Методическая разработка к внеклассному мероприятию Имею право (5 класс)


Васянкина Л. А.
Солдатова Р.В.
«Мы – дети, мы имеем право»
Методическая разработка
2016
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация ...............................................................................................3 Введение..................................................................................................5
Основная часть........................................................................................7 Заключение............................................................................................19
Библиографический список.................................................................20
Приложение 1........................................................................................21
Аннотация
Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи
последняя приобретена ценою большого труда и заботы,
в случае же неудачи – горе несравнимо ни с каким другим.
Демокрит
От того, каковы наши дети сегодня, зависит, каким будет общество завтра. Многие государственные учреждения и общественные организации занимаются вопросами становления и социального поведения личности. В поведении детей и подростков проявляется их отношение к другим людям и к самим себе, к окружающему предметному миру и природе, к нравственным, правовым, эстетическим и другим нормам и ценностям общества. Для воспитания особенно важны те аспекты поведения, в которых проявляются и формируются взаимоотношения детей друг с другом и с окружающими их людьми.
В своей книге «Как помочь учителю в освоении ФГОС» М.М.Поташник, доктор педагогических наук, и М.В. Левит, кандидат педагогических наук, приводят слова известного ученого – старшего сотрудника лаборатории теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО, кандидата педагогических наук П.В. Степанова о том, что «…для получения личностных, то есть собственно воспитательных, результатов наиболее благоприятные условия возникают именно во внеурочной деятельности. Даже организовать внеурочную деятельность ФГОС обязывает «по направлениям развития личности» (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)…четыре из пяти названных направлений имеют непосредственное отношение к воспитанию. Таким образом, приоритетом во внеурочной деятельности должна стать реализация ее воспитательного потенциала».[2.195]1.
В каждой школе разработана своя система воспитательной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и окружающего социума. Понимая, что главная ценность воспитания — человек, раскрытие и развитие его самосознания, способности к самосовершенствованию, стремлению к истине, добру и красоте, школа ставит перед собой цель: к окончанию обучения сформировать личность. Мною, как классным руководителем с одной стороны, и, воспитателем с - другой, разработана программа воспитательной деятельности класса «Я познаю мир».
______________________________________________________________________________
1Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2014. – 320 с.
Направленность программы заключается в гуманистическом воспитании, которое строится на общечеловеческих ценностях и направлено на стимулирование развития самореализующейся личности. Мы считаем, что воспитание также должно быть направлено на сохранение и защиту прав ребенка. Поэтому при проведении внеклассного мероприятия «Мы - дети, мы имеем право» нами была поставлена цель ознакомить обучающихся с Конвенцией ООН о правах ребенка и ее основных принципах, воспитывать уважительное отношение обучающихся к собеседнику, его правам, развивать умение сотрудничать, знать свои обязанности и формировать отрицательное отношение к противоправным поступкам.
Введение
Поташник М.М. считает, что наиболее приемлемой педагогической технологией при решении спорных, проблемных вопросов на занятиях внеурочной деятельности является технология проведения учебных дискуссий [5.141]. Дискуссия как способ построения образовательного процесса является средством диалогового взаимодействия в обучении. Также, применение дискуссии, как на уроках, так и на внеаудиторных занятиях является условием для формирования метапредметных компетенций учащихся. Цель технологии проведения учебных дискуссий: развитие критического мышления, формирование коммуникативной и дискуссионной культуры.
В ходе проведения внеаудиторного занятия, «внеурока» (Поташник М.М.) была применена технология «дискуссионный клуб» - беседа, во время которой происходил обмен мнениями между участниками мероприятия и с «аудиторией» (родителями, приглашенными гостями).
Методическая цель: применение технологии «дискуссионный клуб» на внеурочных занятиях как условие формирования метапредметных компетенций учащихся; создание условий для комплексного применения знаний по теме внеклассного занятия через использование ИКТ и ЦОР.
Образовательная цель: ознакомление обучающихся с Конвенцией ООН о правах ребенка, ее основных принципах, определяющих стандарты в области защиты прав человека. Расширение кругозора обучающихся посредством знакомства с Конвенцией о правах ребенка, обобщение знания об основных правах ребенка; привлечение родителей к активному сотрудничеству.
Развивающая цель: умение находить, анализировать и сравнивать полученную информацию, умение находить варианты решения проблемных ситуаций и защищать свои права, умение работать в группах, используя полученную информацию в новой учебной ситуации, развивать такие качества, как самостоятельность, критичность при выполнении задания творческого характера.
Воспитательная цель: формирование личностного отношения к своим правам и обязанностям, воспитание уважительного отношения к собеседнику и его правам, формирование отрицательного отношения к противоправным поступкам.
Сопутствующая задача: формировать навыки драматизации, актерских способностей, использовать материалы исследовательских и творческих работ обучающихся, ознакомить их с реалиями возможных будущих профессий.
Этапы занятия, цели и время представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Этапы занятия, цели и время
Этапы внеклассного занятия Цели Время
1. Вызов. Этап мотивации к учебно-воспитательной деятельности
- Начало занятия. Декламирование стиха «Все лучшее, что в человеке есть…» Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность: хочу узнать. 2 минуты
2. Актуализация пробного учебно-воспитательного действия.
- Работа с кластером
- Составление предложения – названия темы занятия Уточнение и конкретизация первичных знаний. 4 минуты
3. Осмысление. Этап организации поисковой деятельности и работы над проблемными вопросами.
- Работа со словарем Ожегова.
-Ознакомление с материалом исследовательской работы по истории, сочинения, рассказа
- Ознакомление обучающихся с правовыми документами, проведение анкеты, игры.
- Примеры из жизни, диалоги с родителями, инсценировки. Представление информации для решения поставленных вопросов на этапе «вызов» 23 минуты
4. Рефлексия. Оценочная деятельность
- Ресурсный круг «Закончи предложение» Анализ собственных мыслительных операций. Целостное осмысление полученной информации. 10 минут
5. Заключительный этап внеклассного занятия
- Подведение итогов, пожелания детям Закрепление новых знаний. 1 минута
При проведении мероприятии были использованы:
Образовательные ресурсы:
Компьютер, экран, мультимедийный проектор;
мультимедийная презентация.
Наглядность:
Грамоты и дипломы обучающихся;
Буклеты с текстом Конституции 5»А класса».
Основная часть
Тема занятия Мы – дети, мы имеем право
Тип занятия Внеклассное занятие комплексного применения знаний: дискуссионный клуб
Вид занятия Комбинированный (сочетание сообщения новых знаний с первичным закреплением, использование материала исследовательской работы по истории, анкетирование обучающихся).
Организационная форма «Внеурок» смешанный (сочетание различных видов занятий в одном)
Используемые технологии Технология деятельностного подхода, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии, игровые технологии, технология критического мышления
Базовые способности школьников,
на которые ориентировано занятие интеллектуальные и творческие, коммуникационные и рефлексивные способности
Группы формируемых компетенций Ценностно-смысловые компетенции. Общекультурные компетенции. Учебно-познавательные компетенции. Коммуникативные компетенции.
Формы работы, приемы, методы Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Беседа, театрализация.
Методические приемы: коммуникативный, интерактивный, личностно-ориентированный, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, словесный, наглядно–практический, проблемного изложения, драматизации.
Цель занятия
Создание условий для формирования нравственных ценностей (уважение прав одноклассников, знание своих прав и обязанностей, твердой гражданской позиции)
Задачи занятия Метапредметные УУД:
познавательные: умение работать с разными источниками информации о правах и обязанностях ребенка; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
личностные: развитие толерантности как ценности и социальной нормы гражданского общества, проявляющейся в праве всех членов общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между разными людьми;
регулятивные: умение ставить цели, оценивать результаты своей работы, приобретенных знаний, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
коммуникативные: умение работать в парах, группе, коллективе; быть готовым к пониманию и сотрудничеству с другими людьми, своими одноклассниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Ожидаемые результаты
Приобретение обучающимися социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни.
Развитие ценностного отношения школьников к окружающим их людям.
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся получат представление о правах ребенка, понятиях «конвенция», «права» и «обязанности».
Личностные: обучающиеся покажут познавательный интерес к изучаемому материалу, испытают моральное удовлетворение от результатов внеучебной деятельности.
Метапредметные: (универсальные учебные действия):
познавательные;
общеучебные: сформируют ответы на вопросы по теме занятия; построят речевые высказывания в устной форме;
логические: будут совершенствовать мыслительные операции;
коммуникативные: будут слушать ответы одноклассников, считаясь с их мнением, тактично, корректно и аргументировано высказывать свою точку зрения;
регулятивные: примут и сохранят учебно-воспитательную задачу; спланируют действия согласно поставленной задаче; смогут осуществить контроль своей деятельности.
Конспект внеклассного мероприятия в 5 «а» классе «Мы дети – мы имеем право»
СЛАЙД 1 (кластер):
Все лучшее. Что в человеке есть
Его права и жизнь его, и честь
А жизнью пользуясь по праву,
Я гордо говорю: имею право
Свободно жить под солнцем и луной
И восхищаться красотой земной
Не быть рабом и пыток не терпеть,
А песню жизни вдохновенно петь.
А если причинят мне вред, урон,
Поможет Конституция. Закон.
Перед законом ,совестью равны
Живут народы ни одной страны
А подрасту - поможет мне держава
Работу выбрать - имею право.
Ну а пока я ученик:
Учу уроки, подаю дневник.
Досугу - час
А школе – все внимании
Использую я право на образование.
Имеем право мы иметь права,
Но ведь моралью люди связаны.
Поэтому чтобы достойно жить,
Мы очень многое обязаны.
Воспитатель: Добро пожаловать на заседание дискуссионного клуба. Строчки из стихотворения, которые прозвучали сейчас, обращены к вам, ребята. Какие ассоциации возникают, когда вы слышите слово «право»? Заполните кластер этими словами.
Право
Ответы детей:



(Права, жизнь, честь, конституция, закон, держава, работа, ученик, школа, образование, мораль, обязанность).
- право на жизнь
- право на имя при рождении и гражданство
- право на семью
- право на заботу и защиту со стороны государства
- право посещать школу и учиться
- право на равенство
- право свободно выражать свои мысли
- право на собственное мнение
- право на получение информации
- право на защиту от насилия и жестокого обращения
- право на медицинское обследование
- право на отдых досуг.
СЛАЙД 2: (составить предложение из отдельных слов)
Классный руководитель: А теперь, ребята, из отдельных слов, представленных на экране, составьте название темы нашего мероприятия.
Ответы детей: Тема нашего мероприятия называется «Мы дети – мы имеем право».
СЛАЙД 3: Название темы занятия «Мы дети – мы имеем право».
Воспитатель: А какова цель мероприятия?
Ответы детей: (Познакомиться с правами детей).
Воспитатель: Правильно, молодцы! В ходе мероприятия вы получите представление о значимости Конвенции о правах ребенка, познакомитесь с понятиями «права» и «обязанности», узнаете как защищать свои права и как относится к правам других людей.
СЛАЙД 4: (Цель мероприятия)
Вступительная беседа
Воспитатель: Подумайте и скажите, что означает слово «право»
Ответы детей: 1 ученик: права – это правила, по которым люди живут в стране.
СЛАЙД 5: (Что такое право?)
2 ученик (в костюме мудрого филина): В словаре русского языка С. И. Ожегова право определяется как совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.
Классный руководитель: (обобщение). Мы – граждане Российской Федерации, демократического государства, и мы гордимся, что живем в правовом обществе. В какой стране впервые заговорили о демократии? Об этом нам расскажет участник Республиканской научно-практической конференции 2014 года Артем Паскичев.
СЛАЙД 6: Древнюю Грецию можно считать колыбелью демократии – именно там зародились первые демократические государства. Изучая историю Древнего мира, мы впервые, говоря об Афинах, встречаем термин «гражданин», который обозначает личность, наделенную неотъемлемыми правами.
СЛАЙД 7:
Для Афинской демократии характерен высокий уровень политического участия.
Выборность, многоступенчатые методы отбора (жребий, прямые выборы)
Верховенство закона и равенство всех перед законом. Афиняне считали себя свободными, потому что повиновались только закону.
Политическое равенство граждан. Слитность прав и обязанностей гражданина участвовать в управлении государством. Гражданин не только имел право, но и был обязан участвовать в политической жизни, даже если его интересы находились вне сферы политики. За уклонение от служения государству гражданина могли изгнать из полиса.
Решение вопросов по большинству.
Одна и та же должность (за исключением военных) не могла быть занята одним и тем же человеком дважды. Короткие сроки службы для всех.
Демократическая система формировалась долгое время, начиная с эпохи Солона. Время наибольшего могущества Афин, наибольшей демократизации политического строя и расцвета культуры падает на годы правления Перикла.
СЛАЙД 8: Многие символы античной демократии вошли в современные демократические модели общественного устройства: верховенство закона, равенство всех граждан перед законом, равенство политических прав, решение вопросов по большинству.
В Российской Федерации граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
Право участвовать в референдуме;
Право на равный доступ к государственной службе;
Право участвовать в отправлении правосудия.
Процесс развития демократии длителен, многообразен и противоречив. Он продолжается и в настоящее время.
СЛАЙД 9: (Каждый ребенок должен знать)
Воспитатель: Спасибо, Артем. А каковы ваши права, права детей? Ребята, вы должны знать, что у вас есть права и они закреплены за вами Международной конвенцией о правах ребенка, которая была принята комиссией ООН 20 ноября 1989 года. В нее входили представители очень многих стран. С тех пор этот день считается Всемирным днем ребенка.
Конвенция - это международное соглашение, которое предусматривает, что все государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии. 54 статьи входят в Международную Конвенцию о правах ребенка. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся.
Воспитатель: Где еще зафиксированы права детей?
Ответы детей: Права детей зафиксированы в Конституции, законах, указах.
Воспитатель: Кто их утверждал?
Ответы детей: Разрабатывали их президент и депутаты.
Воспитатель: А почему приняли Международную Конвенцию о правах ребенка?
Ответы детей: Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы многих стран решили объединиться, чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем.
СЛАЙД 10: (Штаб-квартира ООН)
Классный руководитель: Наиболее авторитетной организацией среди общественных и государственных, является ООН (Организация Объединенных наций; штаб-квартира в г. Нью-Йорке). Она была создана в октябре 1945 года. 10 декабря 1948 года государствами, входящими в ООН, была подписана Всеобщая декларация прав человека (показ документа). Это – нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще – и ни слова о детях. А именно дети нуждаются в особом внимании и защите со стороны государства, так как по–прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, аварии, стихийные бедствия, эпидемии, совершаются преступления, в результате которых страдают дети. Поэтому 20 ноября 1989 года ООН приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка».
СЛАЙД 11: А теперь игра - «Имена».
Воспитатель: Каждый по очереди называет свое имя и добавляет прилагательное, которое начинается на ту же букву что и имя, например, Раиса – разумная.
СЛАЙД 12: (Интерактивная беседа: «Право на имя». Я – человек. Я имею права).
Воспитатель: Ребята, имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?
Ответы детей: Конечно, имеем.
Воспитатель: Можете ли вы доказать, что вас зовут так, а не иначе? Каким образом?
Ответы детей: Наши имена, фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождении.
Воспитатель. Да, это ваш первый важный документ. Что еще записано в свидетельстве о рождении?
Ответы детей: Там еще записаны имена наших родителей.
СЛАЙД 13-19: (на доске показываются права детей с последующим пояснением)
Классный руководитель: Ребята, посмотрите, какие еще есть права у всех детей мира?
СЛАЙД 13: Право на заботу и защиту со стороны государства
СЛАЙД 14: Право ребенка жить и воспитываться в семье
СЛАЙД 15: Право ребенка выражать свое мнение
СЛАЙД 16: Право на защиту от насилия и естокого обращения
СЛАЙД 17: Имущественные права ребенка
СЛАЙД 18: Право на отдых и досуг
СЛАЙД 19: Право ребенка на равенство
Воспитатель: Ребята, а если права нарушаются, куда надо обращаться?
Ответы детей: Когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу.
Воспитатель: А что такое консультация? Кто такой юрист?
Давайте снова обратимся к мудрому филину.
СЛАЙД 20: (мудрый филин): Консультация - это совет, разъяснение, а юристы это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, вы, ребята, сможете защитить себя от произвола и самоуправства.
Воспитатель: А вы сможете представить себя в роли юристов? Итак, мы в юридической консультации. На прием в юридическую консультацию пришли
герои литературных произведений.
Сценка 1. (за столом сидит юрист, входит Маугли, здоровается).
СЛАЙД 21: Маугли: Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?
Юрист: Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до 18- летнего возраста. Вам еще нет 18 лет, значит, Вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.
Маугли: Но я плохо говорю человеческим языком. Я хорошо умею говорить на языке зверей и птиц. Люди посадили меня в клетку, и обращаются со мной как с животным. Имеют ли они на это право?
Юрист: Согласно Конвенции «О правах ребенка», никто не имеет права унижать Ваше человеческое достоинство. Также, согласно данной конвенции никто не имеет права подвергать Вас жестокому насилию и оскорблению. Более того, Вы имеете право на свободу перемещения и на медицинское обследование, образование, развитие своих способностей. (Маугли благодарит юриста и уходит)
Воспитатель: (обобщает) Согласно конвенции «О правах ребенка», каждый ребенок, даже в чем- то неполноценный, должен жить в условиях, не унижающих его достоинства.
СЛАЙД 22: Гарри Поттер (Следующий посетитель): Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Я хотел бы знать, не нарушает ли он мои права?
Юрист: Согласно Конвенции «О правах ребенка», каждый ребенок имеет право на личную жизнь, на тайну переписки. И, конечно, согласно Конвенции «О правах ребенка», каждый ребенок имеет право на уважение его достоинств.
Классный руководитель: Почему права детей не всегда соблюдаются?
Ответы детей: Не все знают права детей. Не все считают детей полноправными гражданами.
СЛАЙД 23: Здоровьесберегающая пауза (Игра «Я право имею или…»)
( Дети становятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры и называет предложения. Если действия, описанные в том или ином предложении приемлемы для класса, дети передвигаются по кругу и занимают свободные места. Если какие-то действия неприемлемы для класса, то дети остаются на своих местах).
Воспитатель:
1. Никто не должен бояться высказывать свое мнение по любому вопросу.
2. Будь лично ответственным за свои слова и поступки.
3. В классе должна существовать дружба только между мальчиками и девочками в отдельности.
4. В классе все равны независимо от национальности, пола и убеждений.
5. Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.
6. В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее.
7. В классе должен быть вожак, и все должны ему подчиняться.
8. Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи.
9. Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто
не должен драться или обижать других.
10. Наш класс – дружный коллектив, поэтому у нас все общее. Можно брать в постоянное пользование любую вещь, которая тебе понравилась.
11. Нужно быть лично ответственным за свои слова и поступки.
12. Следить за порядком и чистотой только на своей парте, остальное – уберет дежурный.
13. Содержать в чистоте кабинет, установить график дежурства.
14. Вести себя хорошо только на уроке, а на переменах можно баловаться и шалить.
СЛАЙД 24: (Золушка и принц)
Мудрый филин: Ребята, я совсем забыл про письмо! Сегодня вечером принц Сказочного королевства устраивает бал! Приглашаются все знатные люди! (появляются сестры)
Сестра: Золушка! Ты слышала? Нас пригласили на бал принца.
Сестра: Помоги нам поправить наряды (Золушка помогает).
Сестра: А что, Золушка, хотелось бы тебе поехать на бал?
Золушка: Что вы, сестрицы? Вы смеетесь надо мной! Разве меня пустят во дворец в этом платье и башмаках?
Мачеха: (дочерям) Красавицы мои, собрались?
2 сестра: Сейчас, маменька, только в зеркало посмотрим. Золушка копается, никак нас не оденет.
Золушка: Матушка, можно я тоже поеду. Я надену какое-нибудь из старых платьев сестриц?
Мачеха: И думать забудь! Не хватало еще, чтобы ты в таком виде показалась в приличном обществе. Да у тебя и дел много: пол подмести, ужин приготовить, посуду перемыть, посадить розы у меня под окном, перебрать гречку и горох. Ну, если управишься, то можешь потом приехать на бал.
Золушка: Я за три дня не смогу все это сделать!
Воспитатель: Не расстраивайся, Золушка, послушай, что тебе скажут ребята.
Ответы детей: Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг. И никто не может лишить тебя права. Даже эта злая мачеха. Иди, собирайся на бал.
Золушка: Большое спасибо вам, ребята!
СЛАЙД 25: (Можно ли права отделять от обязанностей?)
Воспитатель: Ребята, я хочу напомнить последние строчки стихотворения,
которое прозвучало вначале нашей встречи.
«…поэтому, чтобы достойно жить,
Мы очень многое обязаны».
Мы - школьники. Класс- это наша школьная семья, в которой мы должны
жить, а это значит, не только иметь права, но и обязанности. Вот послушайте
один из эпизодов школьной жизни:
Воспитатель: «Маша, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску,
полей цветы».
Маша: «Вы не имеете права заставлять меня дежурить. Конвенцией прав
ребенка запрещено насилие над детьми».
Воспитатель: Объясните, пожалуйста, Маше, в чем она не права.
Ответы детей: Кроме прав у Маши есть и обязанности дежурного, как у всех
детей класса. Кроме того, у нее есть обязанность уважать права других детей.
Воспитатель: Я хочу вспомнить недавний эпизод из жизни класса. Это - порча школьного имущества. Как вы считаете, правильно ли поступила администрация школы, когда обязала родителей мальчиков отремонтировать испорченный ими стул? Нарушены ли были их права?
Ответы детей: (беречь имущество класса, исправлять причиненный вред)
Воспитатель → Забурдаев Иван: После этого случая я очень сильно задумался и с огромным желанием принял участие в конкурсе, посвященном 20-ти летию Конституции Российской Федерации. Я написал рассказ «Моя страна – Россия. Я – ее гражданин», в котором выразил свое отношение и гражданскую позицию. Вот, послушайте несколько строк. «Я – гражданин великой страны - Российской Федерации, самого большого государства в мире. Я пользуюсь правом жить, иметь имя и семью, посещать школу и учиться, имею право на заботу и защиту со стороны государства, родителей. Я ни на минуту не сомневаюсь в то,что именно права человека делают нас людьми. Наши права – это те принципы, благодаря которыммы ощущаем свое человеческое достоинсво. Поэтому главная обязанность любого гражданина – не нарушать закон».
Воспитатель — Паскичев Артем:
А вот послушайте выдержки из конкурсного сочинения Паскичева Артема «Если бы я был
полицейским». «Если бы я был полицейским, сделал бы так, чтобы на улицах города люди в любое время чувствовали себя в безопасности. Полицейский должен быть всегда полицейским независимо от того, надел ли он форму. В любой ситуации он должен чувствовать ответственность за окружающих и помогать им. Профессия эта очень важная и требует о человека твердости характера, выдержки, самоотдачи и жесткой дисциплины».
СЛАЙД 26: (Вопросы анкеты)
Классный руководитель: А теперь, ребята, посмотрим, насколько хорошо вы знаете свои права. Вам предлагаются 6 высказываний и три варианта ответов к каждому. Выберите правильный вариант ответа.
АНКЕТА
1. Ребенком, согласно Закону о правах ребенка, считается человек:
а) с момента рождения до 18 лет;
б) с момента рождения до 10 лет:
в) с момента рождения до 16 лет.
2. Дети имеют равные права при условии:
а) если они родились в одной стране;
б) если они родились в законном браке;
в) независимо от различных обстоятельств.
3. Жестоко, грубо, оскорбительно с ребенком имеют право обращаться:
а) родители;
б) сверстники;
в) никто.
4. Ребенок, живущий с родителями в собственном доме или в государственной квартире, имеет право на жилище:
а) всегда и при любых обстоятельствах;
б) только пока живет с родителями;
в) пока живы родители.
5. Ребенок имеет право на свободное выражение собственного мнения:
а) безоговорочно;
б) не имеет;
в) если это не наносит вреда другим людям.
6. С какого возраста у человека появляются права:
а) с рождения;
б) с 10 лет;
в) с 16 лет.
СЛАЙД 27: Классный руководитель: Все граждане России подчиняются законам Российской Федерации, и наш классный коллектив, как и любой другой, живет по своим определенным законам, которые занесены в Конституцию класса. Она оформлена в виде красочного буклета.
СЛАЙД 28: Ученик имеет право на:
- откровенное выражение своего мнения относительно жизни класса и школы;
открытую оценку своих знаний по каждому предмету соответственно своим знаниям и умениям;
отдых в перерывах между уроками;
помощь учителей в овладении знаниями;
уважение своей личной жизни и достоинства;
участие во внеклассных и внешкольных делах;
поощрение за успехи в учебе общественной деятельности;
участие в планировании жизни классного коллектива;
охрану труда и здоровья во время учебно-воспитательного процесса.
СЛАЙД 29: Ученик обязан:
уважать взгляды, свободу и достоинство окружающих его людей: сверстников и взрослых;
достойно вести себя в классе, школе и за ее пределами;
овладевать знаниями и практическими навыками;
участвовать в общественно-полезном труде;
беречь имущество класса, исправлять причиненный вред;
ходить опрятным;
дежурить в классе, школе, столовой;
ответственно относиться к выполнению поручений классного
руководителя и воспитателя;
заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни и своих товарищей.
Воспитатель: А как же быть с правилами и обязанностями в семье? Вашему
вниманию предлагается небольшая сценка.
Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын: А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!
Воспитатель: Пожалуйста, помогите разобраться, кто здесь не прав.
Ответы детей: Сын нарушает права соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.
Воспитатель: («Ученик – родитель – ученик»). А часто ли вы говорите с учителями, родителями о взаимопонимании детей и взрослых, о правах и обязанностях? Давайте послушаем Ваню Забурдаева, его маму, Елену Васильевну, и Машу Кадырову.
Маша Кадырова: Взаимоуважение и взаимопонимание членов семьи помогают избежать конфликтных ситуаций в семье. Взрослые сильнее нас. Некоторые родители бьют своих детей, дергают за уши, дают подзатыльники, а это так больно и обидно. Называют своих детей различными кличками, это обижает и вызывает ответную реакцию. Родители моего знакомого часто ссорятся в присутствии мальчика, а его заставляют, чтобы он не ссорился с ребятами, не говорил грубых слов.
Елена Васильевна, родитель: Да. Я согласна. Все, о чем ты говоришь неправильно. Но даже в таких ситуациях надо уметь входить в положение других людей. Возможно, дети своим поведением провоцируют взрослых на подобные поступки. Ведь мы говорим о взаимопонимании. Понимаете ли вы своих родителей в их стремлении дать вам хорошее образование, вырастить вас здоровыми? Так что терпимость и милосердие друг к другу должны быть взаимными. Постарайтесь понять чувства и настроение родителей. Хотя, унижать ваше человеческое достоинство, не позволено никому, даже нам, вашим родителям.
Ваня Забурдаев: А я знаю, что мы огорчаем родителей гораздо чаще, чем они нас, а их заботу и поддержку мы чувствуем постоянно. Значит, надо задуматься о том, в чем причина отсутствия взаимопонимания. Ребята, так ли мы терпимы и милосердны по отношению к родителям, как они к нам? Послушайте стихотворение, которое я написал в минуты своего раздумья.
(Читает стихотворение и задает вопрос одноклассникам:
Мама, папа, вас лучше нет,
Вы самое лучшее. Что есть у любого
И сколько бы мне ни было лет,
Никогда не забуду сердечного света такого.
Вы все, что, действительно, дорого мне,
Вы все, о чем могу я мечтать-
И даже в самом неистовом сне
Теплее вас никто не может встречать.
Не представляю, как вам под силу
Оберегать меня и держать в узде
Я хочу пожелать вам счастья, добра
И успехов везде!
А вы с такой же любовью и заботой относитесь к своим родителям?)
Ответы детей:
Воспитатель: Ребята, а мы, классный руководитель и воспитатель, не нарушая ваши права, хотим, чтобы вы стали самостоятельными, активно участвовали в конкурсах, фестивалях и социальных проектах различного уровня. Все достижения в учебной и общественной работе отражены в ваших «Портфолио». Продолжайте радовать нас новыми успехами и достижениями. Посмотрите, сколько их у нас в этом году. Хотелось бы отметить Забурдаева Ивана, Паскичева Артема, Кадырову Марию, Дыцкову Светлану, Логинову Александру, Шаповалова Егора, Аксайкина Ивана, Кольцову Александру. Эти грамоты и дипломы - доказательство вашего плодотворного труда.
Подведение итогов.
Воспитатель: Полезно ли детям знать свои права? Понравилось ли вам
выступать в роли юристов?
Ответы детей: Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе.
Свои права знать нужно, но необходимо помнить и про обязанности, не нарушать прав других людей.
Классный руководитель: Итак, ребята, подведем итоги нашего мероприятия.
СЛАЙД 30: РЕФЛЕКСИЯ-РЕСУРСНЫЙ КРУГ «Закончи предложение».
Цель: подведение  итогов урока,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в
начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  
Содержание: Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я научился…
у меня получилось …
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Воспитатель: Наш класс тесно сотрудничает с музейным комплексом. Занятия историко-краеведческого кружка проходят дважды в месяц. На базе городской и школьной библиотек для нашего класса работает клуб «Хочу все знать». Совместно с библиотекарями ребята готовят внеклассные мероприятия, посвященные тем или иным событиям и датам. Проблемы психологического характера, периодически возникающие в классе, мы решаем совместно со школьным врачом, психологом и социальным педагогом, приглашая на встречи с ними родителей и детей.
Ребята, пусть в вашем доме всегда будет мир, покой и счастье. Пусть вас
окружают добрые и отзывчивые люди, хорошие и верные друзья.
Спасибо за внимание!
Заключение
Итак, при организации дискуссии на внеклассных занятиях существенны ориентация на специальное обучение поисковым процедурам, формирование культуры рефлексивного мышления. Ход занятия был построен в соответствии с требованиями ФГОС: последовательно соблюдались все этапы от «вызова» до «рефлексии». Детям было предложено самим назвать тему занятия (составить предложение из отдельных слов), активно работали в течение всего занятия, оценили важность и актуальность изучаемой темы. Проведенное мероприятие способствовало формированию универсальных учебных действий: личностных – умение правильно оценивать ситуацию; регулятивных – умение организовывать свою деятельность, увидеть проблему; познавательных – умение результативно мыслить, извлекать информацию, добывать новые знания, анализировать, обобщать, сравнивать; коммуникативных – умение общаться со своими одноклассниками, уважать их права, отстаивать свою точку зрения и знать свои права и обязанности. Общение в ходе дискуссии способствовало тому, чтобы учащиеся искали различные способы выражения своей мысли, повышали восприимчивость к новым сведениям, новой точке зрения, поступательно обогащались как самореализующиеся личности и смогли надолго сохранить общечеловеческие ценности: сотрудничество, уважение своих и чужих прав, неприятие к противоправным действиям.
Библиографический список
Кулинич Г.Г. Школьный клуб: Сценарии мероприятий и праздников (5-11 классы). – М.: ВАКО, 2007. 272 с.
Множина А.А. «Твои права на каждый день». 200131.ppt (5 кл.)
Орлова В.В. Внеклассное мероприятие по обществознанию по теме "Поговорим о правах и обязанностях ребенка". (5 кл.) http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo
Половкова Н.А. Внеклассное мероприятие по теме «Права ребенка». Презентация (4-6 классы).
Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2014. – 320 с.
Толковый словарь С. И. Ожегова,
Картинки к презентации: http://www.labirint.ru/screenshot/goods/171304/3/ http://go.mail.ru/search
http://www.holst.od.ua/plakats/kinder.php.
http://klevcova.beon.ru/6020-182-anime-kartinki-po-garri-potteru.zhtml
http://kabinet-egf.at.ua/load/klassnoe rukovodstvo/
Приложение 1.
Конституция обучающихся 5 а класса
Права
Ученик имеет право на:
откровенное выражение своего мнения относительно жизни класса и школы;
открытую оценку своих знаний по каждому предмету соответственно своим знаниям и умениям;
отдых в перерывах между уроками;
помощь учителей в овладении знаниями;
уважение своей личной жизни и достоинства;
участие во внеклассных и внешкольных делах;
поощрение за успехи в учебе и общественной деятельности;
участие в планировании жизни классного коллектива;
охрану труда и здоровья во время учебно – воспитательного процесса.
Обязанности
Ученик обязан:
уважать взгляды, свободу и достоинство окружающих его людей: сверстников и взрослых;
достойно вести себя в классе, школе и за ее пределами;
овладевать знаниями и практическими навыками;
участвовать в общественно – полезном труде;
беречь имущество класса, исправлять причиненный вред;
ходить опрятным;
дежурить в классе, школе, столовой;
ответственно относиться к выполнению поручений классного руководителя и воспитателя;
заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни и своих товарищей.