Статья «Позволяют ли новые подходы в обучении успешно пройти период адаптации в 1 классе».


Проект исследование в действии.
Тема: «Позволяют ли новые подходы в обучении успешно пройти период адаптации в 1 классе».
Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства - это первая заповедь воспитания… Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться.
В.А. Сухомлинский.
Пройдя первый этап курсов повышения квалификации 2 – го уровня по кембриджской программе я изменила свой взгляд на методику преподавания. Учебный год я начала с процесса обучения первоклассников. Исходя из этого, тема моего исследования звучит следующим образом: позволяют ли новые подходы в обучении успешно пройти период адаптации в 1 классе.
Адаптация – естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. (http://ru.wikipedia.org)
Первый год обучения в школе – очень сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает  нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда,  сосредоточенной работы на уроках и  удержания правильной рабочей позы. В  1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, учителю и родителям необходимо знать и учитывать индивидуальные особенности  детей. С первых дней школа ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил.
            Ребенок, пришедший впервые в школу, встречает новый коллектив детей и взрослых. Он учится строить отношения со сверстниками и педагогами, выполнять устав школы, идет привыкание к новой системе получения знаний. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение.
Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе,  не отвлекаться и следить за мыслью учителя,  делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют,  сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции.
Для максимально быстрой и безболезненной адаптации я решила сделать акцент в своей работе на использование новых подходов в обучении. Именно новые подходы в преподавании могут помочь первоклассникам легче пройти первый месяц адаптации.
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1 Круг пожеланий
209551549400Большое внимание следует уделять групповой работе, так как только она на первом этапе помогает первоклассникам в игровой форме безболезненно адаптироваться к учебному процессу. Дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчиняться и руководить. Мною при использовании метода групповой работы регулируются внутриколлективные отношения. Ребята придерживаются основных правил работы в группе, которые "вырабатывают и утверждают совместно с учителем".

Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2 Работа в группе
«Коллаборативное обучение – обучение в сотрудничестве представляет собой философию взаимодействия, в то время как совместная работа является формой взаимодействия, направленной на содействие достижению конечного результата или цели» (Руководство для учителя 2–го уровня 2014 страница 228). Используя диалогическое обучение на уроках, я развивала устную речь учащихся, по мнению Выгодского Л. С. «речь является главным инструментом обучения». Применяла на уроках такие типы бесед как кумулятивная беседа, исследовательская беседа, что помогло учащимся высказывать свое мнение, правильно выстраивать простые предложения, умение обмениваться своими мыслями и идеями. «В диалоге ученики (ровно как и учителя) являются равноправными партнерами, прилагающими все усилия для получения согласованного результата и испытывающие и развивающие процесс, определенный Мерсером (2000) как совместное приобретение знаний или вовлеченность в процесс «обмена мыслями» (Руководство для учителя 2–го уровня 2014 страница 250).
«Александер утверждает (2008) полагает, что беседа в обучении не является односторонним процессов общения, напротив – взаимный процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на основе обеспечивают динамику обучения ученика». (Руководство для учителя 2–го уровня 2014 страница 250).
Изучив подробно литературу (Программу, руководство для учителя) я для себя наметила план работы, в который включает в себя систему семи модулей. Таким образом, я применяла ИКТ, новые подходы в обучение, критическое мышление, оценивание, талантливые и одаренные, управление и лидерство, и преподавание в соответствии с возрастными особенностями.
Действительно ли данные модули, а в особенности новые подходы в обучении, влияют на успешную адаптацию первоклассников к школе? Влияют ли новые подходы в обучении на развитие познавательной активности? Как групповая работа способствует сплочению коллектива?
Учитывая все вышеперечисленное, я составила план работы с учащимися для дальнейшей работы.
Для решения этих проблемных вопросов я спланировала КСП и ССП. На данный момент я являюсь классным руководителем 1 класса. В настоящий момент главная проблема является то, что не все дети были организованы (посещали детский сад). В классе 12 человек, посещали детский сад 7 человек, без подготовки были 5 человек. Для этих детей проблема адаптации была наиболее актуальна. Учитывая все эти проблемные вопросы, я выбрала учащихся А, В, С для наблюдения.
-48073187


Ученик АЛегко и быстро усваивает материал в объёме в соответствии с возрастом.
Отличается способностью обобщать. Умеет активно отвечать на вопросы. Свободно переключаются с одной деятельности на другую. Нужна, постоянна смена деятельности, нет усидчивости.
Ученик В72263026670 К обобщению материала в состоянии подойти только после выполнения целого ряда промежуточных видов работы. Обладает основным объемом знаний, определенных программой.
Ученик С498475544195 С большим трудом и не всегда в полном объёме усваивает изученный материал.
Не может выделить главное из общего. Воспроизводит лишь отдельные фразы, слова. Не в состоянии обобщать предметы в группы, устанавливать связь между ними.
Отличается инертностью мышления, не может руководствоваться правилами даже в знакомой ситуации.
Крайне затруднён, а часто и просто невозможен переход от одного вида мышления к другому.
Несмотря на то, что я для наблюдения выбрала 3 учащихся, в исследовании участвовал весь класс. Составляя планы уроков, я учитывала возрастные особенности и проблемы класса.
Тема первого урока «Ознакомление с окружающим миром».
Цель:
Научить различать живую природу от неживой. Познакомить с понятием, что такое окружающий мир и природа. Создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
На первом уроке было задание детям составить коллаж. Для этого каждой группе были даны разрезные картинки. Каждая группа получила свое задание: 1 группа – «Живая природа», 2 группа – «Неживая природа», 3 группа – «Предметы сделанные руками человека». В целом с данной работой класс справился на среднем уровне.
Наблюдая за учеником «А» я отметила, что он сразу взял на себя ответственность, быстро ориентировался в группе, объяснял задания тем членам группы, которые не до конца поняли задание. Проявлял лидерские качества. Ученик группы «В» не сразу включился в работу, было видно, что он выбрал позицию наблюдателя, но когда ему дали роль спикера он показал хорошие знания по данной теме. С учеником группы «С» было сложнее, он имел скучающий вид, не хотел включаться в учебный процесс, так как имел пробелы в знаниях по данной теме, имея слабый словарный запас, не мог включаться в работу. Проблема была еще в том, что он не посещал детский сад и группу предшкольной подготовки.
Рефлексивный анализ показал, что приемы работы детям понравились, им было интересно работать в группе, создавать коллаж. Применяя экран настроения, прослеживалась то, что в конце урока у учащихся поднялось настроение, это было видно по цвету фишек. Групповая работа помогла учащимся быстро найти общий язык, на первом уроке помогла вовлечь в работу каждого ученика и тем самым помогла в адаптации.
Тема второго урока звучала так: «Явления природы». Цель данного урока познакомить учащихся с явлением природы.
Учащиеся работу начали с деления на группы, так как это им было уже знакомо, они быстро включились в работу. Каждая группа получила карточки с изображениями явлений природы по временам года, их задача была определить для какого времени года характерны данные явления природы.
Ученик уровня «А» с интересом включился в работу и подключил в эту работу всех своих членов группы. Активно участвовал в обсуждении, приводил свои примеры из личного опыта.
Ученик «В», смотря на работу одноклассников, включился в обсуждения, предложил нарисовать дождливую осень, также он заметил, что и весной идут дожди.
Ученик «С», уже более активно начал включаться в обсуждения, предлагал свои идеи, советовался со всеми членами группы.
Просмотрев видеоролик «Явления природы», учащиеся смогли увидеть то, что они справились с заданием и указали правильные времена года. Каждая группа оценила себя, поставив каждому смайлик. И ученик «С» был очень доволен, что его группа оценила его старания.
Домашнее задание было придумать несколько вопросов по пройденной теме.
Каждая группа указала своего сильного участника и пассивного, пожелав ему на следующий урок быть более активным.
Тема третьего урока: Смена дня и ночи, значимость дня и ночи в жизни растений, животных и человека. Задачи: познакомить со сменой дня и ночи, показать значение в жизни животных, расстений, человека.
Данный урок начался с приема критического мышления «Горячий стул», этот прием позволил увидеть, насколько дети усвоили пройденный материал.
Изучение новой темы началось со стихотворения, и я поставила проблемный вопрос «Какая тема нашего урока?».
После просмотра видеоролика «Природа» каждая группа получила задание с проблемной ситуацией
«Что будет, если на земле не будет солнечного света с растениями?»
«Что будет, если на земле не будет солнечного света с животными?»
«Что будет, если на земле не будет солнечного света с человеком?»
Выводы детей показали, что данная тема была усвоена, но с учетом возрастных особенностей варианты ответов были не точными. Например: люди и животные выживут, а растения погибнут.
Ученик «А» работая в группе, стал более ответственно подходить к выполнению работы, и частая смена деятельности дает возможности открыться в разных направлениях.
Ученик «В» иногда высказывает свои мысли и берет на себя ответственность за выполнения работы.
Ученик «С» стал прислушиваться к ответам одноклассников, иногда принимает участие в обсуждении, отвечает на простые вопросы.
Проводя рефлексию, учащимся было предложено оценить свою работу на уроке (пассивно, активно).
Дано было домашнее задание сделать творческую работу из осенних листьев.
Обсуждая задания в группе, происходило более близкое знакомство среди учеников, что позволяло ближе познакомиться и проявить свои нравственные качества. Диалоговое общение помогает сближению и оказывает благотворное влияние на адаптационный период.
Урок 4 тема: «Наблюдение за окружающим миром».
Задачи: Закрепить знания об окружающем мире.
Урок начался с презентации творческих работ, детям были розданы стикеры в форме осенних листов. Задача детей была приклеить стикер под понравившейся им работой. Данная работа помогла провести критериальное оценивание, объяснить, почему именно они выбрали эту работу. Следующим этапом урока была экскурсия на природу цель, которой была закрепить ранее изученный материал раздела. На экскурсии уделялось больше диалоговому обучению, дети высказывали свои мнения, наблюдения, делились личным опытом.
Домашнее задание: «Почему желтеют листья?», «Правда ли, что деревья ложатся спать?», «Куда исчезли насекомые?», «Какие изменения происходят в жизни животных осенью?».
Ученик «А» выполнил аккуратную работу, но при помощи родителей. Активно принимал участие в обсуждении осенних изменений на экскурсии.р. овлУченик «В» выполнил работу самостоятельно, аккуратно. На экскурсии он рассказал стихотворение об осени, поделился своим знаниями об осенних приметах. Так он в свой ответ включал интересные факты из личного опыта.
Ученик «С» его работа была отмечена мной, как самостоятельно выполненная. На экскурсии он внимательно слушал рассказы одноклассников, собирал яркие листья. Когда он отвечал на вопросы учителя, его ответы стали развернутыми, предложения стали полные и связанные.
Рефлексия прошла в виде «Руки дружбы», каждый ребенок получил трафарет ладошки, на каждом пальце надо было нарисовать лицо и подписать имя своего одноклассника, с кем ему было комфортнее работать в группе. И из этих ладошек составили солнце, таким образом, подвели итог, что мы единый коллектив и мне это позволило увидеть наиболее значимых детей (имена которых повторялись), т.е. лидеров.
Групповая работа помогла мне создать благоприятную атмосферу для адаптации. На своих уроках я старалась создавать благоприятную эмоциональную атмосферу, давала возможность детям проявить себя в роли ученика, раскрыть свои творческие способности, тем самым помогая ближе познакомить учащихся, друг с другом именно при выполнении групповая работа создается атмосфера, способствующая успешной адаптации в учебном процессе.
Подводя итоги своей работы, хочу отметить, что все запланированное я выполнила. Накопительная база: фото, «Экран настроения» (вклеенные бланки в дневники учеников), беседы с учениками и родителями, анкеты, все это достаточная накопительная база. В первом классе я работаю впервые, конечно же, было тяжело, тем более вводя в уроки такие модули, как новые подходы в обучении, критическое мышление. Групповая работа одна из главных форм работы, которую я использовала, благодаря ей у учащихся появляется желание узнать новую информацию, поделиться ею с другими. Групповая работа позволила мне создать более широкие контакты между учениками, чем при традиционных формах классно-урочной системы.
Воспитательная ценность заключается в совместном переживании, вызванном решением задач группой и в формировании собственной точки зрения. Из опыта групповой работы я заметила, что учащиеся лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что обязательно сказывается на улучшении психологического микроклимата на уроке.  На моих уроках я старалась, чтобы учащиеся работали, взаимодействуя друг с другом, стали, таким образом, активными субъектами собственного обучения. У них поменялось мнение о значении учебной деятельности.
По моему мнению, групповое обучение вносит новизну в организацию традиционного процесса, способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. Я считаю, что именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему, говоришь то или иное, и обязательно оценивать свои действия.
Грамотно организованная работа в группе, работает на сохранение психического и физического здоровья учащегося. Формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи. В результате общения достигается взаимопонимание, столь необходимое для развития личности, а также и для адаптации. Учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию. У каждого учащегося есть возможность выдвинуть и реализовать идею (по мнению психологов, люди, как правило, поддерживают то, что создают сами).
Работая в группе, у моих учащихся развивалось творческое мышление, они учились ставить самооценку и учились самоуважению. Групповая работа не дает возможности спрятаться, в такой форме работы задействованы все, так как вклад и участие каждого члена повышает производительность в целом.
Достоинства групповой работы в организации учебного процесса на уроке очевидны, но ее нельзя противопоставлять другим формам.
Внедрение новых подходов обучения в структуре урока мотивирует большинство учащихся на положительный результат, появляется интерес к предмету, желание выполнять качественно те задания, которые получают, так и домашнее задание, проявляются лидерские качества, желание обучаться самим, обучать других.
left293370


Сравнительный анализ результатов анкетирования показал, что интерес к учебно –познавательной мотивации возрос благодаря тому, что я использовала новые подходы в обучении. Это видно на диаграммах, которые наглядно показывают рост учебно - познавательной мотивации у первоклассников.
В течение всего периода практики помогал отслеживать уровень адаптации «Эмоциональный экран», который заполняли дети в начале и в конце учебного дня. Именно структура уроков по новым подходам в обучений, а именно групповая работа помогли учащимся пройти период адаптации с хорошим настроением. Что мы и увидим в следующей таблице.
ФИ 1 урок 2 урок 3 урок 4 урок
До После До После До После До После
Вовк Э. Еремин Д. Еркинбеков Т. Иванов Д. Логвиненко К. Майер А. Майер Е. Панарин С. Понеделко Н. Тимофеев А. Тыщенко А. Таблицы для учеников А, В, С.
Рефлексия ученика «А»
Ф.И. ребёнка ________________________

№ предметы До После До После До После До После
1 Ученик «А»
Всё отлично, мне легко, я могу.

Хорошо, нормально, немного подсказки.
Не знаю, мне сложно.


Рефлексия ученика «В»
Ф.И. ребёнка ________________

№ предметы До После До После До После До После
1 Ученик «В»
Молодец, мне легко, интересно

Немного трудно, интересно

Не могу, трудно, скучно

Рефлексия ученика «С»
Ф.И. ребёнка _____________
№ предметы До После До После До После До После
1 Ученик «С» Отлично Хорошо Неудачно

Обработка данных «Эмоциональный экран».
lefttop
0 –ребенок чувствует себя неудовлетворительно.
2- ребенку трудно, скучно.
4 – удовлетворительно.
6-8 - немного трудно, но интересно.
8-12 –ребенок чувствует себя уверенно, справляются с заданиями, с интересом включается в работу.
основываясь на своих выводах исходя из беседы.
По результатам проведенного исследования видно, что уровень успешности у каждого наблюдаемого ученика повысился.
Причины этого я вижу в следующем:
Я включала в свои уроки познавательные игры, такие как «Угадай-ка», «Живое, неживое», «День, ночь».
ФографииДо После
314475-2033 Легко и быстро усваивает материал в объёме в соответствии с возрастом.
Отличается способностью обобщать. Умеет активно отвечать на вопросы.
Свободно переключаются с одной деятельности на другую.
Ученик «А» осваивает материал с интересом, помогая другим учащимся. Выступает в роли лидера в своей группе, распределяет роли. Также активна на
уроках, обладает умением логически мыслить.
254000276225 Обладает основным объёмом знаний, определённых программой.
Выделяет главное, существенное в изучаемом материале лишь после выполнения ряда упражнений под руководством учителя. Умеет отвечать на вопросы последовательно.
К обобщению материала в состоянии подойти только после выполнения целого ряда промежуточных видов работы. Ученик «В» стал самостоятельно выполнять задания, работая в группах, брал на себя ответственность за группу, неоднократно выступал в роли спикера. Ответы его стали полнее, аргументированные.
362585-5080 С большим трудом и не всегда в полном объёме усваивает изученный материал.
Не может выделить главное из общего. Воспроизводит лишь отдельные фразы, слова. Не в состоянии обобщать предметы в группы, устанавливать связь между ними.
Отличается инертностью мышления, не может руководствоваться правилами даже в знакомой ситуации.
Крайне затруднён, а часто и просто невозможен переход от одного вида мышления к другому.
Стал более активным в работе, отвечает на вопросы, научился связывать слова и правильно строить предложения , помогает другим своим одноклассникам если те не успевают, подсказывает. Стал быстрее переключаться от одной деятельности к другой..Стал вести себя более адекватно по отношению к учебной деятельности, стал активнее.
Подведя итоги своей исследовательской деятельности, хочу отметить, что адаптация к школе у первоклассников прошла успешно. Я полагаю, что новые подходы в обучении, а именно групповая работа, диалогическое обучение, основы саморегуляции способствовали тому, что ученики с заинтересованностью изучали учебный материал, находясь в группе, они могли свободно взаимодействовать друг с другом, что дает свободу общение, непринужденность. Также на адаптацию влияло создание психологического комфорта с пожеланием добра и улыбок, что способствовало к созданию благоприятной атмосферы.
Раздел IV: Ограничение процесса проведения исследования в действии и последствия для последующей практике.
Исследование в действии (Action Research) эффективная форма работы, которая помогает увидеть все проблемы в обучении и найти их пути решения. Но в ходе своей работы я столкнулась с рядом проблем:
Вести урок и снимать на видео высказывания детей, было не всегда удобно, так как надо было быстро переключать видео на фото, при этом не нарушать естественную среду работы в классе.
Так как в моем классе учащиеся проходили адаптационный период, было трудно их дисциплинировать, занимал много времени в начале урока организационный момент.
Многие приемы критического мышления не подходили для учеников данного класса, поэтому приходилось подбирать приемы с учетом возрастных особенностей.
При работе в группе не все дети могли найти общий язык друг с другом, так как коллектив находиться на этапе формировании.
Не у всех детей проходит адаптации период (длительная адаптация).
У детей на начальном этапе проходит острая физиологическая адаптация. Учащиеся относительно быстро осваиваются в новом коллективе, находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со сверстниками, с желанием и без видимого напряжения выполняют школьные обязанности. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, т. к. им еще трудно выполнять все правила поведения; хочется побегать на перемене или поговорить с товарищем, не дожидаясь звонка, но к концу октября трудности, постепенно исчезают – ребенок становится учеником. Дети не могли принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками – они играли на уроках или выясняли отношения с товарищем, не реагировали на замечания учителя или их реакция была – слезы, обиды. Как правило, эти дети испытывали трудности и в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих учеников я предполагаю, станет адекватной требованиям школы и учителя.
Так как адаптационный период это длительный процесс, я продолжу работу с использованием новых подходов в обучении, как доказывает моя исследовательская работа это эффективные методы, которые помогают пройти менее болезненно адаптацию к школе. Также буду использовать в своей работе семь модулей программы.
Я буду делиться своим опытом, наработками с коллегами для повышения их педагогического мастерства. Продумаю с МО план работы по ознакомлению коллег с новыми подходами и организую инициативную группу.
Список литературы.
Руководство для учителя. (Второй (основной) уровень). Издание третье.
Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан (Второй (средний) уровень).
Интернет ресурсы (http://ru.wikipedia.org)