как психологического феномена;– информировать обучающихся об основных стратегиях поведения в конфликте.Аналитические:
– выделить конструктивные стратегии поведения в конфликте;
– сформулировать рекомендации по бесконфликтному взаимодействию с окружающими.
Творческие:
– показать необходимость знания психологических особенностей конфликта для эффективного построения коммуникации в рамках образовательного процесса.
Воспитательные:
– стимулировать развитие психологической компетентности обучающихся.
2.4. Организационная форма занятия: развивающее занятие с элементами тренинга.
ПЛАН ЗАЯТИЯ
Этапы занятия Форма и содержание работы Хронометраж Примечания (приёмы, методы и способы организации коррекционно-развивающей деятельности)
I. Вводно-мотивационный этап занятия
Здравствуйте ребята! Сегодня мы с Вами будем беседовать по теме «Конфликт: его роль в повседневной жизни». В ходе занятия мы с Вами обсудим некоторые теоретические аспекты, касающиеся этой темы, решим несколько ситуационных задач и постараемся сформулировать для себя рекомендации на будущее о том, как избегать конфликтных ситуаций и как конструктивно их решать, если избежать конфликта всё же не удалось. Всё это направлено на то, чтобы расширить Ваши знания о психологических аспектах поведения людей и развить Вашу личностную компетенцию.
Начнём с того, что вспомним, что Вам уже известно о конфликтах:
- Что собой представляет конфликт? Как может проявляться?
Ответы детей.
- Верно, если люди не могут найти общий язык друг с другом и договориться по какому-либо поводу мирно (так, чтобы это устраивало обе стороны), то в результате складывается ситуация, в которой ущемляются чьи-то интересы. Зачастую такая ситуация является конфликтной.
Таким образом, конфликт – это столкновение разнонаправленных интересов людей.
Когда мы попадаем в эти ситуации, то чаще всего мы чувствуем себя дискомфортно и хотим поскорее избавиться от этого дискомфорта, однако, не всегда знаем, как это сделать.
Возникает вопрос: Как научиться справляться с конфликтными ситуациями таким образом, чтобы не оставалось «неприятного осадка» и не провоцировать возникновение новых конфликтов?
Сегодня на занятии мы с вами постараемся найти ответ на этот вопрос. 5 минут Активизация внимания учащихся, создание положительной мотивации на работу.
Метод обучения – частично-поисковый (эвристический).
Приём: аналитическая беседа.
II.Содержательно-операциональный этап занятия
И первым шагом на пути к этому должно быть осознание причин возникновения конфликтных ситуаций.
- Поднимите руки, кому приходилось когда-либо участвовать в конфликтной ситуации?
(Дети поднимают руки).
- То есть, у многих из Вас есть опыт, которой позволит вам сформулировать ответ на вопрос «Почему возникают конфликты? Каковы их причины?»
Давайте все вместе подумаем и назовём их.
Упражнение №1. «Неоконченное предложение». Ученики должны продолжить неоконченное предложение (устно):
«ПРИЧИНОЙ КОНФЛИКТА МОЖЕТ БЫТЬ …»
Ответы детей.
* Педагог помогает ученикам их грамотно сформулировать.
Таким образом, мы видим, что конфликты могут возникать по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться.
Кроме того, как мы видим, у большинства людей возникают только негативные ассоциации с конфликтом, то есть мы склонны видеть в нём в первую очередь деструктив (столкновение интересов порождает враждебность, страх, ненависть между людьми и мн. др.). Однако, даже у конфликтов между людьми есть свои положительные стороны, которые не все умеют видеть и извлекать из этого пользу.
- Давайте подумаем, а что положительного может привнести в нашу жизнь конфликт?
Ответы детей.
Конструктивная функция конфликта сводится к следующему:
- конфликт является важным источником развития личности, группы, межличностных отношений, позволяет им подняться на новую высоту, расширить и изменить сферу и способы взаимодействия (конфликты стимулируют к поиску новых аргументов и путей отстаивания своих позиций, достижения лучших результатов во взаимодействии);
- через открытую конфронтацию конфликт освобождает группу от подтачивающих ее факторов, снижает вероятность застоя и упадка группы;
- конфликт способствует развитию взаимопонимания между участниками взаимодействия.
- Итак, нам нелегко далось выявление положительных функций конфликта.
- Как Вы думаете, почему так трудно усмотреть в нём положительное?
Ответы детей.
- Возможными причинами этого могут быть недостаточно развитые способности к позитивному мышлению, недостаточно развитые навыки анализа разных ситуаций, рефлексии своего поведения, а также неумение вовремя собой овладеть, чтобы проделать всю эту работу.
- Таким образом, какой напрашивается вывод?
Ответы детей.
- Напрашивается вывод о том, что этому нужно учиться, и тогда Вы сможете выходить победителями из сложных ситуаций и получать больше удовлетворения от жизни.
И сейчас мы с Вами как раз и потренируем некоторые из этих навыков, а именно – потренируемся мыслить иначе, как взрослый человек с установкой на успех.
Упражнение №2. «Дихотомичное мышление» (устно)
Сейчас я буду называть ситуации. Ваша задача – отвечая по очереди, придумать как можно больше вариантов позитивного исхода ситуации, либо позитивного её значения.
ВАРИАНТЫ:
- Вы получили в школе двойку.
- Вы поссорились с кем-то из одноклассников.
- Вы не понимаете тему занятия.
- Вы проиграли в конкурсе.
- У Вас не получилось решить задачу на уроке.
Ответы детей.
Теперь, когда мы потренировались находить положительное даже в тех ситуациях, которые на первый взгляд кажутся только негативными, мы перейдем к отработке следующего навыка бесконфликтного поведения.
Хочу напомнить Вам о том, что золотая середина в отношениях с другими людьми¸ это такое поведение, при котором Вы думаете о своих интересах, но и интересы других Вы тоже учитываете.
Наверняка Вы заметили, что чаще всего, когда мы начинаем предъявлять друг другу претензии, мы используем следующие Выражения: «Ты меня раздражаешь», «Ты глупый», «Ты мне мешаешь» и др. – это всё «Ты-высказывания», которые являются конфликтогенами, т.е. провоцируют других людей на конфликт. Потому что такой вариант выражения мысли воспринимается как нападение и вызывает защитную реакцию у других людей (а все реагируют по своему и не всегда приемлемо, культурно). В этих же случаях мы уже не слушаем друг друга, а начинаем играть в нападение, стараемся задеть друг друга посильнее (этот феномен называется «эскалация конфликтогенов»).
- Возникает вопрос: Как в сложных ситуациях следует поступать, чтобы не испортить отношения с другими людьми?
Существует много психологических техник, которые могут Вам в этом помочь, но за одно занятие мы с Вами всех их не успеем рассмотреть; поэтому я предлагаю Вам испробовать пока только лишь одну, но очень действенную. Она называется техника «Я-высказывания» и базируется на построении коммуникативного контакта с собеседником.
Её суть состоит в следующем. Она позволяет Вам высказывать своё мнение другому человеку в понятной для него форме (это может быть несогласие, негодование и пр.), не вызывая с его стороны ответной агрессии или обиды.
Алгоритм «Я-высказывания» следующий:
1. Объективное описание ситуации.
2. Описание своих чувств, связанных с ней.
3. Аргументированные предложения по улучшению общения (высказываются пожелания и намерения).
При использовании этой техники запрещается:
- использовать язвительные слова и обидные намёки;
- косвенные формы агрессии (сравнения, упрёки провокационного содержания);
- пользоваться язвительным и недоброжелательным тоном голоса.
Если эти правила нарушить, то техника не будет работать. И тогда конфликт не удастся решить конструктивным способом.
РАЗБОР ПРИМЕРОВ
1)
Неверно: «Ты никогда меня не слушаешь!»
Верно: Когда я вижу, что собеседник меня не слушает, мне становится неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю.
2)
Неверно: «Ты мне хамишь!»
Верно: Когда ко мне некорректно обращаются, я раздражаюсь и не хочу больше общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь, я постараюсь тоже быть более терпимой.
Теперь, Вы сами попробуете излагать своё мнение в такой форме. Я задам Вам несколько ситуационных задачек, и Вы постараетесь, применив вышеописанную стратегию, их решить мирным путём.
Упражнение №3. Решение ситуационных задач (устно).
Ситуационная задача №1:
Ученик поссорился со своим соседом по парте из-за того, что он (сосед) никогда не носит в школу учебники и всё время пользуется чужими (учебниками соседа по парте). Как можно уладить конфликт?
Ответы детей.
Ситуационная задача №2:
Два ученика пошли обедать в буфет. Им захотелось съесть по шоколадке, но в продаже осталась только одна шоколадка. Каждый ученик хочет, чтобы она досталась именно ему. Как решить ситуацию мирным путём?
Ответы детей.
Ситуационная задача №3:
Ученик одолжил у соседа по парте ручку, так как во время урока у него закончились чернила в своей ручке. Он пользовался ей целый день и забыл вернуть. На следующий день оказалось, что он по рассеянности её потерял. Ребята поссорились. Как можно было решить ситуацию мирным путём?
Ответы детей. 30 минут Проблемное изложение.
Решение ситуационных задач + групповое обсуждение
III. Контрольно-оценочный этап занятия Рефлексия и подведение итогов занятия.
Итак, мы сегодня многое обсудили и потренировали свои коммуникативные навыки; однако наше занятие подходит к концу, и поэтому давайте подведём его итоги.
- Было ли что-то в сегодняшней теме для Вас открытием?
- Что Вам запомнилось больше всего? Почему?
- Как знания, полученные сегодня на уроке можно применить к повседневной жизни?
- Что Вы можете порекомендовать ребятам (Вашим ровесникам), которые сталкиваются с конфликтами в отношениях с окружающими?
Ответы детей.
- Какие выводы можно сформулировать но основе проделанной нами работы?
Ответы детей.
Наше занятие окончено. Спасибо за активное участие! 5 минут Рефлексия работы на занятии; формулирование выводов по заявленной теме.